Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Нер Ханука… 5643

Тану рабонан “нер ханука…” 5643

(Свободный перевод с иврита ешивы “Томхей-Тмимим” города Одессы.)

Предисловие

Учили мудрецы: “Есть заповедь ставить ханукию снаружи, у входа в дом…” (Талмуд трактат Шабос стр. 21 лист 2). Тойсфойс объясняют это: “Когда вход дома {выходит на улицу} напротив общественного владения, но если вход дома выходит во двор, то надо ставить ханукию на выход со двора {на улицу}”. А Раши, благословенной памяти, {в сказанном ранее определении есть спор между Раши и Тойсфойс} писал: “Надо ставить снаружи, только для того чтобы демонстрировать чудо {хануки}, и не обязательно именно на улице, но только во дворе, так как раньше все дома выходили во двор…”. Объясняет на это {данную цитату Раши} Ребе, — что не надо ставить на улице, но только во дворе. И так же приводит Бейт-Йосеф в симане 671 (תרעו) от имени Раши, — что не обязательно в общественном месте {на улице}. А “ТАВ” {“Тур убарекет”} постановил так же как Тойсфойс, что именно в общественном месте [надо ставить ханукию] (Шабос стр.21 лист 1) . “И где поставить ее (ханукию)…?” — и закон, — слева, чтобы мезуза была справа, а ханукия слева. И писал “ТУР” от имени “Ави hаэзри”, что если нет мезузы на входе {имеется в виду вход освобожденный от мезузы}, тогда надо ставить ханукию справа. И сначала нужно понять, почему заповедь ставить ханукию именно снаружи и именно в общественном владении? И то, что написано: “На входе дома его…”, — это не означает, что ханукия должна быть именно прикреплена к входу (например, как мезуза, про которую пишется: “И пишите на косяках дверей дома вашего…” – что она относится именно к дому, так как на входе в дом обязательно должна быть мезуза. Но не так с ханукией, и не относится она именно к входу в дом.), но главное, чтобы светила в общественном владении, и как писал Тойсфойс, что если дом стоит во дворе, то нужно ставить {ханукию} у выхода со двора; и даже по мнению Раши, который говорит, что не нужно именно на улице, но все таки согласен с тем, что надо ставить во дворе, и вход в дом — не главное в этой заповеди, как понятно из его слов (и посмотри в “ТУВ” в симане упомянутом выше). И следует прояснить, — почему связана заповедь Хануки с общественным владением, и также почему надо ставить ханукальную свечу именно слева, и также необходимо прояснить то, что сказано в Талмуде: “…чтоб мезуза была справа, а ханукия слева…”, — и отсюда ясно, что мезуза с ханукией связаны, ведь только когда мезуза справа, тогда слева может быть ханукия, но если нет, то не может ханукия находиться слева. И поэтому считает “Ави hаэзри”, что если нет мезузы на входе, то нужно поставить ханукию справа. И нужно понять, какая связь есть между мезузой и ханукией, что мезуза именно справа, а ханукия слева? И краткое объяснение этому, что царство Яван {Греция} хотело заставить евреев забыть Твою Тору и преступить законы Твои и желания Твои {нарушить}, и поэтому потом, когда победил царство греков дом Хашмонаев и одолел их, постановили зажигать ханукальные свечи слева, чтобы исправить левую сторону {ситра ахра}, и поэтому нужно ставить в общественном месте, чтобы так же поднять, очистить общественное владение – “тури депруди” (1).

