Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бешалах 5729

(Боси леГани алеф в приложениях)

1.  Известно, что во время гисталкус[1] собираются вместе «все его дела и его Тора и служение, что он служил Вс-вышнему все дни своей жизни»[2]. Отсюда понятно, что в Маамар[3] «Боси легани» , который Ребе баал гилуло[4] выпустил к своему дню гисталкус (и особенно – в начале и конце маамара – ибо суть всякой вещи видна наиболее ясно в ее начале и конце) находит выражение центральная идея всей его деятельности в течение всей своей жизни в этом мире.

Из основных моментов работы баал гилуло – что это он также требовал от всех тех, кто идет по его дорогам, которые он указал нам:

1)  Распространять Тору и мицвойс – включая также моойр шебетойро[5] – всюду и всюду, даже в таких местах, которые (на первый взгляд) совершенно не являются кейлим[6] для Тойро и мицвойс, и тем более не кейлим для хасидус.

2)   Работа по распространению Тойро и мицвойс должна быть с максимальным зризус[7].

И на этих два центральных момента он указывает в начале и в конце Маамара.

2.  В начале маамара приводит Ребе Баал Гагилуло цитату из Мидраша на посук «Боси легани ахойси кало[8]»: «’В сад’ не сказано здесь, но ‘в мой сад’, там, где было мое присутствие изначально, ибо икор Шхино[9] в нижних была». Это означает, что открытие Шхины[10], которое было во время постройки Мишкана[11] (что на это говорит Вс-вышний «боси легани») уже было в начале творения (а не так как кто-то говорит, что это новая вещь). Только через грех дерева познания и грехи после него  – «прервалось», а после этого, во время установления Храма, вернулось к изначальному состоянию.

И в конце маамара приводит он мидраш, «не властен человек сказать, «подождите меня, пока я сделаю свои счета и пока я оставлю завещание своему дому», что поэтому нельзя откладывать на потом работу, которую нужно делать, потому что «кто знает свой срок».

Тем, что он приводит в начале и в конце маамара эти два мидраша, он указывает на эти две некудойс[12]: Мидрашом в конце маамара он указывает, что работа должна делаться бизризус[13]; и мидрашом в начале маамара указывает он, в чем должна состоять сама работа: распространять Тора и мицвойс повсюду, как будет объяснено дальше.

3. Когда еврей задумывается о положении в мире, что этот мир ведь (как Алтер Ребе[14] говорит) «полон клип[15] и ситра ахра[16]», это означает, что каждая точка этого мира полна клипот; до такой степени, что имя этого мира – а имя всякой вещи указывает на ее сущность, – это «мир клипот и ситра ахра», он может про себя подумать: 

«Если Вс-вышний создал мир таким образом, что это «мир клипойс», то невозможно, чтобы я смог его переделать. А раз так – я удалюсь от мира и ограничу себя «четырьмя локтями Торы и молитвы» и не буду иметь ничего с миром!»

На это Ребе объясняет сразу в начале маамара, что наоборот: то, что мир это «мир клипот» это такая вещь, которая (не потому, что со стороны его эцем магус[17] обязательно должно быть так, но это) дополнительная вещь, такая вещь, которая добавилась (после творения) через грех дерева познания и т.д.; но со стороны его истинной сущности есть даже превосходство в этом мире перед высшими мирами, поскольку икор Шхино именно в нижних была.

Но можно все еще спросить: да, действительно, в начале творения было по-другому; но сейчас ведь мир «полон» клипойс и «злодеи торжествуют в нем»?

На это приходит объяснение дальше в маамар, что цель творения – это то, что «пожелал Вс-вышний чтобы было у него жилище в нижних», и, поскольку это намерение будет, безусловно, выполнено,

[Поскольку мир был сотворен (и продолжает твориться каждый момент заново) ради этой цели, то не возможно, чтобы иньеней габрия[18], дела деловека (грех дерева познания и др.) были способны, противодействовать и не допустить хас вешолем[19], выполнение этой цели]

и в конце концов мир станет жилищем для Вс-вышнего, – следовательно, нынешнее изменение в мире, то что он «ойлом гаклипойс[20]», это «шинуй гахойзер ливриёсой[21]» (поскольку в конечном счете настанет время, когда «и дух нечистоты я уберу с земли», как это было перед грехом), а «шинуй гахойзер ливриёсой ло шмей шинуй[22]», следовательно, в пнимиюс[23] также сейчас мир это «диро лой Исборех[24]», и в особенности, что этот шинуй[25] (не только, что он может быть хойзер ливриёсой[26], но) он будет, безусловно, хойзер зайн ливриёсой, как выше.

И, поскольку открытие в будущем будет способом «наполнится земля знанием Б-га, как вода покрывает море», и «И познает всякое создание, что Ты создал его», из этого само собой следует, что также сейчас (бипнимиюс[27]) это так в каждой точке мира, и даже там, где выглядит внешне, что как будто бы есть противодействие к Элойкус[28], к тому чтобы быть жилищем для Вс-вышнего в нижних. И поэтому нужно распространять еврейство повсюду, для того, чтобы открыть добро, которое есть здесь, в каждом месте.

 



[1] Уход из материального мира

[2]Танья Игерес гакойдеш, ч. 27

[3] Трактат

[4] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, годовщина которого приходится на 10 швата (в этом году 3 февраля 2001 г.)

[5]  Источннк света в Торе

[6]  Сосуды

[7]  энергично

[8] «Я пришел в мой сад, моя сестра, моя невеста»

[9] Основное раскрытие Б-жественности

[10] раскрытие Б-жественности

[11] Ппереносной Храм, построенный в евреями в пустыне после исхода из Египта

[12] центарльные идеи

[13] энергично

[14] Первый Любавичский Ребе, его называют еще Алтер Ребе (букв. «старый Ребе»)

[15] букв. «оболочка», сторона, противоположная Святости

[16] «противоположная сторона», см предыдущую сноску

[17] сущность

[18] сотворенные миры

[19] не дай Б-г

[20] мир клипот, мир «оболочек»

[21] изменение (повреждение), возвращающееся к здоровью, т.е. увечье, которое лечится

[22] излечимое увечье не называется увечьем

[23] внутри

[24] жилище для него, Благословен Он

[25] изменение

[26] излечимо

[27] внутри

[28] Б-жественность