Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Посах Элийогу 5715

см. также

Ант гу хад

Тания Послание пятнадцатое 

 

Йуд тес кислев 5715

 

Посах Элийогу веомар, рибон олмин ант гу хад вело бехушбон, ант гу илоо ал кол илоин ссимо ал кол ссимин, лэйс махшово тфисо бох клол, ант гу дэапикас асар тикунин векоринон легойн асар сфирон[1]

И объясняет Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в маамаре, начинающемся с этих слов, который он сказал в йуд тес кислев (5702), что перечисляет здесь все уровни от Сущности Ойр Эйн Сойф[2] до десяти сфиройс Ацилус. Ант гу хад[3] – это Сущность Ойр Эйн Сойф, и в кесер[4] это пнимиюс гакесер[5], атик. И про этот аспект говорит «вело бехушбон[6]», что он не в счете аспектов, перечисляемых после этого, ибо все аспекты, перечисляемые после этого (включая также «илоо ал кол илоин[7]»), несравнимы относительно ант гу хад, и поэтому не считается с ними, «ло бехушбон». «Ты высший над всеми высшими» – это хицойнийус гакесер[8], арих. Ссимо ал кол ссимин[9] – это хохма в арих. «Лэйс махшово тфисо бох клол[10]» – это пнимиюс гахохмо[11]. «Ант гу дэапикас асар тикунин[12]» – это десять сфиройс мира Ацилус. И объясняет, что причина того, что в Ацилус сфиройс имеют определенное число («десять тикунин»), ибо Ацилус уже включается в сейдер гишталшелус[13] (гвул[14]), а в гишталшелус уже имеет смысл понятие счета. И отсюда понятно, что аспекты перечисляемые здесь, разделяются в общем на три части. «Ант гу хад», что имеется в виду (как говорилось выше) атик, ибо он нээтак[15] и отделен от миров[16], «ант гу илоо ал кол илоин», уровень, который выше, чем система миров, но уже имеет некоторое соотношение с мирами, «ант гу дэапикас асар тикунин», это десять сфиройс мира Ацилус, начало системы миров[17]. И продолжает в маймор, что через служение в месирус нефеш[18] притягивают свет из аспекта ант гу хад в десять сфиройс. И через это раскрытие того, что выше, чем природа, притягивается в природу[19].

Бейс

И вот, из того, что говорит в маймаре Посах Элийогу, что «Ты вывел десять тикунин[20]… чтобы управлять через них мирами», что причина излучения[21] десяти сфиройс, это для того, чтобы через них было управление мирами, понятно, что уровни, которые выше, чем десять сфиройс, они также выше, чем управление мирами. И в соответствии с этим, также открытие аспекта «ант гу илоо…» также выше, чем природа. А в маймаре говорит, что  притяжение раскрытия, которое выше чем природа, это через притяжение от аспекта ант гу хад[22]. Также следует понять, что поскольку также управление мира по законам природы, это что Ойр Эйн Сойф управляет миром таким способом, Ты вывел десять тикунин…, чтобы управлять через них мирами, для чего нужно, чтобы в тева[23] было притяжение раскрытия выше, чем тева. И хотя то, что Ойр Эйн Сойф управляет мирами посредством десяти сфиройс, это [происходит] через одевание в кейлим[24] десяти сфиройс [ибо управление мирами оно от света, одевающегося в миры], и для того, чтобы свет оделся в миры, это через то, что одевается [сначала] в кейлим], ведь даже после того, что свет одевается в сосуды и в миры, он связан с Ойр Эйн Сойф, который бли гвул[25]. И, как объясняется в гемшех тов-рейш-самех-вов[26], что то, что в управлении тева есть аспект постоянства (что хотя тева – это от хайус[27] Элойки, который одевается в творения, т.е. ограниченный хайус), ибо корень хайус, который одевается в творения – от света кав[28], корень которого – от света, который перед цимцум[29], и совершенство тева, когда притягивается в него гилуй[30] выше, чем тева