И объяснение тому, что написано выше: “Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет, и назидательные обличения — путь жизни” (Мишлей 6: 23),сравнил заповедь со светильником, а Тору со светом, который светит. И есть два объяснения “светильнику”: 1) это сосуд, который содержит масло и фитиль, и так объясняет Раши (там Гемора “Шабос” стр. 2 цитата “Нейрос”): “Светильник {ланцеш} из золота, внутри которого налито масло и вставлен фитиль”; и 2) масло и в нем фитиль, который удерживает свет. Эти два объяснения имеют один смысл, что главное для существования огня в светильнике, это {совокупность всех его составляющих}, так как без масла не будет огонь светить долгое время {сам фитиль быстро сгорит без масла}, быстро потухнет, и так же свет его не будет чистый. А с помощью масла свет очень чистый {ясный} и горит долгое время. И так же из первого объяснения, что {светильник} это сосуд, содержащий масло, следует, что именно с помощью этого {совокупности составных элементов светильника, без которых он вообще не будет называться светильником} светильник светит, а без этого не смог бы светить вообще {как, например, человек изучающий Тору, но не идущий ее путями, не выполняющий заповеди Все-вышнего, написанные в ней, — он как фитиль без масла, т.е. пока изучает Тору — горит короткое время, но как только заканчивает изучение, выходит в мир и погружается в материальное… “угасает”}. И так же должно быть здесь {в нашей теме}, — чтобы был “и Тора — свет “ нужна именно “заповедь — светильник”, и без “заповедь — светильник” невозможно {существование} “и Тора — свет”.

