Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Сделай себе учителя"

Есть, которые считают, что в отношении простых («низких») вещей они могут самостоятельно понять и решить, и само собой, они не нуждаются в том, чтобы спрашивать «рава».
Мишна говорит, «Сделай себе учителя», _каждый_ еврей нуждается, чтобы у него был учитель — а они думают, что речь идет о каких то возвышенных делах, но, когда речь идет о простых вопросах — он верит в свои силы, и он не нуждается в помощи рава — он может это сам сделать.
И хотя проходит время, и он все еще остается в том же низком положении — тем не менее, он считает, что не стоит идти ради этого к «раву». Он подождет, «пока не изольется на него дух Свыше», пока в нем не пробудится настоящая Б-гобоязненность, и он исправит все, что нужно исправить — своими силами.

Подобно этому есть такие, которые говорят, что они не находят себе «рава».
Они должны знать, что это совет и соблазн дурного начала. Несомненно, «не вдовец Израиль», и невозможно, чтобы среди сынов Израиля не нашелся бы хотя бы один, у которого есть любовь к Вс-вышнему и страх перед Вс-вышним больше, чем у него, и само собой, он может быть для него «равом».
Но — для этого должно быть «сделай» — также от языка «меасин ал цдоко», заставить собственное йеш) и труд — он должен трудиться и искать, пока не найдет себе «рава». Ибо на самого себя — нельзя ему полагаться, и необходимо, чтобы у него был рав. И — «трудился и нашел» — если он будет трудиться и искать действительно — то он найдет себе «рава».
(Тойрас Менахем Гисваадуйот 5713, ч. 1 стр. 72-73)
…Можно найти подобие и пример на это у каждого и каждого — как знает человек в своей душе, что в отношении определенного вопроса он изначально думал, что со стороны святости должно быть так то и так то, и поэтому, громко возмущался и т.д., и потом, когда он исполнил указание Мишны «сделай себе учителя», он убедился, к собственному удивлению, что по мнению его рава, это не со стороны Святости, и т.д., и со стороны кабалат ол (хотя он не понял, почему рав так считает, и более того — он не уверен в его правоте) — он изменил свое мнение, поскольку рав, которого он принял на себя, бегашгаха пратит, сказал ему так то и так то.
(Тойрас Менахем гисваадус 5747, стр. 235-6)

(Гискашрус 731)