И на первый взгляд можно было бы сказать, что поскольку то, что Вс-вышний управляет миром по законам природы – это всегда постоянно [что в каждый и каждый день солнце восходит на востоке и заходит на западе, и подобно этому во всех законах природы], поэтому не заметно в явном виде, что это Вс-вышний управляет миром, и есть возможность для ошибки, что мир управляется сам по себе, и посредством чудес, что иногда Вс-вышний изменяет управление по законам природы, это доказывает, что также управление по законам природы – это от Вс-вышнего. Но в соответствии с этим, совершенство природы в том, чтобы было явно видно, что природа – это Б-жественность, а в маймаре говорит, что через работу месирус нефеш притягивается в природу раскрытие, которое выше, чем природа.

Гимел

И объясняется в нескольких друшим[31], что корень природы происходит от имени Элойким (Элойким по гиматрии[32] гатева[33]), а корень чудес – от имени Гавайе[34]. И объясняет там, что в имени Гавайе – даас элйойн[35], что наверху йеш[36], а внизу аин[37], т.е. что все творение это ничто, и «все перед ним как ничто считается», а в имени Элойким – даас тахтойн[38], что творение – из аин[39] в йеш[40], т.е., что творения – это существующая реальность [а Б-жественная сила, творящая их, называется аин – ибо она не постигаема творениями]. [И следует сказать, что это подобно тому, что объясняется в другом месте, что творение от имени Элойким происходит способом гислабшус[41] (Берейшис боро Элойким[42]), что это указывает, что он источник[43] для аспекта творения, и поэтому творения, которые творятся от него, «занимают место[44]» относительно него, и их битул[45] – это только битул йеш[46] – даас тахтойн – что внизу йеш. А творение от имени Гавайе происходит способом «само собой[47]» («Прославят имя Гавайе, ибо он приказал и они сотворились[48]»), что это указывает, что он отделен[49] от аспекта гисгавус[50], и поэтому творения, которые творятся от него, не занимают места перед ним, битул бимцийус[51] – даас элйойн, что внизу аин].

И объясняется в друшим, что также, как это в аспекте имен, что имя Гавайе – это даас эльйойн, а в имени Элойким – даас тахтойн, подобно этому также в аспекте нес[52] и тева[53] (которые притягиваются[54] от Гавайе и Элойким), что управление по законам природы происходит со стороны даас тахтойн, а чудеса, которые выше, чем природа, это со стороны даас элйойн. [И следует сказать, что соотношение чуда и природы с даас эльйойн и даас тахтойн – не только со стороны их корня, что корень чудес – от имени Гавайе а корень природы – от имени Элойким, но также со стороны смысла самих понятий нес и тева. И идея в том, что управление по законам природы означает, что Вс-выщний управляет каждым творением по его уровню, что это показывает, что в таком управлении, творения «занимают место», внизу йеш. А управление чудесами означает, что Вс-вышний управляет миром по своей воле, а не по свойствам и природе творений, ибо при таком управлении, творения не занимают места, внизу аин]. И через чудеса, которые притягиваются в мир, что также в тева притягивается гилуй[55] выше, чем тева, происходит соединение даас тахтойн и даас элйойн, лемегвей эход бээход[56], что также в даас тахтойн светит раскрытие даас элйойн.

Далет

И объясняется в друшим, что оба мнения истинны, ибо оба они имеют корень в ацмус Ойр Эйн Сойф[57], ибо в Ойр Эйн Сойф[58] есть два аспекта, Что он лемаало маало ад эйн кейц[59], и что он лемато мато ад эйн тахлис[60]. И два эти аспекта суть корень даас тахтойн и даас элъйон. Ибо со стороны раскрытия Ойр Эйн Сойф, который находится в раскрытии всюду ниже и ниже до бесконечности, — куло камей келой хошив[61] – даас эльйойн, что внизу аин. А со стороны геэлем[62] в Ойр Эйн Сойф, что он поднимается в своей сущности выше и выше до бесконечности, творения представляют собой реальность существования, — даас тахтойн, что внизу йеш.

