Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шмойс 5722

Шабос меворхим хойдеш шват 5722

  Билти мугаh

«Вээйлэ шмойс бней Исроэл габоим Мицроймо эйс Яакойв иш увейсой боу[1]». И известен вопрос, почему в Торе перечисляются дважды имена сыновей Израиля, приходящие в Мицраим, главе Вайигаш, и в главе Шмойс. И это объясняется в Тойро Ойр и в Тойрас Хаим, что то, что сказано «габоим мицроймо[2]» дважды, это соответствует двум опусканиям, которые были в галут[3] Мицраим, как сказано «йоройд йорадну[4]» — опускание за опусканием, что поэтому также в избавлении и исходе из Мицраим есть два подъема, как сказано «веонойхи аалхо гам олой[5]». И объясняет там идею двух опусканий в голус Мицраим в корне вещей Свыше, (что от них произошли два опускания в изгнании в Египте внизу), что это аспект опускания аспекта хохмо (аспект Якова) в буквы мысли (первое опускание) и в буквы речи (второе опускание), и это есть йихуд[6] Якова и Леи (буквы мысли) и йихуд Якова и Рохэл (буквы речи). И продолжает объяснение, что на первый взгляд удивительно, как называется этот аспект (опускание и притяжение аспекта хохмо до букв речи) именем голус Мицраим, ведь так должен быть порядок гишталшелус[7] и творения миров из аспекта хохмо посредством десяти речений. Но идея (объяснения), что в общности идеи букв, есть способ, когда буквы раскрывают свет, который в них, и это есть аспект притяжения от хохмо до букв речи, как это со стороны сейдер[8] гишталшелус как он сам по себе. Но есть способ, когда буквы скрывают свет, и это то, что сказано «ойсойсейну лой роину[9]», что не виден и не заметен свет, скрытый в буквах, и это есть аспект голус Мицраим, что имена (шмойс бней Исроэл[10], шмойс буквально) находятся в аспекте сокрытия в буквах речи, аспект малхус[11], что раглейhо йойрдойс мовес[12]. И аспект геуло, что будет раскрытие света в буквах, что это есть аспект раскрылся над ними мелех малхей амлохим кодойш борух гу угеолом[13], т.е., что геуло была посредством раскрытия света. И в самом этом аспекте есть раскрытие света, которое было во время исхода из Мицраим, что это есть первый подъем, и выше этого — раскрытие света, которое будет в будущем избавлении, что это есть второй подъем, что на это мы просим «йегей шмей рабо меворах леоам улеолмей олмайо[14]», что аспект шмой агодойл[15] буквально притянется и раскроется в системе миров. И это также то, что сказано «ароймимхо Элойкай гамелех[16]», что Элойкай гамелех» указывает на малхус, как она опускается в БИЯ[17], что это происходит только посредством сокращения и сокрытия света, пока не сможет быть источником для существования йеш[18] и т.д., что из этого происходит возможность для аспекта изгнания, и нужно притянуть в нее аспект возвышенности (роймемус) Эйн cойф, что посредством этого будет геуло.

Но нужно понять, ибо, поскольку Элойкай гамелех это аспект Элойкус, как возможно, что из этого аспекта будет возможность для аспекта изгнания. И, с другой стороны, непонятно, что поскольку от аспекта Элойкай гамелех есть возможность для голус, каким образом устранится голус посредством притяжения аспекта роймемус в аспект Элойкай гамелех.

