Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ки сисо 5731

Мелукот Гей

Ки сисо эс ройш бней Исроэл лифкудейгем, веносну иш койфер нафшой…[1] и приводится в Геморо[2], «сказал Мойше перед Вс-вышним, Рибойной шел ойлом, бамэ торум керен Исроэл[3], омар лой беки сисо[4]«. И объясняет Раши, если ты пришел поднять их голову и возвысить ее, возьми от них койфер[5] на цдоко[6]. И, на первый взгляд, отношение ки сисо к возвышению керен Исроэл, это, что ки сисо — это также язык возвышения и подъема. И нужно понять, ибо в соответствии с этим, когда Мойше спросил у Вс-вышнего, чем поднимется рог Израиля, должен был, на первый взгляд, ответить ему, тем, что дадут койфер на цдоко, и что означает ответ, беки сисо [что подъем керен Исроэл происходит посредством ки сисо], ведь возвышение головы сынов Израиля, и возвышение их керен, это одно и то же. Также нужно понять, что в Писании сказано «и дадут каждый человек выкуп за свою душу», что возвышение головы сынов Израиля происходит посредством того, что дают койфер, а в вышеупомянутом  объяснении Раши «Если ты пришел возвысить их голову, возьми от них койфер для цдоко». Также нужно понять, что язык Писания, это «ки сисо эс ройш бней Исроэл», а язык в вопросе Мойше, это «чем поднимется рог Израиля». 

И идея объяснения в этом, как объясняется в друшим[7] (начальные слова «ки сисо эс ройш бней Исроэл»), что «ройш» указывает на природную любовь к Вс-вышнему, которая выше, чем разум, и сказано в Писании[8], «ки авойнойсай овру ройши» — «ибо грехи мои поднялись выше головы моей», что грехи скрывают аспект ройш в душе (природную любовь, которая выше чем разум), чтобы она не светила во внутренних силах. И это «ки сисо эс ройш», что, хотя в аспекте ройш невозможен пгам[9], тем не менее, само то, что аспект ройш в душе не может светить в раскрытии во внутренних силах, указывает, что происходит в нем опускание и унижение, посредством грехов (но только, что опускание и унижение оно не в отношении его самого, и только в отношении раскрытия его), поэтому нужно поднять голову, возвысить ее от ее униженности.

И следует отметить, что в Ликутей Тойро в маамаре с начальными словами[10] «шуво Исроэл… ки хошалто баавойнэхо[11]«, объясняется, что это как пример человека, который споткнулся, что посредством этого падает голова его вниз. И, в соответствии с этим, возможно было сказать, что объяснение ки сисо эс ройш бней Исроэл, это возвысить голову от ее падения вниз. И следует сказать объяснение на то, что в вышеупомянутых друшим он не объясняет так, ибо эта глава была сказана после Йом Кипура, после того, что Вс-вышний простил Израиль с радостью и полным сердцем, и сказал Мойше, «солахти кидворехо[12]», простил Я по слову твоему. И след от греха, который остался после Йом Кипура, это (в основном) только в отношении того, что роцойн который выше, чем сехел, не светил в раскрытии в внутренних силах, и поэтому сказано «ки сисо эс ройш бней Исроэл».

Гимел

 

И вот, сказано в Писании, «года бехори аф кол керен Исроэл[13]», что посредством грехов, происходит опускание также в аспекте керен, который выше, чем ройш. И поэтому сказал Мойше, чем поднимется рог Израиля, что нужно возвысить и поднять аспект керен, который выше, чем ройш. И объясняется в Ликутей Тойро, что керен — это аспект кесер. И требуется объяснение, ведь то, что керен выше, чем ройш, это не только в отношении мозга в голове, но) относительно гулголес, и в соответствии с тем, что известно, что гулголта (череп, который закрывает мозг) — это аспект кесер, в чем достоинство керен над ройш. И следует сказать, что гулголто это макиф, который имеет отношение к пними, подобно гулголес в человеке, что окружает мозг, но имеет отношение к нему, и керен — это макиф, который выше, чем отношение к пними. И объясняется в нескольких местах, в объяснении Писания «вайорем керен  леамой[14]», что указывает на ацмус Ойр Эйн Сойф, который выше, чем сойвев. И также это в душе, что керен ганешомо — это эцем ганешомо[15].

