Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йуд тес кислев 5720 г.

בס»ד

Подо бешолом нафши микров ли ки берабим hойу имоди[1], и объясняет Алтер Ребе в Игерес а-Койдеш[2], что что «нафши[3]» указывает (также) на пнимиюс[4] hа-нефеш[5], что избавляют ее из голус[6], и не только, что избавляют ее от изгнания в {аспекте?} орло[7] гасо[8], но также от орло дако[9]. И из этого понятно, что этот аспект он на самом высоком уровне. И объяснялось более подробно величие возвышения в этом в дибур а-масхиль Подо бешолом Мителер Ребе, где он объясняет подробно идею микров ли, что это указывает на духовную войну между Б-жественной душой и животной душой, что есть два способа в работе Б-жественной души с животной душой, путем войны (микров ли) или путем мира (подо бешолом нафши) как далее будет объясняться.

И сначала следует объяснить, что есть способ, когда Б-жественная душа делает свою работу полностью, но нет у нее отношения к животной душе, и как приводит пример на это из субботней молитвы, ибо, общность идеи войны это в работе молитвы, как сказано «шаас цлойсо шаас крово[10]«, однако, молитва субботы, поскольку в субботу работа бойрер[11] запрещена, и ее идея – это идея таануг[12], как сказано «векоросо лешабос ойнег[13]«, то молитва — не путем войны с противником, и даже не для того, чтобы очистить его и т.д. И подобно этому может быть служение в будние дни, что он будет погружен в свои дела, и это духовные дела, и его не будут касаться совершенно дела тела и животной души, вплоть до его материальных дел буквально. И поэтому, хотя во время молитвы он находился на самом высоком уровне, тем не менее, после молитвы может быть у него падение шелой беэрех[14], рахамоно лицлан[15], ибо, поскольку после молитвы он возвращается и опускается в тело и животную душу, которыми он до сих пор не занимался, и они остались в своей силе, как раньше, и поэтому может быть у него падение шелой беэрех. И поэтому должна быть работа с телом и животной душой способом войны именно, и как путь войны, что это таким образом, что один борется с другим, что они схватываются вместе, и также это в работе Б-жественной души, что она должна одеться в аспекты животной души, и т.е., что понимания и постижения, которые есть у Б-жественной души в Б-жественности, Б-жественная душа должна объяснить это в понимании и объяснении, вплоть до того, что также сейхел энойши[16] и сейхель[17] животной души постигнет это, и это постижение также подействует на нее (эс зол им ойх дернемен). И таким образом это истинная идея шаас цлойсо шаас крово[18]. И в соответствии с этим понятно также, почему именно во время молитвы приходят множество махшовос зоройс[19], больше, чем не во время молитвы, ибо, со стороны того, что он борется с животной душой, то он одевается в нее больше, и поэтому прилипают к нему больше аспекты, относящиеся к самой животной душе. Однако, поскольку тот, кто борется с мерзостью, сам также оскверняется[20], то понятно, что это все еще не самый высокий уровень, который может быть достигнут посредством служения молитвы, и т.е., что это служение оно способом битвы (микров ли), и это не способом подо бешолом.

Но идея подо бешолом т.е., что работа Б-жественной души с животной душой — не путем войны [и т.е., что не имеется в виду то, что объяснялось выше, что Б-жественная душа не занимается совершенно с животной душой, поскольку это не работа вообще, ибо, вся идея работы (служения) это, как приводится в Тании[21] от имени Эц Хаим, что душа не нуждается в исправлении совершенно, и не опустилась вниз, но только для того, чтобы исправить тело и животную душу, и следовательно, опускание происходит ради того, чтобы была работа с телом и животной душой, но, что сама эта идея может быть не способом войны]. И есть в этом два способа. Есть способ, что причина того, что нет необходимости в войне – это со стороны слабости животной души, или со стороны природы, или что посредством своей работы ослабла его животная душа, вплоть до того, что не нужно войны, и т.е., что хотя объясняется в Тании, что даже если он масмид[22] в учебе по своей природе, тем не менее, он любит свое тело больше по природе, и поэтому он нуждается в работе, тем не менее, эта работа не называется войной. Однако, истинный смысл подо бешолом (который выше, чем способ служения микров ли, шаас цлойсо шаас крово), это что также когда тело и животная душа сами по себе сильны, тем не менее, он не нуждается в войне, и вплоть до того, как объясняет Адмур hоЭмцои подробно в дибур hамасхиль[23] подо бешолом, о котором говорилось выше, что он не находится даже в идее (гедер[24]) испытания, и т.е., что непредставима совершенно возможность что он сделает иначе, чем должны делать по Торе. И из этого понятно, что это более высокий аспект, чем уровень Авраама овину, когда он испытывался десятью испытаниями, и т.е., что до того, как был аспект умоцосо эс левовой неэмон лефонехо[25], все еще не было у него способ служения подо бешолом нафши.

