Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Боси легани стр.313

Известно высказывание Баал Шем Това «Когда ты схватываешь часть от эцем[1], ты схватываешь его целиком», т.е., эцем присутствует полностью и проявляется в каждой своей части.

Объяснение этого принципа станет понятно  из эцем еврея.

Несколько типов и характеристик у сыновей Израиля: Цадиким[2], бейноним,[3] и т.д., когены, левиты, просто евреи и т.д. Однако эти характеристики не являются сущностными, что посредством различных причин, они способны измениться. Праведник, когда он изменяет свои мысли, слова и дела, и не ведет себя как положено ему, он уже на ступени цадика; коген, когда он оскверняет свое когенство, он уже не в святости когенства. И поскольку эти характеристики изменчивы, они не являются сущностными, ибо сущность — это противоположность случайности, оно не изменяется никогда.

Но, сущность еврея, это то, что он еврей, — это неизменно вовеки, и, как сказали наши мудрецы, благословенна их память, что «так или иначе сыновья (Вс-вышнему) они, и заменить их на другой народ  хас вешолем[4] я не могу».

И эта сущность присутствует в каждом и каждом из Израиля равным образом. Независимо от того, находится ли он среди самого высокого типа, или тот кто среди самого низкого типа, ибо все они называются (сущностным) именем Израиль, и как сказали РаЗаЛ[5], что «несмотря на то, что согрешил, Исроэл он». Ибо имя «Исроэл» — это имя сущности, характеризующее сущность еврея.

И также, как сущность еврея присутствует в каждом еврее, также оно присутствует и выражается во всех его делах, даже личных, как говорилось выше, что в части сущности и т.д. Отсюда понятно, что это не только в добрых делах, но даже в грехе, не дай Б-г, выражается его сущность. Ибо внутренний смысл греха, это то, что наносит ущерб, как если бы, также наверху. И это не может относиться к народам мира, ибо нет у них никакого сравнения и отношения к Вс-вышнему, и только еврей, что его избрал Б-г,  и он часть Б-га свыше буквально, его дела именно — или добрые или наоборот, добавляют сил или наоборот, не дай Б-г, также наверху.

***

В нашем вопросе: в объяснении Баал Шем Това на «нифроин мин гоодом  мидаатой..[6] выражается сущность задачи Баал Шем Това. Ибо сущность присутствует во всякой своей части.

Сущность работы Баал Шем Това была – пробудить сущность души внутри каждого из Израиля. И это указывается в его святом имени — Исроэл, имя сущности каждого и каждого из Израиля, даже грешника.

Известно, что имя пробуждает сущность души. И поэтому в самом сильном обмороке, что уже никакие лекарства и средства не способны пробудить человека, когда называют его по имени, он пробуждается посредством этого из обморока, ибо обморок это, что все проявления души скрываются, А имя пробуждает ее сущность.

И подобно этому смысл прихода душ Баал-Шем Това в этот мир. После погромов и преследований, которые были в 5408 (1648) г., не про нас будь сказано, евреи находились в состоянии обморока, не дай Б-г, и в тот период, в 5488 (1698) году спустилась в этот мир душа Баал Шем Това, который назван общим именем и сущностным именем – Исроэл, пробудить сущность души внутри каждого и каждой из Израиля.

Сущность задачи Баал-Шем Това, пробудить сущность, сущность души в каждом и каждой из Израиля, находит свое выражение в учении Баал Шем Това  – учении хасидизма, ибо оно обсуждает и объясняет величие душ Израиля, что они часть Б-га свыше буквально.

И это выражается также в вышеприведенном высказывании, в объяснении вопроса, что наказывают человека с его согласия.

Ибо, на первый взгляд, совершенно непонятно, зачем нужно Высшему Суду мнение и решение человека. И подобно истории Натана и Давида. И необходимо сказать, что иначе невозможно. И внутренняя причина того, что не решают суд человека из Израиля, пока он сам не решит свой суд на себя, это со стороны высоты душ:

Поскольку каждая и каждая душа – часть Б-га свыше буквально, и когда ты хватаешь часть от эцем, ты хватаешь его целиком, следовательно, в каждой и каждой душе есть от сущности Вс-вышнего. И поэтому не может быть ни у кого, даже у самых высших ангелов, власти над человеком из Израиля. И поэтому все время, что он не решает свой суд, никто не может решить его суд. И наоборот, сущность его – она властна над всеми вещами, высшими и нижними.