И следует понять, что поскольку также даас тахтойн имеет корень в Ойр Эйн Сойф, ведь совершенство даас тахтойн, на первый взгляд, состоит в том, что в нем раскрывается, что то, что внизу йеш, это (не то, что творения сами по себе реально существуют, но), потому что Ойр Эйн Сойф выше и выше до бесконечности, а в друшим объясняет, что шлеймус[63] в даас тахтойн достигается через то, что в нем светит в раскрытии даас элйойн. Также нужно понять с другой стороны, в том, что говорится в друшим, что также даас тахтойн это эмес[64], ибо оно имеет корень в Сущности Ойр Эйн Сойф, ведь на первый взгляд, поскольку идея «выше и выше до бесконечности» (корень даас тахтнойн), это сокрытие Ойр Эйн Сойф, следовательно, ощущение что внизу йеш (как это ощущается в даас тахтойн), на первый взгляд происходит не со стороны Ойр Эйн Сойф, а наоборот, поскольку не ощущается в нем Ойр Эйн Сойф, и тем не менее говорят, что мнение, что внизу йеш (как это в даас тахтойн) – это истинное мнение.

Гей

И идея объяснения – в том, что как объясняется в друшим, что в термине «тева» есть несколько значений. В Шу"т[65] Хахам Цви сказано, что термин «тева» – это новое понятие, которое ввели мудрецы последних поколений. Поскольку все (также природа) – это от Него, Благословен Он, следовательно также тева (природа) – это чудо. Но только чудеса эти происходят постоянно, непрерывные чудеса. И есть мнение, что «тева» – от языка «матбеа»[66], как сказано в Мишне: «человек тойвеа камо матбейойс[67] одним штемпелем, и все они похожи друг на друга, а Царь над царями царей Святой Благословен Он това[68] кол одом бехойсмой шел одом горишойн[69], и ни один из них не похож на другого». А в Тании[70] приводится, что термин «тева» применяется в переносном смысле для всякой вещи, которая не зависит от понимания и познания.

И объясняется в друшим, что эти три объяснения выражают три различных аспекта в понятии тева. По объяснению Хахам Цви, что тева – это непрерывные чудеса, название тева относится к управлению миром. А по объяснению, что тева – это язык матбеа, что В-свышний штампует каждого человека штемпелем Первого человека, и объясняет Рамбам[71], что «штемпель первого человека» – это форма[72] рода человеческого, что через нее человек – это человек, что в цурас мин гоодом[73] имеется в виду (в основном) его душевная цура[74] – имя тева относится к Б-жественному хайусу в мире, это душа мира. И отношение этого аспекта к буквальному смыслу тева, ибо циуйр[75] и тева всякого творения определяется Б-жественным хайусом, который в нем. А по объяснению, что тева – в переносном смысле означает всякую вещь, не постигаемую разумом и сознанием, – имя тева относится к Б-жественной силе, которая мегаве[76] каждое творение из аин в йеш, ибо гисгавус из аин в йеш – выше постижения разумом. Ибо то, что Б-жественый хайус дает жизнь (мехайе) творениям, это постижимо разумом[77], а аспект тева (по объяснению, что тева – это то, что не постигается разумом и сознанием) относится к гисгавус[78] творений, ибо творение из абсолютного ничто – это выше, чем постижение разума.

