Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Гасом нафшейну бахаим велой носан ламойт раглейну.

Мелукот 3, стр. 201

Гасом нафшейну бахаим велой носан ломойт раглейну[1], и объясняет Квойд кдушас мойри вехами Адмур[2] в маамаре с этим же названием, праздника освобождения 12 тамуза[3] [и начало освобождения было в гимел тамуз], что жизнь, в которой положил нашу душу, это более высокая жизнь, чем жизнь души (самой по себе), ибо хайей га-нефеш[4] ограниченны, ибо несмотря на то, что душа хай бээцем[5] (что выше, чем гиспаштус hахайус[6], которая дает жизнь телу, и выше не только хайус проти[7], но также хайус клоли[8]), тем не менее, поскольку то, что душа жива бээцем, это потому, что Вс-вышний вложил в душу эту природу (чтобы она была хай бээцем) это ограниченно, и жизнь, в которую поставил нашу душу, это выше чем тева[9]. И это есть гасом нафшейну бахаим велой носан ломойт раглейну, что сила на то, чтобы наши ноги не оступились, это именно от жизни, которая выше чем природный порядок вещей.

Бейс

И чтобы понять причину того, что со стороны жизни самой души, также со стороны аспекта хай беэцем, возможно быть ломойт раглейну[10], и сила на то, что чтобы не было ломойт раглейну, это именно от жизни, которая выше, чем природа, и также, чтобы понять отношение этой идеи к освобождению 12 тамуза, нужно сначала объяснить то, что говорится в начале нашей главы Вайиках Койрах[11], и переводит Онкелос[12], веиспелиг Койрах[13]. Ибо в нескольких местах, где сказано вайиках, переводит веносив[14], а здесь переводит веиспелиг[15]. И приводится в книге Нойам Элимелех, что веиспелиг Койрах, это подобно рокиа[16], разделяющей между водами и водами. И объясняет Цемах Цедек, что это объяснение (что веиспелиг Койрах это подобно рокиа, которая разделяет) это в соответствии с тем, что говорится в Зогар, что рокиа мавдил[17] — это махлойкес смоло бейомино[18]… подобно этому спор Койраха с Аароном, что из этого понятно, что отношение веиспелиг койрах к рокиа мавдил, это не только потому, что корень махлокес (любой махлокес) это от рокиа мавдил, как приводится в Мидраш, почему во второй день не сказано ки тойв[19], поскольку в него было сотворено махлойкес, как сказано, виги мавдиль бейн маим ломоим[20], но что также этот махлойкес в особенности, спор Койраа с Аароном, это подобие (и ее корень это) махлокес в рокиа амавдиль. Ибо также как рокиа амавдиль, это спор смоло бейомино, подобно этому это махлойкес Койраха с Аароном, ибо Аарон — это в линии хесед[21], йомин[22], а Койрах, который был лейви, был из аспекта гвуройс[23], смол[24].

И следует добавить, что два эти аспекта в веиспелиг койрах (махлойкес, и то, что он спорил с Аароном) имеют отношение друг к другу. Ибо то, что сотворение махлокес (рокиа мавдил) было в йойм шейни[25] именно, это потому, что в первый день это мидас хесед (йомин) а второй день это мидас гвуро (смол), и со стороны гвуро есть возможность (несинас моком) для махлойкес. И как приводится в Зогар там, йемино иhу шлимо дэкойло… бэй тальо кол шлиму, кад ис’ар смоло ис’ар махлойкес[26]. И в соответствии с этим следует сказать, что основная идея Койраха — это махлойкес [как понятно также из того, что сказали Разал, каждый, кто махзик бемахлойкес[27], нарушает запрет, как сказано, велой йигйе кекойрах вехаадосой[28], что из того, что махзик бемалойкекс (какой бы ни был махлокес), он как Койрах и его общество, это доказывает, что основная идея койраха — это махлокес], и то, что он спорил с Аароном (хесед) и хотел сделать гвуройс основой, это потому, что посредством этого будет усиление махлокес. И нужно понять, ведь Койрах пикеах[29] был, и логично сказать, что его спор на кеhунас Ааройн[30] был потому, что он ошибся в путях служения, и не понятно, почему он хотел махлойкес. Ибо то, что он спорил с Аароном, можно объяснить, поскольку Койрах считал, что служение Вс-вышнему должно быть в линии гвуро, и поэтому он спорил с Аароном, служение которого было в линии хесед. Но в соответствии с тем, что говорилось выше, что Койрах хотел сделать гвуройс основой, это для того, чтобы было усиление для махлокес, это непонятно, ибо как мог подумать Койрах, что махлойкес — это пусть в служения Вс-вышнему. И также нужно понять объяснение того, что переводит веиспелиг Койрах, что испелиг это подобно рокиа, которая разделяет, ибо на первый взгляд, также само имя Кораха указывает на разделяющий небосвод, как объясняет Цемах Цедек на посук «вайиках Койрах», что койрах указывает на рокиа, которая разделяет, как сказано рокиа кеейн акерах[31], и что означает добавление веиспелиг койрах.