Бейс

И чтобы понять это, нужно сначала объяснить объяснение идеи Элойкай (гамелех), ибо вот, в слове Элойкай есть два значения, первое значение Элойкай — от языка силы (и, как объясняется в Шулхан Орух в вопросе каванот в Именах Вс-вышнего), и второе объяснение Элойкай от языка Элойкус. И два эти объяснения на первый взгляд есть две противоположных идеи, как понятно из того, что объясняется в другом месте в вопросе ойр и койах, что это две идеи противоположные, и поскольку койах — это идея, противоположная ойр (свету), тем более, что это противоположно Элойкус. Ибо различие между ойр и койах, это что свет подобен источнику, и он постоянно прилеплен к источнику, в отличие от этого койах — он отделен от своего источника, икак общая идея силы действия, и в особенности сила зрико (бросание), что выходит из руки человека и одевается в бросаемую вещь, то сила становится отделенной от своего источника. Однако есть также достоинство в идее койах над идеей ойр, что в идее койах открывается новая вещь. Ибо в раскрытии света нет аспекта обновления, ибо ойр изначально заключен в своем источнике, и как объясняется в Тании в вопросе ойр и зив солнца, что он безусловно присутствует внутри самого солнца, и наоборот, когда он находится внутри своего источника, он там в большей силе и в большей степени, и следовательно. свет, который раскрывается — это не есть новая вещь, но только раскрытие сокрытого, что раскрывается то, что было сокрыто в сокрытии внутри своего источника. и еще, что не только. что это не есть обновление относительно его бытия внутри своего источника, но что это не есть гисхадшус также относительно самого источника света, ибо известно что свет, заключенный внутри источника — это не есть мциюс дополнительная к источнику света, но вся его идея это сам источник, и поскольку свет, который раскрывается это не есть новость относительно света, который заключен в источнике, это не есть новость также относительно самого источника? ибо свет который заключен в источнике это не есть самостоятельная сущность, и когда он находится в источнике, то весь его мциюс это источник света, и следовательно, свет, который раскрывается это не есть новость. И все это потому, что свет прилеплен к источнику, и подобно источнику, поскольку он есть распространение отсвета от источника. и до такой степени, что идея света внизу — это способом принуждения, что когда есть источник света, то он обязан светить. В отличие от этого, койах, что его притяжение не происходит бдерех гехреах, ибо он не принужден бросить и действовать, но это зависит от желания, что по своей воле он раскрывает свой койах и по своей воле не раскрывает, и это потому, что койах — это не распространение отсвета от сущности, но она приходит в аспект обновления от сущности, и поэтому также его действие происходит способом гисхадшус, т.е. что действие — это обновление относительно действующей силы, и также действующая сила — это обновление относительно сущности этой силы, ибо также, как объяснялось выше в вопросе света, что он не есть обновление не только относительно его бытия заключенным в своем источнике, но также относительно самого источника, также это в вопросе койах, что не только что действие это гисхадшус относительно силы (ибо действующая сила это духовная сила, а действие которое производится из этого — это материальное действие которое не из магус действующей силы), но также в самой силе, действующая сила — это новость (мехудаш) относительно сущности силы, и как в силе действия и бросания, что частные силы не находятся в их мциюс буквально в сущности силы движения, но это как койах гийули (первичная сила) что происходит из нее всякое движение, каким бы оно не было, и также это в силе речи, (коах гадибур) что сочетания букв — это гисхадшус относительно сущности силы дибур, ибо сама сила дибур — нет в ней сочетания букв вообще, и это только то, что он способен говорить (как объясняется в Тании), и это не так, как общее и частное, и т.е. чтобы сказать, что раскрытие букв из силы речи — это подобно раскрытию деталей из того, как они заключены в общности (правиле), но сама сила дибур совершенно абстрагирована от цийур ойсийойс, и цийур ойсийос — это гисхадшус. И подобно этому будет понятно также Свыше, в вопросе койах гисгавус, что это есть аспект силы дибур, как сказано, «баасоро мааморойс нивро гоойлом», что это есть аспект гисхадшус. И еще различие между силой и светом, что сила находится в аспекте гисхалкус, т.е. что есть в ней разделение пнимиюс и хицойниюс, и еще, что подразделяется на множество деталей, в отличие от этого свет — он пошут и нет в нем разделения, что он не разделяется на множество деталей, и также, нет в нем разделения пнимиюс и хицойниюс, и т.е. что разделения в свете — они со стороны источника, и также, как не подобен свет солнца свету луны и свету свечи, поскольку свет соответствует источнику, но свет, который притягивается из данного источника, он пошут, и нет в нем аспекта гисхалкус. И то, что мы находим в свете аспект пнимиюс и хицойниюс, это только со стороны кейлим, но сам свет — нет в нем разделения вообще. И подобно этому это в вопросе койах Свыше, что она приходит в аспекте гисхалкус, как сказано, «ки эръэ шомэхо маасей эцбеойсехо», что идея десяти пальцев, что они разделяют действующую силу на множество деталей. И со стороны аспекта гисхалкус, который есть в аспекте койах, есть в нем аспект гислабшус парцуфим зэ базэ, что хицойнийус (или нижний) высшего становится пнимиюс для низшего. И из всего этого понятно, что койах — это противоположность свету, и тем более, что это противоположность Б-жественности, что она есть простое единство, противоположность разделению и раэделенности. И, в соответствии с этим, становится еще сильнее трудность в объяснении смысла слова Элойкай, что есть в нем два объяснения, от языка силы и от языка Б-жественности, что на первый взгляд они противоположны друг другу.