И нужно понять, то, что сказал Мойше, бамэ торум керен Исроэл, ведь на первый взгляд, как возможно, что будет опускание в сущности души.  И следует сказать объяснение в этом, что намерение в опускании души вниз, это для того, чтобы работать внутри тела, и поэтому, когда она  не исполняет намерение, происходит опускание во всех ступенях в ней, также в сущности ее (что опустился вниз). И, в соответствии с этим, опускание посредством греха в уровне ройш души, это потому, что относительно этого уровня есть эрех[16] для открытых сил (поскольку это макиф, который имеет отношение к пними), и поэтому аспекты открытых сил воздействуют и изменяют ее (но только, что это изменение только в отношении ее раскрытия, как объяснялось выше п. 2), и опускание, которое происходит посредством греха в сущности души, это не то, что аспекты раскрытых сил приводят к изменению в ней, но потому, что не была исполнена кавоно (намерение), ради которого она опустилась вниз. И следует сказать, что это то. что сказано в Писании «года…. керен Исроэл», что также, как в керен буквально, изменение, которое происходит в керен, посредством того, что он (отрубается) отрезается от головы, (что нет в нем мощи, которая была в нем  изначально), это не то, что ройш приводит к изменению в керен, но наоборот, поскольку он отрубается от головы, и подобно этому это в керен души, что изменение, которое происходит в ней посредством греха, это со стороны того, что она не действует в раскрытых силах (и не исполняет намерение, ради которого она опустилась вниз).

Далет

 

И, в соответствии с этим, следует сказать, что когда Вс-вышний говорит Мойше «ки сисо эс ройш бней Исроэл, есть в этом два аспекта». Что возвысит и поднимет голову сынов Израиля, как это объясняется в посуке. И еще аспект (который не объясняется в письменной Торе, но раскрывается в устной Торе), что посредством ки сисо эс ройш бней Исроэл, будет также подъем в керен Исроэл, [и как говорит Геморо, сказал ему «бе-ки сисо», что посредством ки сисо будет еще другой аспект]. И, в соответствии с этим, следует объяснить то, что говорит Раши:  «если ты хочешь возвысить их голову, возьми от их койфер для цдоко, и не дадут койфер для цдоко, как говорит посук: «и дадут каждый человек выкуп за его душу. Ибо возвышение и подъем головы сынов Израиля, это посредством того, что они дают койфер — веносну иш койфер нафшой. И для того, чтобы поднятие ройш привело к подъему керен Исроэл, это когда возвышение и подъем головы происходит посредством того, что Мойше возьмет от них койфер — если ты хочешь возвысить их головы — возьми от них койфер для цдоко.

Гей

И это будет понятно, если сначала объяснить то, что говорится (в нашей главе) «им кесеф талве эс ами[17]», и приводится в Мидраше[18], «сказал Вс-вышний, если ты одалживаешь деньги — ты со Мной», и объясняется в друшим, что то, что достоинство гма«х столь велико, вплоть до того, что посредством этого «ты со Мной, со Мной — бимхицоси», это как сказано в посуке, «ибо милосердия желаю Я, а не жертвы[19]», что хотя также корбонойс (зевах) — это желание Вс-вышнего [как понятно также из того, что есть несколько и несколько приказаний в отношении принесения корбонойс] тем не менее, поскольку идея корбонойс — это подъем снизу вверх, и конечное намерение — это чтобы было притяжение раскрытия Б-жественности внизу, ибо пожелал Вс-вышний, чтобы было у него жилище в нижних[20],  поэтому желание Вс-вышнего в корбонойс это (не в корбонойс самих по себе, но) в гамшохо[21], которая будет после этого, посредством несохим[22] [как приводится в Геморо[23], «каждый, кто читает Шма без тфилин, как будто бы принес ойло[24] без минхо[25], и зевах без несохим», что отсюда ясно, что, когда принесение жертвы происходит без несохим, это вообще ничего[26], и объясняется в Ликутей Тойро[27], что это потому, что подъем в корбонойс — это ради гамшохо, которая происходит после этого, посредством несохим], и поэтому, роцойн в корбонойс это (как будто) хицойниюс гороцойн,  [подобно человеку, который хочет поехать куда-то, чтобы купить товар, что его желание поехать, это только ради прибыли, которая будет у него посредством этого] и пнимиюс гороцойн — это в притяжении вниз. И это, что сказано ки хесед хофацти велой зевах, что хефец, пнимиюс гороцойн, это что будет хесед, притяжение вниз. 