Вов

И объясняется в друшим, что два этих объяснения (аспекта) в тева, – то, что это хайус Элойки[79], который дает жизнь творениям, и что это Б-жественная сила, которая мегаве[80] творения из аин в йеш, относятся к объяснению тева от языка твио[81], «тубъу бейам Суф[82]». Что также, как утапливание буквально, когда какая-либо вещь тонет в воде, то воды покрывают вещь, утонувшую в них, подобно этому Б-жественная жизненная сила[83],  одевающаяся в творения, для того, чтобы давать им жизнь, – творения скрывают Б-жественную силу, одевающуюся в них. И подобно этому Б-жественная сила, которая создает творения из абсолютного ничто, аспект тева в нем также происходит от языка твио (утапливание), ибо поскольку творение из абсолютного ничто происходит посредством сокрытия и утаивания[84], когда творящая сила скрывается и утаивается в творениях, поэтому возможно назвать это «тева» от языка «утапливания» и сокрытия.

И следует сказать, что причина того, что идея, что тева от языка твио в самосотсорении творений приводится в друшим как хидуш[85] [«что так же в этом можно  сказать «тева» от языка твио[86]»], ибо между хайус творений и гисгавус творений существует несколько принципиальных различий. Хайус Элойки, дающий жизнь творениям, раскрывается в творениях и ощущается в них, что есть в них хайус, и аспект сокрытия в этом состоит лишь в том, только что не ощущается,  что их хайус – это хайус Элойки[87], а гисгавус творений (что творятся из абсолютного ничто) не ощущается в них. Не только, что не ощущается в них, что гисгавус – от Элойкус, но что сам смысл гисгавус не ощущается в них[88]. И причина этого в том, что хайус Элойки одевается в творения посредством скрывающих одежд[89]. [И, поскольку он одевается в творения, он ощущаем в них, единственно, что из-за лвушим гамаалимим[90] не ощущается в них, что это хайус Элойки]. А Б-жественная сила, которая творящая мир из абсолютного ничто, отделена от творения и не одевается в него. [И поэтому не ощущается в творениях, что они творятся из ничто].

И в соответствии с этим, следует объяснить, что идея тева от языка твио, относится в основном к хайус творений, ибо идея твио, состоит в том, что утапливаемая вещь находится в воде, и из-за этого воды покрывают его, и в нимшол, что хайус Элойки одевается в нивроим, и поэтому они скрывают его. В отличие от этого, сокрытие в аспекте гисгавус, это потому, что Б-жественная сила, которая мегаве творения, она отделена от них и не одевается в них. И идея тева от языка твио относительно коахгамегаве это (в основном) в идее сокрытия (а не в способе сокрытия).

Заин

И вот, объясняется в другом месте[91], что в цуро[92] есть два аспекта: цуро амитис[93], что это душа, и материя тела, которая называется также именем цуро, цурас гахоймер[94]. И два этих аспекта соотносятся друг с другом, ибо цурас гагуф это кли[95] для нефеш. И в соответствии с этим, хотя основной смысл хойсмой шел одом ришойн (цурас мин гоодом[96]) это цуро нафшис[97] (как приводилось выше п. 5 из друшим), это имеет отношение также к цурас гуф гоодом[98].  И отсюда понятно также относительно тева, что основной смысл тева (по объяснению, что тева от языка что това гаКодойш Борух Гу кол одом бехойсмой шел одом горишойн), это хайус Элойки мира, что это душа мира, и также это имеет отношение к цурас ганивроим[99], цурас гахоймер. Ибо цурас ганивроим это кли для хайус и нефеш в них.

И идея в том, что сказано в Писании[100], «кол ашер хофейц Гавайе осо» (что творение происходит от аспекта хейфец[101]и роцойн[102]), и сказано[103] «бидвар Гавайе шомаим наасу» (что творение происходит от аспекта дибур[104]), и объяснение в этом, что творение материи всякой вещи происходит от аспекта дибур. И это то, что сказали РаЗаЛ[105], «баасоро мааморойс нивро гоойлом[106]», что через маамар[107] «йеги ойр[108]» был создан свет, а через маамар «йеги рокиа[109]» была создана ракиа[110], и подобно этому во всех творениях. А творение формы во всех творениях происходит от аспекта роцойн. Ибо форма творений  не объясняется в 10 речениях, и то, что каждое творение имеет форму [как его материальную форму, так и его природу и его свойства], это происходит из аспекта роцойн. И то, что сказано[111] «кулом бехохмо осисо[112]», это что притяжение роцойн происходит посредством хохмо.