И идея в этом (как объясняется там подробно), что когда он передает {на служение Вс-вышнему} только волю тела и животной души, но сами тело и животная душа остаются, как они есть сами по себе, тогда всегда есть возможность для войны, поскольку корень воли остается на своем месте. Но когда он достигает такой ступени, что отдает сущность животной души на кдушо, что это подобно тому, как это будет в будущем мире, что эс руах hатумъо аавир мин hоорец[26], и таким образом его служение сейчас, в аспекте ойломхо тиръэ бехайехо[27], тогда его молитва – это не как битва, но более возвышенным образом, и это есть идея подо бешолом. И объясняет там, что такое служение — со стороны йехидо[28] в душе. Ибо, со стороны аспекта хайо[29], хотя это аспект макиф[30], но это макиф, связанный с внутренними силами, и поскольку внутренние силы ограниченны, то со стороны ограничения есть место, где это заканчивается, и поэтому остается там возможность и наклонность к аспекту леумас зэ[31], и на это есть необходимость в войне. И вплоть до того, что даже в отношении койхойс макифим, связанными с силами, которые светят в пнимиюс, что это есть макиф дэ-хайо, возможно все еще аспект леумас зэ, и поэтому требуется аспект шаас крово[32], микров ли. Но окончательное избавление, подо бешолом, в истинном совершенстве мира, это со стороны служения со стороны йехидо в душе, и т.е., что аспект йехидо светит у него в раскрытии, что это есть истинный смысл служения бехол меойдехо[33], и вплоть до мсирус нефеш[34] таким образом, что он не ощущает совершенно, что это с его стороны мсирус нефеш, ибо поскольку это вещь, которая по Торе, то это не есть для него аспект страдания, и т.е., что это не таким образом, что он терпит страдания, или что он готов принять страдания ради мсирус нефеш, но изначально нет у него никакого страдания в этом, ибо невозможно, чтобы вещь, которая по Торе, причинила бы ему страдания, но это причиняет ему лишь наслаждение и удовольствие. И из всего этого понятно величие аспекта подо бешолом нафши, как понятно также из того, что объясняется кратко в игерес а-койдеш, приводимой выше, и т.е., что это есть цель служения, подобно тому, как было подобие этого в дни Шлоймо, что мирно и спокойно приносили ему ницойцос[35] со всех стран, и подобно этому будет в будущем мире, когда исполнится обещание «веомду зорим вероу цойнхем[36]«.

Бейс

Однако, в Геморо приводится, сказано «подо бешолом нафши микров ли…», сказал Вс-вышний, каждый, кто занимается Торой и гмилус хасодим[37], и молится с обществом, засчитываю Я ему, как будто бы искупил Меня и Моих сыновей из среды народов мира. И т.е., что подо бешолом нафши указывает на занятие Торой и гмилус хасодим и молитву с обществом, и как приводится в Маhаршо, что это те три вещи, на которых стоит мир, на Торе, на молитве (молится с обществом) и на добрых делах (общая идея всех заповедей). И поскольку эти вещи заповеданы каждому из Израиля, то понятно, что в аспекте подо бешолом нафши есть служение, которое имеет отношение к каждому и каждому, и каждый и каждый обязан в нем. И как понятно также из того, что этот посук сказал Довид от имени всего Израиля, и следовательно, это должно иметь отношение к каждому и каждому из Израиля, вплоть до самого простого из простых. И следует объяснить, каким образом это не противоречит тому, что объяснялось выше, во внутреннем смысле подо бешолом, как это на самом высоком уровне, и вплоть до служения бехол меойдехо, которое выше также служения со стороны аспекта хайо.