Алеф

Вот объяснение этой темы: “Ведь, все заповеди одеваются в вещи материальные.” – цицит в шерсть материальную, тфилин в клаф {кожа, пергамент} материальный, четыре вида в лулаве в растения материальные, и также мезуза в клаф материальный, и так все заповеди такие как трумот и маасерот {отделение десятин} и т.д.. И вот существование вещей материальных, произошло от имени Элоким (2) {Элоким – имя указывающее на Вс-вышнего, в Его аспектах творца и властелина физического мира}. И как написано: “Речью hавайе (3) сотворил небеса…”, а речь это уровень Малхус (4) имени Элоким. И поэтому {Тора начинается словами}: “Вначале сотворил Элоким…”, — 32 раза упоминается имя Элоким в сотворении мира. И так как Элоким скрывает и прячет имя hавайе, как написано {для сравнения}: “Солнце и щит, — hавайе и Элоким”, что как щит {гелиевая оболочка солнца} защищает и прячет {землю} от солнечного света, точно так же Элоким сжимает и скрывает свет имени hавайе. И есть очень много сокращений {сжатий} и сокрытий, до такой степени, что появилась {возможность} существования материальных вещей и восприятия видимого нами мира как реальности и вещи полностью отделенной {от Творца}. Но цель сотворения “бытия” из “небытия” {еш меайн} направлена на то, чтобы был битуль (5) “еш” перед “айн”, чтобы “еш” было устранено перед “айн”. И это {возможно} посредством углубления {человеческой} мыслью в величие Эйн Соф (6) {Бесконечного}, Благословен Он, {углублением мыслью} в то, как “Ани hавайе ло шениси…” {Я Вс-вышний не изменился}, что нет никаких изменений {относительно Всевыш-него} до творения и после творения: “Каким Ты был до сотворения мира, таким Ты остался и после сотворения”. И на первый взгляд не понятно, как можно сказать: “Я Вс-вышний не изменился…”?, – ведь есть множество и множество уровней и ступеней в раскрытии Б-жественности, которая светит в каждом отдельном мире по-разному. И так в четырех мирах АБИА {Ацилус, Брия, Иецира и Асия – четыре мира цепочки сотворения миров}, ведь ни один из них не похож на другой. Вот в Ацилус Вс-вышний освещает таким раскрытием Б-жественности {настолько сильным}, что он {Ацилус}, его свет и его сосуды – одно целое, но мир Брия не освещен раскрытием Б-жественности настолько {сильно как Ацилус}. Более того, даже в Ацилус есть разные уровни {в раскрытии света}. Например, в Кесер и Хохма (7, 8) светит свет Эйн Соф с “близкого расстояния”, а в уровне Бина (9) светит “издалека”, и это не в смысле “расстояние” материальное, не дай Б-г, но только то, что в Кесер и Хохма светит большое раскрытие, а в Бина оно не такое большое. И в “Зер Анпин” (10) {Малый Лик} светит через “окно”, что это сжатие более сильное {для примера можно представить себе свет, который на улице, и свет, который светит в комнате через огромную дыру, если нет целой стены, то он чуть — чуть сжатый, а если через окно, то он сжатый и тусклый более, но если в эту комнату свет будет входить вместо окна через маленькое отверстие, то он будет еще более сжатым и тусклым, хотя природа света как в комнате, так и на улице одинаковая}. А в Малхус {светит} через отверстие, что это еще большее сжатие. Но в общем в Ацилус светит раскрытие Б-жественности, которое называется “раскрытием Б-жественного сокрытия” {тот свет, который сокрыт для нас, в Ацилус раскрыт}. Но в мире Брия уже не светит раскрытие Б-жественности {т.е. доля Света, которая принимается этим миром по его возможности, есть, но нет такого полного его раскрытия, как в Ацилус}, и поэтому называется Брия {сотворение} бытия” из “небытия” {еш меайн}. А в мире Иецира свет еще более скрытый, а в Асия сокрытие еще большее {чем в Иецира}, (и как написано относительно этого в другом месте), до того, что в этом материальном мире, в котором мы находимся, “темнота удвоенная и удвоенная” — {свет} сокрыт и спрятан окончательно. И если так, вот {видно, что} есть большие изменения, и тогда {непонятно} почему сказано, что не изменился Вс-вышний вообще? — но смысл таков, что все упомянутые выше изменения – это только относительно принимающих (11). Это {означает}, что мир Ацилус, из–за того, что он очень чистый мир, и так же чисты его сфирот, имеет возможность получить большее раскрытие Б-жественности, а мир Брия, который не настолько чист, как Ацилус, не может получать раскрытие Б-жественности {Элокус} настолько {большое}, и так же Иецира и Асия, до этого материального мира, который из-за того, что пока еще не очистился, не может получить раскрытие Б-жественности. Но все эти {различия} – относительно принимающих {как говорилось ранее в примере с окном, что свет, который входит в комнату через окно или через маленькое отверстие, остается относительно себя таким же, как был, т.е. его природа не меняется; но относительно комнаты (принимающей свет), когда онвходит через то место, где нет целой стены, то он почти такой же, как на улице, но все же уже чуть сжатый, и когда он входит через окно, то он более сжатый, а если представить себе, что за этой комнатой есть еще одна комната, в которую через отверстие в стене заходит свет из первой комнаты, то относительно этой комнаты свет будет еще более сжатый и скрытый чем в первой, и т.д.}, которые не получают свет в полном объеме, но Эйн Соф находится внизу, так же, как наверху действительно {а каждый мир получает свет по своей возможности принять его, по своей духовной тонкости}. И вот написано — “как темнота, так и свет”, что Он {Вс-вышний} присутствует в месте темном так же, как в светлом, и темнота не скрывает Его {потому что нельзя сказать, что Он не находится в материальном, так как Он есть и свет и тьма}. И причина того, что может существовать темнота и сокрытие внизу и того, что стало возможным существование “бытия” материального — это {произошло} со стороны имени Элоким, которое скрывает и прячет {свет имени hавайе} до того {уровня}, что возможно существование “бытия” {т. е. если бы не было такого большого сокрытия, то не было бы возможности существования этого материального мира}, как говорилось выше. И вот сжатие и сокрытие — это только относительно нас, чтобы было {возможно} существование “бытия”, но относительно сущности Эйн Соф не может быть никакого сжатия и сокрытия, не дай Б-г. Как написано “Небо и землю Я наполняю…”, и написано “Наполнена вся земля славой Вс-вышнего и т.