Гимел

И это будет понятно, если сначала объяснить то, что известно, в вопросе рокиа, разделяющей между водой и водой, что вода — это таануг[32], что то, что воды выращивают все виды удовольствий, это потому, что есть в них аспект таануг, и рокиа мавдиль между верхними водами и нижними водами — это парсо[33], посредством которой происходит разделение меду таанугим в духовных вещах (высшие воды) и таанугим этого мира (нижние воды). И намерение в рокиа мавдил между маим эльйоним[34] и маим тахтойним[35], это для того, чтобы посредством этого поднялись нижние воды на более высокий уровень, чем они были перед их опусканием, что посредством того, что они опустились вниз, появляется в них стремление и жажда подняться наверх, «нижние воды плачут, мы хотим быть перед царем», и посредством этого они поднимаются выше, чем они были перед их опусканием, и выше даже, чем высшие воды. И это то, что сказали Разал, что то, что в третий день сказано два раза ки тойв[36], это один для работы воды и один для работы того дня, ведь на первый взгляд, работа воды это аспект махлойкес, и как про это говорится ки тойв. И объяснение в этом, что посредством работы человека происходит очищение и подъем нижних вод, и поэтому, в третий день, когда было йикову гамаим митахас гашосмаим эл мокойм эход весейроэ гайабошо[37], что суша — это место для человека, было исполнено намерение работы воды, что посредством разделения нижних вод от высших, и их опускания вниз, они поднимаются вые, чем они были перед опусканием, и тогда (после того, что становится возможным такой подъем), также работа воды это ки тойв.

Далет

В соответствии с этим будет понятно, поему Койрах хотел махлойкес, ибо Койрах думал, что намерение в том, что нижние воды были отделены от верхних вод, и опустились вниз, это ради достоинства, которое есть в самих материальных таанугим, ибо корень материальности выше, чем корень духовности. [И подобно тому, что объясняется в Тора Ор, что в высших мирах сказано ма годлу маасехо[38], а аспект мо рабу маасехо[39] это в нижних мирах именно, и идея множественности указывает на совершенство Эйн Соф, что вместе с тем, что он йохид[40], он несет (нойсе) также множество деталей]. И поэтому он хотел, чтобы гвуройс были икор[41], ибо то, что нижние воды плачут «мы хотим быть перед царем», это потому что ощущается в них аспект гилуим[42] (хесед, йомин), и поскольку гилуим в основном в высших мирах, поэтому нижние воды (в которых нет гилуим) хотят выйти из своего мциюс[43], и подняться наверх. Однако по ошибочному мнению Кораха, что намерение — в самих материальных таанугим, чтобы раскрылся в них корень материальности, то наоборот, основное достоинство — в цимцумим[44] и гвуройс, что из них творятся материальные вещи. Но Корах ошибся в этом, ибо раскрытие корня самих нижних вод (материальных) будет в будущем, и для того, чтобы было раскрытие самих материальных вод, должно быть в них в начале ощущение достоинства гилуим, что посредством такого чувства есть в них жажда и стремление подняться вверх, и посредством этого будет раскрытие корня самих материальных вод. И это то, что не сказано ки тойв в работе вод до третьего дня, хотя есть достоинство также в работе воды как она была во второй день, в том, что были _отделены_ нижние воды от верхних и _опустились вниз, ибо раскрытие этого достоинства будет только в будущем мире, а сейчас, намерение в пускании вод вниз, это для того, чтобы они поднялись вверх (как говорилось выше), что этот аспект достигается в третий день именно. И подобно этому это в общей идее гилуй (корень хесед) и цимцум (корень гвуро), что достоинство самих цимцумим раскроется только в будущем, а намерение в цимцум как он сейчас, это ради гилуй.