Гимел

 

Но идея (объяснения) что не подобна сила Свыше силе снизу, ибо сила внизу отделена от своего источника (как объяснялось выше п. 2) в отличие от этого сила Свыше она в двейкус с ее источником, как свет, и т.е., что идея света, что он прилеплен к источнику, раскрывает нам, что также это в вопросе койах Свыше, что она прилеплена к своему источнику. И подобно тому, что объясняется в другом месте, в объяснении «эйн оройх лехо веэйн зулосехо», что аспект эйн оройх лехо раскрывается посредством койах именно, и из этого мы знаем, тчо также свет — он эйн оройх относительно ацмус, и т.е., что свет сам по себе раскрывает только аспект эйн зулосехо, что нет ничего, кроме Б-жественности, поскольку свет прилеплен к источнику, и когда отделяется от него, тогда прекращается существование света, что из этого понятно, что нет ничего кроме источника, но аспект эйн оройх лехо не раскрывается посредством света, но только посредством койха, что она способом эйн оройх, и как сила творения, что творит йеш, что ощущается у него. что его существование само по себе, что этот аспект он со стороны Сути и Сущности маацил Борух Гу, что Его существование от него самого, и нет ему причины, что предшествовала ему, хас вешолом, поэтому только он один может создать йеш из полного и абсолютного ничто, и когда раскрывается идея эйн оройх посредством силы, то мы знаем, что также свет он эйн оройх относительно ацмус, и также свет раскрывает нам, о силе идею двейкус, что сила Свыше прилеплена к ее источнику и не отделена хас вешолом.