И следует добавить, что  из буквального смысла языка Писания «Ки хесед хофацти велой зевах», следует, что говорится там про зевах с несохим, и тем не менее, говорит ки хесед хофацти велой зевах, ибо поскольку несохим подчинены зевах, также притяжение Б_жественности, которое происходит посредством несохим, не достигает достоинства гамшохо посредством хесед. И как ясно также из слов Разал, (приводятся в друшим) на посук «искупится ли грех дома Эли с зевах и минхо», — «посредством зевах и минхо не искупляется, но искупляется Торой и гмилус хасодим».

………

…И вопрос Мойше был «в чем поднимется рог Израиля,  ибо, поскольку опускание на уровне керен — это (не то, что грех приводит к опусканию в ней, но) что не была выполнена кавоно[28], ради которого она опустилась вниз, удивился Мойше, каким образом можно исправить это.  И следует сказать, что то, что сказал Мойше передВс-вышним «в чем поднимется рог Израиля», это потому, что для того, чтобы исправить то, что не было исполнено намерение, это посредством притяжения  из сущности Ойр Эйн Сойф баал гороцойн, который отделен от роцойн, поэтому сказал Мойше перед га-кодойш Борух Гу, что Он свят и отделен, и более того, перед гакодойш Борух Гу, для того, чтобы притянуть оттуда. Сказал ему «бехи сисо», посредством того, что Мойше поднимет их голову высоко, что также притяжение аспекта «перед Святым Благослове Он», должно быть посредством аспекта хохма (аспект Мойше), и подобно тому, кка известно, что раскрытие сойвев оно посредством мемале.  И хотя действие Мойше (самого по себе) — это «когда поднимешь голову«, притягивается в этом также сила из аспекта «Перед Вс-вышним», что посредством этого происходит возвышение керен Исроэл.

И для того чтобы этот аспект был притянут в Израиль — это посредством того, что возвышение и подъем их головы происходит посредством того, что Мойше берет от них выкуп, как говорит Раши: «Возьми от них койфер для цдоко», аспект подъема в цдоко.  И подобно тому, что было объяснено выше (п. 7) что посредством  гмах по простому смыслу происходит притяжение роцойн от баал гороцойн, и для того, чтобы достичь того аспекта в баал гороцойн, что он отделен от роцойн,  это посредством гмах в молитве,  притяжение, относящееся к подъему, подобно этому это в аспекте койфер нафшой, что посредством того, что дает койфер для цдоко (гамшохо) происходит притяжение роцойн, и посредством этого происходит возвышение и подъем головы. И посредством того, что Мойше берет от них койфер для цдоко, (аспект подъема в цдоко) происходит притяжение ацмус Ойр Эйн Сойф  который отделен от роцойн, и посредством этого возвысится рог Израиля, и таким образом, что «карнейну торум беховойд». 

 



[1] «Когда ты будешь пересчитывать сынов Израиля по счету их» (Тисо, 30, 12)

[2] Бава Батра 10, 2

[3] «в чем поднимется рог Израиля»

[4] «сказал ему: «в (через) ки сисо»

[5] выкуп (души)

[6] благотворительность

[7] 5665 (1905 г.)

[8] Тегилим 38, 5

[9] повреждение

[10] Друшим на Шабос Шуво 67, 4

[11] «Вернись Израиль… ибо споткнулся ты в грехе своем»

[12] Бамидбар 14, 20

[13] «обрубил в гневе Своем весь рог Израиля» (Эйха 2, 3)

[14] «И возвысил рог народа Его» (Тегилим 148, 14)

[15] сущность души

[16] значение, соотношение

[17] «Если серебро одолжишь ты народу моему» (Мишпотим 22, 24)

[18] Шмойс Раба на нашу главу в конце гл. 31

[19] Гошеа 6, 6

[20] Танхума Насо 16

[21] притяжение

[22] возлияние (вина на жертвенник)

[23] Брахот, 14, 2

[24] жертва всесожжения

[25] хлебное приношение, сопровождающее жертвоприношение животного

[26] «Эйн корбано клум» (Ликутей Тойро там же (42, 1)

[27] Там же (42, 3)

[28] Намерение (Вс-вышнего)