Гимел

И это будет понятно, если сначала объяснить то, что объясняется в начале книги Тания: «тания бесойф перек гимел дэнидо, машбиим ойсойс теhи цадик веал теhи рошо[38]«, ведь на первый взгляд непонятно, как можно заклинать каждого, «будь праведником», ведь сказали Разал «увидел Вс-вышний праведников, что они малочисленны» (как приводится в Тании в продолжении), и тем не менее, говорят, что заклинают каждого ребенка «будь праведником». И необходимо сказать, что намерение в клятве «теhи цадик» – это только в имени «цадик» в отношении исполнения Торы и заповедей (в отношении награды и наказания, поскольку человек судится по большинству своих дел, и называется цадик, поскольку его оправдывают на суде). Но в соответствии с этим непонятно, в чем необходимость того, что заклинают его, ведь и без этого это приказано каждому и каждому с момента Дарования Торы, и необходимо сказать, что идея того, что заклинают его теhи цадик, добавляет что-то к приказанию Дарования Торы, и в чем идея этого. Также необходимо понять, какая польза в клятве, которую берут у души (ибо то, что говорится машбиин ойсой – это перед тем, как ребенок рождается), ведь вся необходимость в предупреждении «будь праведник и не будь грешник» это только после того, как душа облачается в тело и животную душу, а перед тем, как она облачилась в тело и животную душу, это ведь не в ее владении, и поскольку человек не может продать вещь, которая не принадлежит ему, в чем помогает клятва.

Далет

Но идея этого, что известно, что в идее машбиин ойсой есть три объяснения. Первое – от языка «швуо» — клятвы, второе – язык «шева» — «семь», и третье – язык «сойва» – сытость. И подобно трем объяснениям в Мидраше на посук «увахойдеш hашвии[39]«, первое объяснение – по простому смыслу, что это седьмой по счету месяц, второе объяснение – ярхо дэшвуосо[40], месяц, когда Вс-вышний поклялся Аврааму, как сказано «би нишбати неум Гашем[41]«, и третье объяснение – язык сытости, ибо он насыщен всем (благом). И т.е., что три идеи – швии, швуо и сойва соединяются в одной идее и одном содержании и одном слове. И также мы находим в Зогар объяснение идеи шней hасойва[42] ушней hороов[43], что продолжает объяснять, что это то, что сказано «увишмой тишовеа[44]«, что это есть аспект клятвы, и продолжает объяснять значение увишмой тишовеа, что нужно привлечь в аспект шмой[45] семь высших ступеней (тишова от языка шева), и заканчивает, что посредством этого притягиваются все блага и т.д. И следовательно, есть три объяснения в том, что говорится увишмой тишова, ибо простое объяснение – от языка швуо, и в это включается также аспект семи ступеней, и аспект сытых лет. И подобно этому есть три этих объяснения в идее машбиин ойсой.

hей

И объяснение этого (как объяснялось в другом месте подробно, и будет объяснено здесь кратко), ибо известно в идее облачения души в тело и животную душу, что это не есть основная часть души. И как известно доказательство, которое приводится на это, из того, что песнь душ не объясняется в словах пророков. Ибо, известно объяснение Межеричского Магида в том, что сказали РаЗаЛ «кол баалей hашир йойцъим бешир венимшохим бешир[46]», что всякое движение и подъем (и также притяжение Свыше вниз), это именно посредством шир[47] – песни, и это есть «кол баалей hашир», что это указывает на ангелов [и это соответствует также простому смыслу, что баалей hашир – это животные, на которых одевают ошейник, как известно, что также ангелы называются зверями и животными], что их духовное служение называется «шир», и это есть «йойцъин бешир», подъем снизу вверх, и «нимшохин бешир» — притяжение Свыше вниз. Но в соответствии с этим необходимо понять, если все подъемы и притяжения происходят посредством шир, почему упоминается в словах пророков только песнь ангелов, и не упоминается песнь душ. И объяснение в этом, что песнь душ не может прийти в облачение в аспекте голоса, вплоть до того, что она будет слышна в ушах пророка. И т.е., что песнь ангелов, поскольку малъох бишлиш ойлом оймед[48], т.е., что есть у него отношение к измерению и ограничению мира, его песня, после того, как она опустилась ниже и ниже, может быть слышна в ушах пророка – рассказывает об этом в словах пророчества. Но души, которые выше, чем ангелы служения, их песнь – выше, чем мир (подобно тому, как сами души выше, чем мир) совершенно, и поэтому она не может одеться в мир даже чтобы быть только слышна в ушах пророка. И это есть общность идеи души, которая выше, чем облачение в этот мир, и тем более и тем более, выше, чем облачение в тело и животную душу, и это есть основа души. И этот аспект называется мазал, и как сказали РаЗаЛ, мазлайhу хазэй[49], что это не есть мазал[50] по простому смыслу, ибо эйн мазал леИсроэл[51], но намерение – основа души, о которой сказано «венойзлим мин hалевонойн[52]», и т.е, что она сообщает притяжение и hашпоо[53] Свыше в душу, как она облачена в тело и животную душу, которая называется «регел[54]».