Гей

И подобно этому это в служении человека, что хотя есть достоинство в служении бехол дрохехо доеhу[45], перед работой Торы и заповедей, что посредством работы бехол дрохехо доэhу, постижение Б-жественности происходит также в аспектах мира (бехол дрохехо), тем не менее, для тог,о чтобы его занятие в иньеней ршус[46] (дрохехо) было таким образом, чтобы дела этого мира не приводили его к опусканию хас вешолом, и наоборот, в самих них он бы видел гашгохо протис[47] (доэгу) — это посредством работы кол маасехо йигйу лешем шомаим, что его намерение в том, что он занимается аспектами ршус, это для того, чтобы посредством этого он мог заниматься Торой и заповедями [поскольку все его занятие делами этого мира это ради исполнения Торы и заповедей, поэтому он уменьшает их насколько возможно, и занимается ими только насколько это необходимо], и тогда, даже когда он занимается делами этого мира, он видит в них раскрытие Элойкус, доэhу.

Вов

В соответствии с вышесказанным будет понятно также уточнение языка Разал, что эйн махзикин бемалхлойкес[48], махзикин именно, ибо само существование махлокес, то, что нижние воды были отделены от высших вод, это творение, сотворенное Вс-вышним. И грех Койраха был, что он усиливал (hехзик) малхойкес, что он хотел, чтобы это разделение было постоянным (чтобы нижние воды остались внизу, и не было у нихх жажды подняться вверх). И следует добавить, что намерение в сотворении махлойкес (рокиа мавдил) во второй день, это для того, чтобы она очистилась в третий день, что тогда также рокиа мавдил становится тойв, подобно этому это также в отношении махлойкес Койраха, что намерение в этом (как это было со стороны Свыше), было для того, чтобы посредством этого был мир более возвышенным образом, чем это было перед махлойкес. И как объясняется в друшим, что то, что в начале Мойше говорил к Койраху и к его обществу, и ходил за ними со словами мира — это, ибо Мойше думал, что также как третий день (тиферес) очистил мхицо[49] и hавдоло[50], которая было создана во второй день, подобно этому это будет также в отношении Койраха, что Мойше, который был третий, тиферес. очистит его. [Но это не произошло, ибо Койрах не хотел этого, ибо он хотел леhахзик в малойкес].

И в соответствии с этим можно объяснить то, что добавляет Таргум, что вайиках койрах это веиспелиг койрах, подобно рокиа мавдил, хотя само имя Койраха указывает (как говорилось выше) на рокиа мавдил (рокиа кеейн керах), ибо имя Кораха (от языка корхо, что идея ее — разделение) указывает на его природу (что он склоняется к махлойкес), сотворенную Вс-вышним. Но вайиках койрах — это действие махлокес, что он сделал по своей воле и по своему выбору. И это, что говорит Онкелос, что вайиках койрах — это веиспелиг койрах подобно рокиа мавдил, что также действие спора Койраха, хотя это было по его воле и по его выбору, это подобно рокиа мавдил, которая сотворена Вс-вышним, что также как намерение в сотворении рокиа мавдил — это для того, чтобы она очистилась в третий день, подобно этому также веиспелиг койрах, что намерение в этом (со стороны Свыше) это для того, чтобы очистилось посредством Мойше, как говорилось выше.