д.”, ведь не может скрыть {одну вещь} ничего, кроме другой вещи, и сущность не может скрывать саму себя, так же, как нельзя сказать, что человек может скрыть самого себя {своим телом}, как написано в “Шулхан Орухе” часть “Орах Хаим” симан 91(צא) относительно покрытия головы: — не помогает, если {человек} положит свою руку на голову {вместо кипы} из-за того, что сущность не скрывает сущность {саму себя}. А наверху ведь нет никакой вещи, которая вне Вс-вышнего, “и hавайе и Элоким — это все едино…” {т.е. все эти имена — это Вс-вышний, просто в разных Его качествах и проявлениях, следовательно, нельзя сказать, что Элоким скрывает hавайе, т.к. это одно и то же, а сущность не скрывает сущность}, как написано в другом месте. Отсюда видно, что никакая вещь не может скрывать Б-жественность вообще. Если так, то нельзя сказать, что имя Элоким будет скрывать Его {hавайе}, не дай Б-г. Ведь имя Элоким — это аспект Малхус, Б-жественное и объединенное с Эйн Соф {Бесконечным} полным единением; и если так, то {Элоким} не скрывает вообще, даже по отношению к отсвету от имени hавайе, создающему все миры, но {есть сокрытие}только относительно принимающих, а не относительно этого света; и если так, то “не изменился” {Вс-вышний} даже в отсвете, который светит из “Ор Эйн Соф” {света Бесконечного}…и тем более в отношении Сущности, с которой несовместимо никакое сокрытие {все имена — это качества и разные проявления Вс-вышнего, а “Сущность» подразумевает все вместе, т.е. саму суть Вс-вышнего}. На самом деле именно в этом добился Всевышний исполнения Своего намерения — то, что появилось в Его простом {непонятное нам, абстрактное} желании, чтобы существовали миры — это для того {для исполнения главного Его желания}, что будет “Я воцарюсь…” и “Нет Царя без народа” {смысл этого предложения в том, что Вс-вышний захотел, чтобы были созданы миры для главного Его желания — чтобы был этот мир материальный, в котором Он воцарится}. И если так, то создание, которое произошло из аспекта Малхус, для того, чтобы была сущность “бытия” материального — это главная цель, что “пожелал Вс-вышний, чтобы у Него была квартира в нижних мира” именно; и если так, то именно в этом исполнилось желание Вс-вышнего {чтобы был мир материальный}. Если так, то аспект Малхус, — это Эйн Соф именно; и если так, то не может Малхус скрывать Ойр Эйн Соф, но только Ойр Эйн Соф {Свет Бесконечного} находится как внизу, так и наверху. Более того, внизу Ойр Эйн Соф на уровне более высоком, чем в верхних мирах, и суть Его — находиться внизу именно, так как это главная цель Его. (И как написано в “Тойро Ойр” глава Вайера, начальная строка “Посах Элиягу” {начал пророк Элиягу}, и эта цитата оттуда: “И наоборот, источник света — в раскрытии”), и посмотри, что написано в “Тойро Ойр”, в объяснении для маймора, начинающегося словами “Принесите царские одежды…” в отрывке, начинающемся “И объяснение разницы…” (что вся причина того, что создал миры высшие, миры Эйн Соф — это для того, чтобы посредством множества нисхождений на тысячи и десятки тысяч ступеней, и посредством множества сжатий — стало возможным существование “бытия” материального, потому что, если бы не было нисхождений и сжатий настолько, то не было бы возможности существования “бытия” видимого {осязаемого} и отдельного. И поэтому для того, чтобы существовало “бытие”, должны быть сначала высшие миры Эйн Соф — но они не главное намерение Вс-вышнего, а главное то, что пожелал Вс-вышний, сущность Эйн Соф — чтобы были миры, для того, чтобы был этот материальный мир именно. И если так, то сущность Эйн Соф находится именно внизу, в этом материальном мире, и он {этот мир} главное {для Него}, а не высшие миры. Но во всяком случае нет здесь никаких изменений, не дай Б-г, для Вс-вышнего, Благословен Он. И можно сказать из него, и в нем {т.е. из нашего вопроса и в нашем вопросе есть ответ}, — в действительности главное намерение Всевышнего это этот материальный мир именно, но не может быть этого материального мира, если не будут сначала миры высшие {духовные}. Если так, то высшие миры созданы с намерением – быть фундаментом для образования этого материального мира (если так, вот в них находится также Сущность Эйн Соф Бесконечного “то, что захотел в желании и т. д.”, можно так сказать). Но главная цель творения,чтобы именно нижние, то есть сотворенные, которые в этом мире, были сосудами для аспекта Сущности Эйн Соф {т. е. только в этом мире может полностью раскрыться Эйн Соф, даже в мирах, которые выше Ацилус Он полностью не раскрывается} (и смотри в маймор, начинающийся словами Ваигаш 5633, что также “в будущем будет мир Исправления”, и смотри в Тойро Ойр глава Ваишлах, что Яаков хотел привлечь Макифим мира “Тойгу” {“Хаос”} в сосуды мира “Тикун” {“Исправления”} (12), и смотри там, смысл этого в служении Вс-вышнему, и произойти это может только посредством работы человека внизу именно). Следовательно, из этого понятно, как в действительности “не изменился” вообще. И понятно для сведущих, только не видно нам, но в действительности сущность света Эйн Соф находится внизу именно. И если так, ведь “не изменился” вообще, что изменение это касаемо только получающих, которые не получают свет в раскрытии. А относительно “Ойр Эйн Соф” {Вс-вышнего} “не изменился” вообще, и находится внизу, в самом низу действительно.