И причина того, что творение происходит от двух аспектов,  от аспекта дибур и от аспекта роцойн, ибо поскольку конечная цель в творении мира состоит в том, чтобы мир (сам по себе) был йеш[113] и через работу человека (именно) притянется в него битул[114], вплоть до такой степени битул, что этот мир станет диро лой исборах[115]. И эти два аспекта в мире – что сам по себе он йеш, и тем не менее возможно притянуть в него битул – реализуются через то, что его творение происходит через аспект роцойн и через аспект дибур одновременно, ибо если бы все творение (также творение материи творений) происходило бы из аспекта роцойн, мир бы был ботейл бимциюс[116], и для того, чтобы мир был бы в мциюс йеш[117], это через то, что создан через двар гашем[118]. А если бы все творение (включая также творение цурас ганивроим) было бы из аспекта дибур, в мире был бы невозможен аспект битул. И через то, что творение формы творений происходит от аспекта роцойн, как она притягивается в аспект дибур [что то, что форма творений это форма их материи, это потому, что роцойн притягивается в дибур], через это возможно притянуть (посредством работы), что также йеш, который сотворен от дибур, будет в битул.

Хес

И следует сказать, что причина того, что битул творений притягивается от аспекта роцойн, это потому, что роцойн это не есть отдельная самостоятельная сущность, а только раскрытие сущности (подобно желаниям в душе человека, что это только отклонение и притяжение души), поэтому также творение от роцойн его смысл (не то, что творятся творения, но) что через творение исполняется роцойн. А дибур это лвуш ганифрод[119]. Что то кроме того, что дибур  это отдельная сущность, поскольку его идея в том, что он говорит к другому, тем самым он отделяется от человека говорящего, вплоть до того, что дибур выходит и отделяется от человека также фактически. И поэтому творение от дибур – это мциюс йеш.

Тес

И в соответствии с тем, что объяснялось выше (п. 7), что форма творений (форма материи), это сосуд для хайус Элойки, который         в них (их душа), следует сказать, что хайус и нефеш творений это роцойн. И отсюда понятно, что то, что хайус Элойки одевается в  каждое творение и дает ему жизнь в соответствии с его свойствами, что это указывает, что творения занимают место[120] перед ним (как выше п. 3) , это [не потому, что творения сами по себе занимают место перед ним, ибо идея творения от аспекта роцойн, это что через это исполняется роцойн, (как выше п. 8), но] потому что так поднялось в Его Воле Благословен Он, что будет тфисас мокойм[121] для творений, и поэтому он одевается в творения и дает жизнь каждому творению в соответствии с его свойствами.

И в соответствии с этим, различие между управлением по законам природы и управлением чудесами, что управление по законам природы это в даас тахтойн, а управление чудесами это в даас элйойн (как приводилось выше из друшим), это что Воля Вс-вышнего в управлении по законам природы состоит в том,  чтобы управлять миром таким образом, что мир это реальная сущность[122],  внизу йеш, а воля Вс-вышнего в управлении с помощью чудес состоит в том, чтобы управлять миром таким образом, что мир как ничто, внизу аин.

Йуд

И следует сказать, что подобным образом это в общем понятии даас тахтойн, что есть в нем два способа понимания. Что мнение, что внизу йеш, это потому, что относительно этого уровня мато[123] само по себе это мциюс (а его битул только битул йеш). И что мнение, что внизу йеш  – это для того, чтобы было раскрытие идеи маало маало ад эйн кейц. И из различий между двумя подходами, что по первому подходу, что мато само по себе это мциюс[124], следовательно даас тахтойн и даас элйойн это два противоположных по своей сути мнения, ибо даас тахтойн говорит что мато – это реальная сущность, а даас элйойн говорит, что мато – это ничто. А по второму мнению, что мнение что внизу йеш, это для того, что бы было раскрытие аспекта лемаало маало ад эйн кейц, противоположность этих мнений только в их цийур (проявлении), но в своей сущности это одно целое. Ибо [общая] идея этих мнений есть проявление аспектов Ойр Эйн Сойф, но только, что даас элйойн проявляет аспект лемато ад эйн тахлис, а даас тахтйон проявляет аспект лемаало маало ад эйн кейц.