Заин

И следует сказать, что причина того, что Койрах ошибся, и считал, что намерение в рокиа мавдил, это само разделение, это потому? что не было в нем аспекта битуль[51]. И идея в том, что объяснялось выше (п. 3) что намерение в том, что нижние воды были отделены от высших вод, и опустились вниз, это для того, чтобы было в них стремление и жажда подняться вверх, это соединение и сочетание двух противоположных качеств. ибо со стороны хасидим (достоинство гилуим) достоинство — в высших водах и не нужно было, чтобы нижние воды были отделены от высших вод, и опустились вниз, и со стороны гвуройс — достоинство в раскрытии корня самих нижних вод, и нет необходимости, чтобы в нижних водах было стремление и жажда выйти из их мциюс и подняться верх. И то, что намерение в опускании нижних вод вниз, это для того, чтобы было в них жажда подняться вверх, это со стороны тиферес, средняя линия, которая соединяет противоположности хесед и гвуро, чтобы было леахлоло смоло бейомино[52]. И поскольку аспект гискалелус это со стороны битуль, поэтому Койрах, укоТорый не был в битуль, не отложился у него эта идея.

И следует сказать, что подобно этому это в отношении служения бехол дрохехо доеhу, познание Б-жественности в самих вещах этого мира, и тем не менее, все его занятие делами этого мира будет только средством для исполнение Торы и мицвойс, это посредством битуль, чтобы исполнять роцон элйон[53], что поскольку его работа — это не для того, чтобы утолить свою жажду, чтобы было раскрытие Б-жественности в его душе, но он отдает себя на то, чтобы исполнять волю Вс-вышнего, поэтому не важно для него гилуй, чтобы он познал Б-жестеннотсь (также) в делах этого мира, и все его желание это только в исполнении Торы и заповедей, исполнение воли Вс-вышнего. [И посредством этого будет у него также раскрытие Б-жественности в делах этого мира, и как объяснялось выше (п. 5) что посредством служения кол маасехо лешем шомаим, достигают бехол дрохехо доеhу].

[1] «Он сохранил живой душу нашу и не дал споткнуться ноге нашей.» (Тегилим 66, 9)

[2] Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон, Шестой Любавичский Ребе

[3] в 1927 г.

[4] Жизнь души

[5] жива по своей сути

[6] распространение жизненности

[7] частная жизненность

[8] общая жизненность

[9] природа

[10] споткнуться ногам нашим

[11] «И взял Койрах» (Койрах 16, 1)

[12] арамейский перевод текста Пятикнижия

[13] «И отделился Корах»

[14] «и взял»

[15] «и отделился»

[16] небосвод

[17] разделяющий небосвод

[18] «Спор правой стороны с левой стороной»

[19] «ибо хорошо»

[20] «И будет разделять между водой и водой» (Берейшис 1, 6)

[21] милосердие

[22] правая сторона

[23] строгость

[24] левая сторона

[25] второй день (Творения)

[26] «Правая сторона – это совершенство всего… от нее зависит все совершенство, когда пробуждается левая сторона, пробуждается махлойкес»

[27] поддерживает махлойкес

[28] «И не будет как Койрах и как его общество» (Койрах 17, 5

[29] умный

[30] когенство Аарона

[31] «подобие небосвода, словно лед» (Йехезкель 1, 22)

[32] наслаждение

[33] разделяющее пространство

[34] высшие воды

[35] нижние воды

[36] «ибо хорошо»

[37] «Да стекутся воды под небесами в одно место, и станет зримой суша» (Берейшис 1, 9)

[38] «Как величественны дела Твои» (Тегилим 92, 6)

[39] «Как многочисленны творения Твои» (Тегилим 104, 24)

[40] единственный

[41] основа, главное

[42] раскрытие света

[43] существование

[44] сокращение света

[45] «Во всех путях твоих познай Его» (Мишлей 3, 6)

[46] разрешенные вещи

[47] Провидение

[48] не усиливают махлойкес

[49] преграда

[50] разделение

[51] подчинение

[52] соединение правой линии с левой линией

[53] Высшая воля