Кицур” {краткое изложение предыдущей главы}:

Следует понять, что ханукия должна стоять у входа в дом снаружи, в общественном месте, или во дворе, но обязательно слева; и когда есть мезуза справа, тогда ханукия может быть слева, а если нет, то тогда ханукия не может быть слева. И мнение “Ави hаэзри, что ставят справа {когда там нет мезузы}. И объяснение смысла написаного: “Ибо заповедь — светильник, и Тора – свет”, что посредством “заповедь – светильник” именно, может быть “и Тора – свет”. И смысл этого, что вот заповеди облеклись в материальные вещи, и замысел этого, что посредством выполнения заповедей будет аннулирование {битуль} “бытия” перед “небытием” {Еш Мэайн}, и это посредством размышлений {на тему} “Я, Вс-вышний, не изменился…”, что изменения они от творений, которые не могут получить свет. Но “Эйн Соф” — он находится внизу так же, как и наверху именно, что нет ничего, кроме Него, а сущность не может скрывать сущность и поэтому также “Темнота и т. д.”, что причина темноты, от имени Элоким, а имя Элоким едино в бесконечном свете, и с помощью имени Элоким исполнилось желание, которое пожелал Вс-вышний, чтобы была у Него “квартира в нижних мирах”. Если так, то нельзя сказать, что Вс-вышний скрывает сам себя, но {сокрытия существуют} только по отношению к нам, что это именно “гвуройс” (13) {Вс-вышний скрывает Себя, т.е. hавайе, по отношению к нам посредством качества “строгости”, т.е. “гвуройс”}, но по отношению к “Эйн Соф” нельзя сказать, что скрывает. И находится {Вс-вышний} внизу так же, как наверху истинно, более того, Источник Света в раскрытии. Объяснение “Находится внизу и т. д.” — и посмотри в отрывок, начинающийся словами: “И сказал Вс-вышний — они один народ” (5643г.)

Сноски

(1) “Тури депруди”: “Горы разделенные”одно из определений “ситра ахры”, “клипы”. “Ситра ахра” — силы зла, все, что обращено к собственному существованию, а не к Б-гу, а потому получает жизненную силу не от самой Его святости, а как бы помимо Его желания, “сзади”. С сотворением физического мира неминуемо возникает возможность позиции противоположной предназначению творения, стремление к самоутверждению, разрывающее единство с Творцом, сторона святости, и “обратная сторона” (“Ситра ахра” арам.), называемая еще “клипа” — скорлупа, скрывающая плод. “Клипа” – буквально — “шелуха” или “скорлупа”. Таким термином в Кабале обозначаются силы зла. Они возникли при сотворении Вс-вышним миров, как побочные явления при метафизических процессах. Силы зла лишены внутреннего содержания; они подобны трупу человека, который покинула душа. Отсюда и берется ассоциация понятия “клипа” с ритуальной нечистотой трупа. Центробежная сила удаляет зло от Творца, и поэтому порождениям зла свойственны гордыня и высокомерие. Сторона святости, Кдуша, уделяет свое влияние и наиболее от себя отдаленным. Полная противоположность этому – существо, которое получает, но не дает даже близким. Ведь вся сущность “клипы” – ее собственное самоощущение и существование, и ей нужно все только для себя, если же она дает, то ради самоудовлетворения, самодовольства.

(2) “Имя Элоким”: Атрибуты Б-га соответствуют Его именам. Имени Элоким соответствуют Могущество, Сила [Гвура]. Смотри сноску (3).