И это указывается также в имени сущности «Исроэл», ибо причина того, что его называют Исроэл, это потому что – по крайней мере потенциально – каждый и каждая из Израиля имеет силу, быть «сорисо им Элойким веаношим ватухол[7]», это означает, что еврейский человек имеет власть над всеми делами мира.

И из вышесказанного есть основополагающее указание в служении человека Вс-вышнему: знать величину и силу ущерба, наносимого грехом. И еще, и это самое главное, что сознание достоинства человека из Израиля добавляет силы в служении Вс-вышнему, не бояться никаких вещей препятствующих и задерживающих, ибо каждый из Израиля, когда он пробуждает сущность своей души, он имеет власть над всеми вещами в мире, и как рассказывается в недельной главе (Бешалах), что посредством пробуждения силы самопожертвования, которая со стороны сущности души в каждом и каждой из Израиля, хотя был среди них также тот, что взял с собой идола Миха, посредством этого рассеклось море.

В соответствии с вышеупомянутым объяснением причины открытия души Баал Шем Това и его учения, что это подобно называнию человека по имени во время обморока, понятно, что основное открытие учения Хасидизма – именно для этих наших поколений, наиболее низких. И как понятно также из примера Алтер Ребе (автора Танья и Шулхан Орух), что ради своего больного сына – именно опасно больного, приказал царь и растерли в порошок самый драгоценный камень царской короны.

Ибо со стороны сущностной любви Вс-вышнего к каждому и каждой из Израиля, что она, как сказал Баал Шем Тов, больше, как если бы, чем любовь родителей к своему единственному сыну, что родился у них на старости лет, отдает он даже самый драгоценный камень, от которого зависит вся важность царской короны, и приказывает его растереть, и в нашем примере: открытие тайн Торы и тайных тайн и одевание их в человеческий разум, и распространять их, и даже таким образом, что значительная часть из них прольется наружу и пропадет, чтобы хотя бы одна капля вошла в его сына и вылечила его от его болезни.

И понятно из этого еще более, величие необходимости и обязанности и заслуги распространять майонойс хуцо[8], что кроме основной идеи в этом, что так это приказ царя, Царя над царями царей, Святого, Благословен Он, открыть учение хасидизма, чтобы спасти его единственного сына,  кроме этого, после того как уже растерли драгоценный камень, если теперь не дадут лекарство сыну, то растирание драгоценного камня было без пользы, не дай Б-г.

И дополнительная некуда[9] в этом: в соответствии с псак дин[10], что сообщил Баал Шем Тов, что приход Машиаха зависит и будет, «когда распространятся твои источники наружу», то понятно, что поскольку изо дня в день мы приближаемся к приходу Машиаха, – то изо дня в день должно быть больше также распространение источников, что посредством этого именно придет царь Машиах.

И то что опасаются: наши поколения со стороны своего положения и т.д. не достойны учения Хасидизма, – ведь это противоположно ответу царя Машиаха Баал Шем Тову, и против слов Рабойсейну Несией Тойрас гаХасидус[11], что безусловно и безусловно видели и знали, что будет в течение поколений, до поколения царя Машиаха, и сказали и написали и напечатали, что когда распространятся источники наружу, именно тогда придет Царь Машиах, в скором времени буквально.

 



[1] Эцем – сущность. Буквально – «кость»

 

[2] Праведники

[3] средние

[4] не дай Б-г

[5] наши мудрецы благословенна их память

[6] «Наказывают человека по его согласию или без его согласия» (пиркей Авот)

[7] «ты боролся с людьми и с ангелами и победил»  (Берейшис 32,31)

[8] источники наружу

[9] центральная идея

[10] постановление раввинского суда

[11] Наши учителя руководители учения хасидизма