И с этим будет понятно то, что сказали РаЗаЛ, «нойах лой леодом шелой нивро[55]«, ведь на первый взгляд непонятно, ведь если бы он не был сотворен, он бы не существовал совершенно, и несомненно, что существование (каким бы оно ни было) это лучше, чем отсутствие существования. Но идея объяснения, что «лой нивро» означает, это когда душа находится выше, чем брио[56]нивро[57]«). И т.е., что в душе есть две общих части, что это то, что мы говорим, «нешомо шеносато би тhойро hи[58]» (и после этого) ато вросо ато йецарто ато нефахто би[59], и т.е., что еще перед тем, как ато вросо[60], есть уже аспект нешомо шеносато би[61], но это ступень души, которая выше, чем брио – творение, совершенно выше, чем миры [и как объяснялось выше, что поэтому пророк не слышит песнь душ, т.е., даже ее притяжение сверху вниз, нимшохин бешир]. И этот аспект, душа, как она выше, чем аспект ато вросо, называется «лой нивро». И на это сказали, нойах лой леодом, шелой нивро[62], ибо, когда душа находится в аспекте лой нивро, выше, чем ато вросо, то она в аспекте тhойро hи[63], что это есть ступень мира ацилус[64], что там лой йегурхо ро[65], поскольку это мир единства, где иhу вехайоhи хад[66], иhу вегармойhи хад[67]. Но для того, чтобы быть в аспекте нивро, должно быьт опускание от аспекта нешомо шеносато би тhойро hи, к аспекту ато вросо, и после этого – ато йецарто, ато нефахто, и вплоть до мира асийо[68], что там есть существование леумас зэ и т.д. И поскольку все пути опасны, поэтому легче было бы ему, если бы он не был нивро, но остался бы в положении и состоянии тhойро hи. Однако, также душа, как она в аспекте лой нивро, она не отделяется совершенно хас вешолом, от души, как она облачается в тело, но мазэлес[69] умашпаас бо, как говорилось выше в идее венойзлим мин hалевонойн[70].

И это есть также идея бас койл[71], как известны слова Баал Шем Това по поводу бас койл, который объявляет «шуву боним шойвевим[72]«, ибо непонятно, кто же слышит это и т.д., и если так – то в чем польза от этого. Ибо, поскольку идея шуву боним шойвевим говорится душе, облаченной в тело, где нужно предупреждать тhи цадик веал тhи рошо, чтобы не были боним шойвевим, и там должны услышать (дергерн) что даже когда есть боним шойвевим, тогда есть идея шуву, следовательно, это должна услышать душа, облаченная в тело, и даже в тело, такого, который согрешил и повредил {свою душу} и перешел путь, какая польза в бас койл, когда не слышат это. И объяснил Баал Шем Тов, что это есть аспект мазолэй хозэй, т.е., что мазал hанешомо, корень и источник души, слышит этот бас кол, и со стороны аспекта венойзлим мин hалевонойн, что мазэлэс умашпаас в душу, облаченную в тело, есть мысли о раскаянии, которые возникают внезапно, даже без подготовки со стороны нижних (не только подготовки со стороны тела, но даже без подготовки со стороны души), и вплоть до того, что также «грешники полны мыслей о раскаянии», что это со стороны hирhурей тшуво[73], о которых говорилось выше, и более того, даже у совершенного грешника это может быть в аспекте макиф[74], что поэтому даже Ахейр слышал бас койл, который сказал «шуву боним шойвевим», но только он слышал это вместе с добавлением «кроме Ахера», и тем не менее, должен был бы быть у него аспект «дохак венихнос». И это есть общая идея аспекта ройш hанешомо, и еще выше, мазал нанешомо и эцем hанешомо[75], которая должна быть мазэлес в душу, облаченную в тело и животную душу, и посредством этого даются силы, чтобы смогло быть шуву боним шойвевим, т.е., что также в этом мире, в котором сказано «наасэ[76]» во множественном числе, и «hоройце литъойс – йитъэ[77]«, прийдет мысль о раскаянии как результат бас койл Свыше, когда она находится в положении и состоянии тhойро hи, и этот hиргур тшуво[78] произведет свое действие, чтобы было шуву боним шойвевим практически.