Йуд алеф

И это смысл того, что говорится, что также даас тахтойн это эмес, и тем не менее, должно быть соединение даас тахтойн и даас элйойн (см выше п. 4), ибо аспект истинности даас тахтойн, это потому, что его внутренний смысл, это раскрытие лемаало маало ад эйн кейц, и этот аспект в нем раскрывается через его соединение с даас элйойн.

И подобно этому в аспекте управление по законам природы, что хотя управление по законам природы это потому, что это Ты который вывел десять тикуним… чтобы управлять и с их помощью мирами, тем не менее, совершенство природного управления достигается лишь тогда, когда в него притягивается раскрытие выше, чем природа, ибо только через это раскрывается что леангого богем олмин[125] имеет своим корнем ант гу хад.

Йуд Бейс

И вот, то, что объяснялось выше( п. 10), что когда ощущается в обоих мнениях (даас элйойн и даас тахтойн), что их смысл – это раскрытие аспектов в Ойр Эйн Сойф (что он выше и выше до бесконечности, и ниже и ниже до беспредельности), то тогда оба мнения выражают одну идею, это в общем. Но в детальности, также лемаало ад эйн кейц и лемато ад эйн тахлис (как это в ойр эйн сойф) это два различных аспекта. И в соответствии с этим, для того, чтобы было соединение даас тахтойн с даас элйойн, и подобно этому, соединение тева и выше чем тева, это через раскрытие сущности, которая выше их обоих. И следует сказать, что это то, что говорится в маамаре, что притяжение раскрытия выше чем тева в тева это через притяжение от аспекта ант гу хад, хотя раскрытие которое выше чем тева оно также через притяжение аспекта ант гу илоо, ибо аспект что выше чем природа со стороны аспекта ант гу илоо, выше чем гишталшелус,  не притягивается в тева (гишталшелус), и притяжение раскрытия выше чем тева в тева оно через притяжение аспекта ант гу хад. И это также объяснение, почему должно быть соединение двух этих аспектов тева и выше чем тева, ибо каждый из этих аспектов имеет корень в Ойр Эйн Сойф, а через соединение этих двух аспектов происходит притяжение ацмус, т.е., что через это есть возможность (также со стороны мира), что через работу будет в мире притяжение раскрытия ацмус, и через это выполняется намерение в творении мира (тева), что нисаво гаКодойш Борух Гу  лигйойс лой исборах диро бесахтойним.

 


[1] «Начал [пророк] Элиягу свои слова так: владыка миров! когда говорят о тебе, что ты «один», — слово это не имеет числового смысла. Ты превыше любых высот, Ты тайна всех тайн, и разум наш не способен даже прикоснуться к тебе. Ты явил миру десять оболочек, которые мы называем «десять сфирот»» (перевод издательства Шамир, не дословный. В тексте — дословно)

[2] Свет Бесконечного, или Свет Бесконечности

[3] «Ты – один»

[4] сфира «кесер» букв. «корона»

[5] внутренняя часть сфиры «кесер» наызвается «атик»

[6] «и не в счете»

[7] «высший над всеми высшими»

[8] внешняя часть сфиры «кесер» называется «арих»

[9] «сокрытый над всеми сокрытыми»

[10] «мысль не способна постичь Тебя совершенно»

[11] внутренняя часть сфиры «хохма»

[12] «Ты вывел десять украшений»

[13] порядок причинно-следственных связей, система миров.