И объяснение вопроса, ибо на первый взгляд, возможно сказать {предположить}, что аспект силы, которая творит миры, она отделена от своего источника, хас вешолом, ибо творение миров и жизненная сила в них —  она на ограниченное время — шесть тысяч лет существования мира, и на ограниченный срок он может быть, на первый взгляд, даже если будет отделен от своего источника, и как в бросании, что сила выходит и отделяется от руки человека, и тем не менее, она несет камень наверх некоторое время, и если так, то есть возможность предположить, что также это в вопросе творения мира, что сила может быть отделена хас вешолом от ее источника на некоторое время и т.д. Но в действительности, аспект силы Свыше находится в двейкус с его источником, ибо это понятная вещь, что эйн ойд милвадой, и из амитис гимоцой нимцеу кол ганимцооим, и, следовательно, также существование йеш — это не есть вне его, Исборах, и, тем более, что Б-жественная сила, которая творит их, невозможно предположить, что она отделена, хас вешолом. И то, что мы находим по поводу клипойс, что отделил их от своего единства, — их отделенность — только от Его единства, и еще, что клипойс они вообще не в аспекте существования совершенно, ибо изначально их творение происходит из аспекта отсутствия роцойн, как сказано «дэйн ло ганйан лэй», и само собой, их творение и существование оно в аспекте отсутствия существования, и идея их это только то, что сказано, «Ибо испытывает Вс-вышний Б-г ваш вас», как известно различие между бирурим и нисъйойнойс, что в аспекте бирурим намерение состоит в том, что очищаемая вещь останется в своем существовании и поднимется к святости. в отличие от этого, в аспекте нисъйойнойс, кавоно в том, чтобы оттолкнуть вещь, которой испытывают человека. и т.е. что все их существование это отсутсвие существования. И хотя на первый взгляд возможно предположить, что аспект отсутствия в испытаниях ради намерения отталкивания это только после работы войны человека с вещью, которой испытывают его, но во время войны и перед войной они реально существуют, но на самом деле это не так, ибо различие между бирурим и нисъйойнойс, это то, что в бирурим намерение есть как в человеке очищающем , так и в вещи очищаемой, в отличие от этого, в нисъйойнойс нет намерения в вещи, которой испытывают человека, но намерение только в человеке, что пробудится и преодолеет испытание, и будет знать и чувствовать, что все существование испытания — это только существование отсутствия[19], и, следовательно, невозможно сказать, что перед войной они представляют собой некоторый мциюс, поскольку в самих них нет Б-жественного намерения, ибо Б-жественное намерение — оно только в человеке, а само испытание — это только аспект отсутствия. Но всякая вещь, в которой есть Б-жественное намерение, что поэтому оно в аспекте мциюс, не отделена, хас вешолом, от Б-жественности, ибо нет такой вещи, которая вне Его.

И кроме того, что невозможно идея отделенности, хас вешолом, от Б-жественности, со стороны того, что нет такой вещи, которая вне Его, из самой силы творения ясно, что она не отделяется от ее источника на период шесть тысяч лет, но она постоянно прилеплена к ее источнику. И идея в этом, что в творении небес и земли сказано, «эйлэ тойлдойс гашомаим вегоорец бегибором», и сказали Разал, что они крепкие, как в день их творения. И если предположить, что творящая сила ограничена (на период шесть тысяч лет), что отделена от ее источника, но должна была бы все уменьшаться в течение срока шесть тысяч лет, что существует мир, подобно тому, что пишет гаБхайей, что ребенок с того момента, что он родился, начинает высыхать, и, поскольку они сильны, как в день их сотворения, понятно, что в ограниченности мира есть бесконечная сила, и из этого понятно, что творящая сила не отделена от ее источника на период шесть тысяч лет, но постоянно прилеплена к ее источнику, то поэтому есть в ней сила вечности, и то, что после шести тысяч лет будет хад хорув, это не есть аспект разложения, ибо аспект разложения — это что постоянно идет и разлагается, и, поскольку в течение всех шести тысяч лет, что существует мир, они сильны, как в день их сотворения, поэтому то, что они распадаются после этого, это не есть аспект распада, но потому, что такова воля Творца, чтобы они прекратили свое существование, и, т.е. что также, как в течение шести тысяч лет есть воля Вс-вышнего, чтобы они существовали, также по окончании шести тысяч лет будет воля Товрца, чтобы прекратилось их существование, но это не есть аспект распада. И, в особенности, в соответствии с объяснением на хад хорув, как это во внутреннем смысле вещей, что не прекратится их существование, но что поднимутся на более высокий уровень, что они поднимутся к своему источнику и откроется в них их источник, безусловно, что это не есть аспект распада вообще. И все это потому, тчо творящая сила – это не есть ограниченная сила, на некоторое время отделившаяся от ее источника, но она прилеплена к ее источнику.

