Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Маамар 12 тамуза 5728 (1968) г.

בס»ד

«Ибо с вершин скал увижу его, и с холмов узрю его». И простой смысл здесь, что когда Билам хотел сказать о сынах Израиля нечто, отличное от благословения, то ответ был, что это невозможно, поскольку «с вершин гор увижу его и с холмов узрю его», как объясняет Раши, «Я вглядываюсь в их начало и в начало их корней, и я вижу их стоящими крепко и прочно, как эти скалы и холмы, посредством отцов (названных «скалами»), и матерей (названных «холмами»), и те., что не только, что я вглядываюсь в их начало, и начало их корней, но даже когда я вижу их, как они в реальности своего существования, также тогда виден в них их корень и источник, и поэтому невозможно, чтобы было в них нечто, противоположное благословению, не дай Б-г.

И также это и в служении человека (и из этого притягивается также в простой смысл Писания). Ибо, служение человека, когда оно происходит лишь силами самого человека — возможны в нем подъемы и опускания. Однако, когда служение – со стороны его корня и источника («с вершин скал…»), как в отношении его собственной души, что {«вершины скал…»} означает «главу» и сущность души, аспект «мазал», и также (и в еще большей степени) в отношении отцов (и матерей), которые передали в наследство своим сыновьям после них сокрытую любовь к Вс-вышнему, которая включает в себя также аспект страха, и т.е., что служение должно быть таким образом, что человек пробуждает свой корень и источник, посредством своей памяти, чтобы они были привлечены в раскрытии.

И, поскольку любовь к Вс-вышнему – корень всех 248 заповедей «делай», и от нее они происходят, и без любви нет у них истинной силы и (как говорится в Тании гл. 4, и как известно уточнение, что «истинная сила» означает энергичность и воодушевленность), а страх – корень 365 заповедей «не делай», — поэтому лишь тогда {когда человек пробуждает источник и корень своей души} служение достигает настоящей цельности, «цельным будь с Вс-вышним Б-гом твоим»

И это то, что толковали Разал (Шмот Раба гл. Бо), «Ибо с вершин скал увижу его – это отцы…, сначала Вс-вышний искал, как укрепить мир, и не находил, пока не встали отцы. Пример царя, который хотел построить город, постановил, чтобы искали место, чтобы построить город, и хотел уже заложить основание, и воды поднимались из бездны, и не давали заложить основание, и снова – пришел, чтобы заложить основание в другом месте, и воды переворачивали, пока не пришел в одно место, и нашел там большую скалу, сказал: здесь я построю свой город, на этих скалах. Так – изначально Вс-вышний искал, как укрепить миры, и грешники не позволяли…, когда пришли отцы и удостоились, сказал Вс-вышний – на них я построю мир, как сказано: «Ибо Вс-вышнему {принадлежат} скалы земные, и построил на них Вселенную», поэтому сказано «Ибо с вершин скал увижу его».

И нужно понять, в чем состоит диюк слов данного Мидраша, что отцы называются «скалами» именно, и т.е., даже не именем «горы», как приводится в том же Мидраше выше, «в заслугу их отцов Я избавлю их, поэтому сказано в Писании «перепрыгивает через горы», и «горы» – означает здесь «отцы»», а здесь называются именно «скалы». Также необходимо понять, почему говорится «Вс-вышний искал, как укрепить мир», ведь на первый взгляд, нужно было бы сказать, что искал, как сотворить мир, ибо такой язык, на первый взгляд, более подобает примеру царя, который хотел построить город. Также необходимо понять, что означает, что «злодеи не позволяли…, пока не пришли отцы…» – ведь сотворение и существование мира были также до того, как пришли отцы и удостоились, и т.е., что сначала говорит только «пока не пришли отцы», а здесь добавляет также слово «и удостоились».

Бет

И объяснение этого, ибо, то, что говорилось выше, как это в Израиле, в их служении, и в реальности нижнего мира, это потому, что произошли от них, от источника сынов Израиля Свыше, что это есть аспект Зейр Анпин (в Ацилус), который называется Высшим Израилем (как приводится в Биурей Зогар и в Ор аТора Цемах Цедека на этот посук). И в буквах имени Гавайе это буква вов, и поэтому полное совершенство счета сынов Израиля связано с числом 600000 именно […], и т.е., что общность Израиля — это шестьсот тысяч отдельных душ, которые являются корнями и т.д., поскольку сыны Израиля внизу происходят из аспекта Зейр Анпин, буквы вов, шести мидот Свыше, как они составлены из десяти, и десять из десяти и т.д. 5 раз, что дает число 600000 (как подробно объясняется в книгах по каббале и хасидизму в нескольких местах). И вот, сотворение мира происходит посредством аспекта Зейр Анпин, шести мидот, и как обращает внимание в Зогар на то, что сказано «шесть дней сотворил Вс-вышний небеса и землю», и не сказано «в шесть», ибо эти шесть дней – это шесть высших мидот. Однако, со стороны аспекта мидот как они сами по себе, происходит аспект швират а-кейлим (и это подобно тому, что говорится в Мидраше, приведенном выше, что грешники не позволяли построить и т.д.) И исправление этого – посредством разделения и очищения и подъема (бирур везикух ваалия), которые происходят посредстовм аспекта мойхин (ступень отцов), ибо, идея швира – это только в шести мидот (исключая аспект малхут, в котором был только аспект самоустранения, как сказано «ארעא אתבטלת»), но в мойхин не было аспекта швира, и это то, что сказано, «йомусу велой бехохмо» («умрут, и не в мудрости»), как объясняется подробно в книгах каббалы). И также на это сказано «ибо с вершин скал увижу его», т.е., рассказ прославления достоинства Зейр Анпин (по выражению Цемах Цедека), как высок его корень – «с вершин скал», и т.е., ор аба дэАцилус, что там – начало сотворения мидот.

hей

И объяснение этой идеи, как это в служении человека в Нижнем Израиле.

Ибо, объясняется в другом месте подробно, что основа служения человека – это воздействовать на «шесть дней сотворил Вс-вышний небеса и землю», чтобы раскрыть в них аспект «и совершенны были небеса и земля и все их воинства» (как сказали Разал, «каждый, кто молится в канун субботы и говорит ‘вайехулу’, засчитывает ему Писание, как будто бы он становится соучастником Вс-вышнего в творении мира), т.е., воздействовать на шесть дней будней, чтобы они стали подготовкой к субботе, идея которой – «вайехулу» – от языка «кильон» («уничтожение», «поглощение»), и от языка наслаждения, т.е., чтобы привлечь и раскрыть в них высшее наслаждение, что возжелал Вс-вышний, чтобы было у него жилище в нижних.

И вот, когда служение происходит только со стороны любви и страха, раскрытых в сердце, что на это сказано «не желает глупец постижения, но лишь раскрытия своего сердца», тогда из любви со стороны Святости может упасть в любовь в аспектах «ршут», и вплоть до любви в леумат зэ, и подобно этому – в аспекте страха. И совет на это – чтобы мидот были заключены в аспекте мойхин, и как понятно также из слов Разал, «человек не грешит, иначе как входит в него дух глупости», и т.е., что дух глупости приводит к тому, что несмотря на то, что есть разум животной души, тем не менее, он способен совершить грех, но когда аспект мойхин достигает совершенства, тогда уже невозможно, чтобы человек согрешил.