[14] граница

[15] Атик==нээтак==отделенный

[16] «миры» — это ацилус и ниже. Под словом «мир» («олам») всегда подразумевается определенное ограничение.

[17] И в соответствии с этим понятно, почему в «посах Элийагу» слово «ант» — «ты» — повторяется три раза

[18] Самопожертвование, самоотверженность

[19] следует отметить то, что говорится в маамаре «Подо бешолом» 5698, что основное достоинство в «Подо бешолом» («искупил с миром») – это способ избавления, что чудо было облечено в природную оболочку. И в соответствии с этим понятно отношение этого вопроса (что раскрытие выше, чем природа притягивается в природу) к Йуд тес кислев

[20] букв. «»украшений»

[21] «ацилус» переводится как «излучение», «эманация»

[22] т.е. для того чтобы притянуть уровень, выше чем природа, на первый взгляд достаточно притяжение с уровня «ант гу илоо», и зачем притягивать именно с уровня «ант гу хад» (прим. переводчика)

[23] природа, законы природы, управление по законам природы

[24] «кейлим» или «килим» — «сосуды»

[25] безграничен

[26] в конце дибур гамасхил «гахойдеш» стр. 163

[27] «хайус», или «хийус» — от «хаим» -«жизнь», т.е. жизненная сила, жизненная энергия

[28] «кав» — букв. «линия». Каббалистический термин, указывающий на высший уровень Б-жественного света

[29] «сокращение». Первичное сокращение света, предшествовавшее творению мира

[30] раскрытие

[31] толкования. здесь: хасидские комментарии

[32] числовое значение (= 86)

[33] природа

[34] Непроизносимое четырехбуквенное имя Вс-вышнего; в хсидус обычно заменяется на «Гавайе» от «мегаве» — «сотворяющий» миры

[35] Высшее знание

[36] есть

[37] нет

[38] нижнее знание

[39] ничто

[40] «есть»

[41] «одевание», т.е. опускание на уровень восприятия воспринимающего

[42] В начале сотворил Вс-вышний

[43] «источник» и «творение» — по крайней мере, сравнимы меду собой (прим. переводчика)

[44] в оригинале: «тойфес мокойм», т.е., каким-то образом соотносятся между собой (прим. переводчика)

[45] подчинение, самоустранение

[46] подчинение существующего, т.е. он существует, но подчиняется

[47] в оригинале: «бедерех мимейло»

[48] Тегилим 148, 5 – «сотворились» — сами собой, т.е. это выше, чем причинно-следственная связь «источника» и «порождения» (как в имени Элойким) (прим. переводчика)

[49] в оригинале: «муфло» -«скрыт, непостигаем, отделен», ср. «пэлэ» — «чудо» (прим. переводчика)

[50] творение; на самом деле. это специальный термин, происходящий от «гойо» -«быть», соответственно, «мегаве» означает «обеспечивающий «бытие» (это более низкий, «аппаратный» уровень, чем «творение». Я бы даже сказал, если бы не боялся, что Гавайе это «аппаратный» (hard) уровень творения, а Элойким – это «программный» (soft) уровень, некоторая «операционная система» == «законы природы».  (прим. переводчика)

[51] полное самоустранение

[52] «чудо»

[53] «природа», законы природы

[54] «гамшохо» — означает «притягивание»

[55] открытие, раскрытие.