(3) “hавайе”: Четырехбуквенное имя Б-га (“йод” – “hэй” – “вав” — “hэй”) в разговорном языке произносится как hавайе. При чтении и молитве оно заменяется словом Ад-ной (атрибутом имени Ад-ной является Господство). Подлинный смысл имен Б-га hавайе и Элоким не переводим. Имя hавайе говорит о Б-ге как источнике сотворенного, не имеющего с сотворенным прямой связи в силу своего совершенства. Атрибутами имени Б-га hавайе – Доброта, Милосердие [Хесед]. Имя Элоким говорит о Б-ге всемогущем, пребывающем в сотворенном и воздействующим на него. С именем hавайе связанно милосердие Б-га, с именем Элоким – Его справедливость. Слова “что hавайе есть Элоким” выражают верхнее единство, так как здесь говорится о постижении Б-га, не исходя из того, что мы знаем о сотворенном Им. “…В небесах наверху и т.д.” – слова, выражающие нижнее единство, так как говорится о постижении Б-га на основании того, что нам известно о мире.

(4) “Малхус”: Сфира “Малхус” — десятый атрибут, самая нижняя ступень из всех десяти. В Талмуде Шхина – одно из имен Вс-вышнего. Согласно Кабале, это имя связанно со сфирой “Малхус”, посредством которой Вс-вышний открывается мирам в образе Царя Иными словами, это тот аспект Б-жественного, в котором выражается Его отношение ко всему, что находится на периферии Его сущности. Последний Любавический Ребе отмечает, что любой уровень проявления Вс-вышнего по отношению к более низкому уровню Его проявления называется Шхиной. Души образованы из элементов всех сфирот, но лишь благодаря генеративным свойствам сфиры Малхус души становятся отдельными духовными сущностями. Генеративные свойства сфиры Малхус подобны свойству почвы воспроизводить растительный мир. Согласно учению хасидизма, многие физические характеристики земного шара – например, форма, размер и т.п. – имеют свой духовный аналог в сфире Малхус. Малхус – Кнесет Исроэль, источник всех душ евреев, первичный источник которых — в сущности Вс-вышнего. По Теhилим 116: 9 подобно тому, как сфира Малхус – источник жизни творений, Страна Израиля – духовный источник всех физических благ на земном шаре.

(5) “Битуль”: Полное отрицание человеком собственного существования, которое бесконечно выше рассудка и логики (самоустранение, аннулирование, уничижение себя перед Вс-вышним).

(6) “Эйн Соф”: Эманация от сущности Б-га, называемой Эйн Соф (Бесконечный). Слово “Бесконечный” употребляется, когда речь идет о распространении Его силы или о всеохватывающей сущности Его свойств. Например, Его созидательная сила может создать бесконечное число миров или творений; слово “Беспределен” означает, что нет числа его свойствам, а слово “Безграничен” – что суть Его выше понятий “конечное” и “бесконечное”.

(7) “Кесер”: Сфира, следующая за Древним Адамом и предшествующая миру Ацилус, называется Кесер (Венец). Очень сильно ограниченный свет, который от Венца передается миру Ацилус для того, чтобы было возможно появление сфирот или атрибутов, называется Дикна. Нижняя часть Венца (Кесер) промежуточной категории между Эманирующим и эманациями. Будучи промежуточной категорией, Венец делится на две части: верхняя (Атик Йомин) имеет отношение к Эманирующему, а нижняя (Арих Анпин) имеет отношение к эманациям и является ближайшим их источником. Венец представляет собой категорию желания, которая выше разума (Хабад) и мидот (Хесед, Гвура и т. д.).

(8) “Хохма”: Хохма (Коах-ма?): Коах — потенциальная способность, с помощью которой задается первый вопрос ма? ( «что это»?), первый проблеск постижения, объемлющий полностью его предмет, но лишь в общем, еще не в конкретных деталях. Хохма (мудрость) — первый проблеск еще не развившейся идеи, рожденной интеллектом. Эта идея не имеет еще «пространственных» характеристик, она подобна геометрической точке.

(9) “Бина”: “Постижение”. Высшая Мать – Бина: это развитие идеи по трем измерениям пространства (три параметра духовного пространства подробно описаны в трудах второго Любавичского Ребе р. Дова-Бера. См. также Тания, часть 4, конец послания 15). Бина, развивая идею, рожденную в сфире Хохма, скрывает ее суть, метафизическое сияние, которое было ей присуще на уровне сфиры Хохма. Подобно человеку, углубившемуся в обдумывание какой-либо мысли, он, развивая ее, далеко уходит от первоначальной ее сущности, от ее квинтэссенции, забывает суть дела, и ему трудно вспомнить самое существенное в ней.