Далет

 

Но нужно понять, как возможно быть эти две вещи одновременно, чтобы была в аспекте койах, и, тем не менее, была прилеплена к ее источнику, ведь сама идея койах — это то, что она отделена от ее источника (как объяснялось выше п. 2), и как возможно, чтобы была прилеплена к ее источнику, и, тем не менее, была в аспекте койах. Но идея объяснения в этом, что способ прилепленности Б-жественной силы не таков, как прилепленность света, что он есть аспект распространения и раскрытия из сущности, но его двейкус — способом гисхадшус, что обновляется в ее истчнике, ибо объяснялось выше, п. 2, что аспект силы — это в аспекте гисхадшус, и в аспекте гисхадшус должна быть постоянно койах амехадеш, как объясняется в Тании, в вопросе творения неба и земли, что есть, которые ошибаются, уподобляя творение неба и земли творению рук человека, что когда выходит сосуд от мастера, он уже не нуждается в своем создателе. Но застило их глаза, и они не видят истину, большое различие… что когда мастер изготовляет сосуд, ведь материя сосуда существовала также ранее, поэтому, также после того, что мастер уходит, сосуд продолжает свое существование, в отличие от этого, в творении неба и земли, Б-жественная сила должна постоянно обновлять его существование, и, как сказано «леойлом Гавайе дворхо ницов башомаим». И также, как сила должна обновлять существование творения постоянно, также сама сила обновляется постоянно из своего источника, что это то, что сказано, «обновляющий в доброте своей каждый день постоянно творение мира, что это говорит о Б-жественной силе, творящей сотворенное, что она обновляется постоянно из своего источника. И идея объяснения, что сказано, «вегахайойс роцой вешойв» и объясняется в нескольких местах (и, в особенности, в мааморим моего тестя и учителя Адмур {Рабби Йосеф Ицхака} ), что малохим, которые называются хайойс, и также Б-жественная жизненная сила, которая дает жизнь и существование творениям, они постоянно находятся в движении роцой и шойв, что движение роцой, что он соединяется со своим источником, и становится аин воэфес {полное ничто}, и после этого он в движении шойв, что притягивается вниз, чтобы творить творения. И это есть два эти аспекта в койах, отдельность и прилепленность, что со стороны движения шойв она в движении отдаленности, чтобы творить творения, но, тем не менее, она в двейкус, ибо постоянно обновляется из своего источника. И т.е., что прилепленность аспекта койах, это не так, как прилепленность света, способом распространения из эцем, что это есть видимая прилепленность (двейкус никерес), но способом двейкус билти никерес, что эта прилепленность не в аспекте гиспаштус, но в аспекте гисалмус, что скрывается и соединяется со своим источником, и возвращается и раскрывается в аспекте отделенной силы.

Гей

Однако прилепленность в аспекте койах — это на более высоком уровне (а тифере двейкус), чем двейкус аспекта ойр, ибо прилепленность света — она только в аспекте геэлем, который имеет отношение к раскрытию, а прилепленность койах — она на более высоком уровне, в аспекте геэлем ацми. И идея в этом, как объяснялось выше (п. 2) что свет — он заключен в своем источнике, т.е, что также в его источнике есть мциюс (существование) света, но только, что в его источнике это в сокрытии. И раскрытие света — это в аспекте раскрытия сокрытого, и поэтому прилепленность света — это в аспекте геэлем, который имеет отношение к гилуй. В отличие от этого койах, что невозможно сказать, что он заключен в его источнике, поскольку приходит способом гисхадшус и способом эйн оройх, и его прилепленность это то, что обновляется посредством роцой и шойв, т.е. что в движении роцой он скрывается и и соединяется в его источнике, и становится полным ничто, его прилепленность (не в гелем, который имеет отношение к гилуй, но в аспекте геэлем ацми именно, и из этого аспекта (геэлем ацими) происходит также обновление аспекта койах, что это то, что сказано, «и в доброте Его обновляет» и т.д., «и в доброте Его» именно, что это есть аспект ойр а гонуз, как сказано, «вайар Элойким эс гоойр ки тойв», «ки тойв — лигнойз», аспект геэлем ацми. И общая идея в этом, как известно, что всякое раскрытие — это не есть другая сущность, как свет, который подобен светильнику, это только гаоро и не эцем, и все, что находится (т.е. раскрывается, реализуется) как другой магус, это действительно ацми, и поэтому, аспект койах, который нимцо как магус ахейр, в действительности именно он есть койах гоацми, подобно тому, как объясяется в вопросе йеш, аин и йеш, что раскрытие йеш гоамити не в аин, но в йеш а нивро именно.