[56] язык Зогар ч. 2 135, конец стр. 1 «объединиться единому с единым» (перевод Шамир в сидуре Тегилас гаШем стр. 133

[57] сущность Света Бесконечного

[58] Свет Бесконечного, Бесконечный свет

[59] «выше, выше до бесконечности» (см. Тикуней Зогар тикун 57) и еще

[60] «ниже, ниже до нет предела»  (там же)

[61] «все перед ним – как ничто»

[62] сокрытие

[63] совершенство

[64] истина

[65] «шайлойс утшувойс», «вопросы и ответы», иногда переводят «респонсы»

[66] «монета», также «штамп, штемпель» (см далее в тексте)

[67] «штампует несколько монет»

[68] «отштамповал» (см Берейшис 1, 26 Раши на посук «сделаем человека» (прим. переводчика)

[69] «штампует» каждого человека «штемпелем» первого человека

[70] гл. 19 (24, 2)

[71] В своем комментарии на Мишну Сангедрин там же

[72] в оригинале: «цура» — форма. В еврейской философии различаются «хомер» — «материя» и «цура» — «форма», т.е. внутренний смысл, содержание, назначение материи. Например, в человеке, его тело – это «материя» (хомер), а душа – это «форма» (цура) (прим. переводчика)

[73] «форма рода человеческого»

[74] Так в Сефер гаМаамарим 5678 и 5698 там же. И обратить внимание от Рамбама законы Основ Торы  гл. 4 галаха 8. Море Невухивм в начале. И см. далее п. 7

[75] =цура

[76] творит из абсолютного ничто

[77] ср. гемшех 5666 п. 70 стр. 284

[78] буквально «самосотворение», как сказано «Ибо Он приказал и они ниврэу (сотворились сами собой)». см. п. гимел (прим переводчика)

[79] хайус от  «хай» — живой; «хаим» — «жизнь». Б-жественная жизненная сила

[80] «дает существование» на уровне «хомер гийули» — «первичной материи», «материя лишенная формы» (которая была сотворена в первый день творения). (примечание переводчика)

[81] «утапливание»

[82] Бешалах 15, 4 «утонули в море Суф»

[83] хайус

[84] гээлем вегестер

[85] новость, открытие

[86] язык маамара в Сефер Мааморим 5678 там

[87] Сефер гамааморим  5657 стр. 51 и дальше

[88] И наоборот, (само)ощущение творений. что «мциюсом амейацмусом» (что они существуют сами по себе)

[89] в оригинале – «лвушим». Гемшех 5672 ч. 2 гл. 396 (конец стр. 816 и дальше)

[90] скрывающих «одежд»

[91] Сефер гамааморим 5663  стр. 115

[92] форма.

[93] Истинная форма

[94] форма материи

[95] сосуд

[96] форма рода человеческого

[97] «форма» в человеке — это его душа (а «материя», соответственно, тело)

[98] «форма» тела человека – это «форма» относительно материи (материала) тела, и «материал» (хоймер) относительно его души. Низший уровень является «материалом» (хоймер) для высшего уровня, который называется «форма» (цуро) (прим. переводчика)

[99] «форма» творений

[100] «все, что пожелал Вс-вышний, создал Он» Тегилим 135, 6

[101] (внутреннее) «желание»

[102] «воля»

[103] Тегилим 33, 6 «Словом Вс-вышнего созданы небеса»

[104] «речь»

[105] Авот гл. 5 мишна 1

[106] «десятью речениями создан мир»

[107] здесь: речение

[108] «да будет свет» (Берешит 1, 3)

[109] «да будет небосвод» (там, 6)

[110] небосвод

[111] Тегилим 104, 24

[112] «всех их с мудростью сделал Ты»

[113] «есть», отдельная самостоятельная сущность

[114] подчинение

[115] «жилище для Него, благословен Он»

[116] полностью самоустранен перед Вс-вышним

[117] отдельное существование (в его самоощущении)

[118] слово Вс-вышнего

[119] отделяемая оболочка

[120] т.е. имеют какое-то значение для него

[121] занимать место, т.е. иметь значение

[122] т.е. считаться с существованием мира, как с чем то реально существующим, не потому, что мир действительно реально существует, а потому, что Вс-вышний хочет, чтобы мир считался реально существующим (прим. переводчика)

[123] нижний уровень

[124] по первому мнению нижний мир «реально существует» (прим. переводчика)

[125] «управлять с их помощью мирами»