(10) “Зер Анпин”: Т.е. “Малый Лик” – это группа сфирот, образующая “конгломерат”, называемый в учении р. Ицхака Лурии “парцуф” (см. Тания, ч. 4, посл. 19). Этот Лик называется “Малым” по сравнению с “Великим Ликом”, в котором выражается воля Творца управлять мирозданием. Чтобы реализовать Свою волю, Вс-вышний ограничил проявления Своих свойств, и Он представляется творениям в образе “Малого Лика”, поскольку проявляет к ним милосердие, доброту, суровость, награждает и наказывает. В законах Торы воплощаются основные сфирот “Малого Лика”: Хесед (доброта), Гвура (строгость). Когда закон что-либо разрешает, считая это чистым, или оправдывает кого-либо, то в этом выражается сфира Хесед; когда он запрещает что-либо, считая это нечистым, или признает кого-либо виновным, в этом проявляется сфира Гвура. Шесть сфирот “Малого Лика” (Хесед — доброта, Гвура — сила, строгость, Тиферет — красота, гармония, Нецах – вечность, победа, Год – великолепие, благодарение, Йесод — основа) соответствуют шести разделам Мишны, а седьмая сфира – Малхуc – Устной Торе в целом (см. Тания, ч. 4, посл. 26).

(11) “Относительно принимающих”: Свет, наполняющий миры, дифференцируется в соответствии с дифференциацией и градацией миров и творений. То есть свет — это некая Б-жественная реальность, которая дает возможность воспринять “с позиции творений” повсеместное присутствие Творца, ибо каждый сотворенный воспринимает окружающую его реальность как набор отдельных объектов. Так он воспринимает и сущности духовных миров. Разум не может постичь нечто, что не имеет каких-либо форм и ограничений.

(12) “Тойгу” и “Тикун”: Семь сфирот мира Тойгу (от Хесед до Малхус) именуются царями, царствовавшими в стране Эдом. Это наименование берет начало из рассказа Торы о царях, царствовавших в Эдоме до того, как воцарился царь из сынов Израиля (Брейшит, 36:31-43). Там перечисляются восемь царей, и о каждом из них сказано: “И воцарился… и умер”, кроме последнего, о котором не говорится, что он умер. В Кабале это трактуется следующим образом: семь царей, о которых сказано, что они умерли, — это символ семи разбившихся сфирот от Хесед до Малхус (высшие три сфирот не были разбиты). Восьмой царь, о котором не сказано, что он умер, — это новая Б-жественная эманация (имя Ма), которая начала восстанавливать разбитые сосуды (сфирот). В результате этого восстановления, возникает мир Тикун (Исправления), Мир Ацилус. Смысл названия “цари Эдома”: Эйсав (Эдом) вообще – символ хтонического начала, мира Тойгу; Яаков, Израиль – мира Тикун. Сфирот называются царями, ибо между ними не было взаимодействия, более того, каждая из них стремилась быть безраздельной обладательницей Б-жественного света, подобно тому как “два царя не могут владеть одной короной”. Наследие мира Тойгу включает в себя два компонента: “осколки” сосудов этого мира и искры света. Искры света очищаются, например, молитвой, преобразуясь в безграничную любовь ко Вс-вышнему. Сосуды, являющиеся источником субстанции сфирот, очищаются и восстанавливаются действием, преобразующим эту субстанцию согласно высшей воле. Цель деятельности человека – “создание жилища Вс-вышнему в низшем мире”, т.е. подготовка земного мира к восприятию высшего света.

(13) “Гвуройс”: Гвуройс – ограничение Б-жественного влияния. Священные Гвуройс – Гвуройс со стороны Кдуша. Корень “клипот” – в категории Ограничения (гвуройс) стороны Кдуша. Наверху, в своем источнике, это добро, и только внизу, в мире, появляется возможность зла. Ведь цель ограничения – уменьшить Б-жественный свет так, что становится возможным возникновение сотворенного. Если бы свет не был уменьшен настолько, что Б-жественное становится скрытым, творения не могли бы получить существование, невозможна была бы и свобода воли. С другой стороны, когда человек ощущает себя и весь окружающий мир самостоятельно существующим, это “существующее” становится для него целью, в чем основа всякого зла.