И вот, поскольку прилепленость койах — она в аспекте геэлем гоацми, поэтому он притягивается и приходит в аспекте геэлем (и не как свет, что его двейкус — это двейкус в аспекте геэлем, который имеет отношение к гилуй, и поэтому притягивается и приходит в аспекте гилуй), и, как объяснялось выше, что он в аспекте гисхадшус и эйн оройх, и приходит способом гисхалкус и т.д. И, поскольку он приходит в аспекте геэлем, поэтому со стороны геэлем есть возможность {несинас мокойм} для аспекта голус и т.д. Однако, все это со стороны притяжения койах, что она притягивается в аспекте геэлем, но, когда притягивается и аскрывается из своего источника, аспект геэлем гоацми, тогда он выше даже, чем аспект ойр, и со стороны этого происходит аспект геуло. И это есть аспект ароймимхо Элойкай гамелех, что хотя со стороны сокрытия аспекта Элойкай гамелех (что указывается на аспект малхус, что ноги ее опускаются в {противоположность идее жизни}) есть возможность для аспект голус, тем не менее, когда притягивают в него из аспекта ароймимхо, что это есть аспект йегей шмей рабо меворах леолам улеолмей олмайо, что в аспекте сокрытия олам и олмей олмайо, будет притянут аспект шмой агодойл, вплоть до аспекта геэлем гоацми, тогда происходит аспект геуло.

Вов

И это есть веэйле шмойс бней Исроэл агабоим мицроймо, что общая идея аспекта опускания в изгнание (и в самом этом опускание за опусканием…), что ойсойсейну лой роину…., это в кавоно мехувенес изначально, и намерение в опускании — это ради подъема, и поскольку именно посредством опускания аспекта койах способом сокрытия и т.д. тогда достигают аспекта геэлем гоацми, и ради этого было общность идеи изгнания, для того, чтобы было после этого полнота раскрытия в будущем избавлении, что раскроется аспект геэлем гоацми в этом материальном мире, как сказано, «и раскроется слава Вс-вышнего, и увидит всякая плоть», что в материальной плоти именно будет раскрытие славы Вс-вышнего.



[1] «И вот имена сынов Израиля приходящих в Египет с Яковом, человек и дом его пришли» (Шмот 1, 1)

[2] Приходящие в Египет

[3] Изгнание

[4] «Опуститься опустились мы» (Берейшис 43, 20)

[5] «И Я подниму тебя также поднять» (Берейшис 46, 4)

[6] единение

[7] Система миров. Порядок опускания хайус (Б-жественной жизненной энергии) в мир

[8] порядок миров

[9] «Знамения наши не видим мы» (Тегилим 74, 9)

[10] «имена сынов Израиля»

[11] сфира «малхус» (Царство)

[12] «Ноги ее опускаются в смерть» (Мишлей 5, 5), Т.е. со стороны аспекта малхус возможно существование сил, противоположных святости (прим. переводчика)

[13] «Раскрылся над ними Царь на царями царей Святой Благословен Он, и избавил их» (Из Пасхальной Агады)

[14] «Да будет Его великое имя благословенно вовек и вовеки веков» (из молитвы «кадиш»)

[15] Великое имя

[16] «Возвышу Тебя, Б-г мой, Царь» (Тегилим 145, 1)

[17] Брия, Йецира, Асия (нижние миры относительно Ацилус)

[18] букв. «есть»; нечто ощущающее себя отдельно существующим (прим. переводчика)

[19] мциюс шел геэдер