Вов

И это есть общая идея «машбиин ойсой», что это (также) от языка сытости, мусбо бехол тув – насыщенный всем благом. И т.е., что когда душа готовится облачиться в тело и животную душу, тогда притягивается ей Свыше из аспекта души, как она находится в положении и состоянии тhойро hи. И со стороны великого достоинства этой hамшохо[79], и как объяснялось выше, что это выше чем измерение и ограничение даже мира брио, что там есть только возможность йеш[80], начало hишталшелус[81], начало миро, и т.е., что это hамшохо, которая выше, чем измерения и ограничения миров (и как объяснялось выше, что это выше даже чем то, что способен услышать пророк), поэтому это притяжение называется машбиин ойсой, от языка сойва.

И это есть также идея машбиин ойсой по простому смыслу, от языка клятвы. Ибо, идея клятву, что заклинают ребенка перед тем, как выйдет на воздух этого мира, Разал учили из посука «ки ли тихра кол берех тишова кол лошойн[82]«, начало которого – «би нишбати…» И приводится в Зогар в объяснении «би нишбати» («би» именно), сказанное про Авраама овину, что это указывает на аспект атико кадишо[83], которая не объясняется в Торе, но только в одном месте и т.д. И из этого понятно также в посуке би нишбати… ки ли сихра кол берех, тишова кол лошойн» (что из него выучили Разал, что заклинают его), что указывает на аспект атик. И идея в этом, что для того, чтобы в душу, облаченную в тело и животную душу, было притянуто из аспекта мазал нешомо и икор нешомо, аспект, который эйн оройх[84] совершенно, из аспекта, который совершенно выше, чем миры, до аспекта, который приходит в hислабшус[85] и тфисо[86], это притяжение должно быть из аспекта, который, выше, чем измерение и ограничение совершенно, что это есть аспект «би (нишбати), аспект атик, который называется этим именем, поскольку он отделен от всех миров.

И это есть также третье объяснение в машбиин ойсой, от языка шева, что это есть аспект притяжения семи ступеней (как далее будет объясняться) для того, чтобы было привлечено после этого в практическое служение, в семь дней строения, и посредством них – вплоть до аспектов тела и животной души (как объяснялось выше, что душа сама по себе не нуждается в исправлении совершенно, и опустилась вниз лишь для того, чтобы исправить тело и животную душу).

И объяснение идеи семи ступеней (машбиин от языка шева) более подробно, ибо сказали РаЗаЛ, утром благословляет две перед Шма и одну после Шма, и вечером благословляет две перед и две после, и объясняет Раши, «как говорится в Йерушалми, эти семь благословений, поскольку сказано «шева байойм hилалтихо». И более подробно, есть аспект шева байойм hилалтихо как утром, так и вечером, ибо утром есть три благословения и три главы Шма и молитва Шмонэ Эсре утром, и вечером есть четыре благословения и две главы Шма (время которых – также ночью, в отличие от главы цицис, ибо ночь – это не время цицис), и молитва Шмонэ Эсре вечером. И это есть идея семи ступеней, которые указывают на служение молитвы, которое происходит способом «шева байойм hилалтихо». Ибо, идея молитвы – это «сулом муцов арцо, веройшой магиа hашомоймо[87]«, и как известно уточнение в этом, что арцо – это значит ниже, чем поверхность земли, в глубине земли, и шомоймо — это выше чем небеса, «глубина высоты», и молитва связывает и соединяет их. И поскольку должны сделать это в семи днях строения (как говорилось выше), поэтому есть в молитве семь ступеней, что это есть идея шева байойм hилалтихо, и посредством этого достигается общность служения вайhи эрев вайhи войкер[88], таким образом, что они становятся йойм эход, как приводится в Мидраш, ибо Вс-вышний был единственным в мире. Однако, идея семи ступеней в служении молитвы («миспалейл им hацибур») это способом подъема снизу вверх. И поскольку цель служения – это чтобы было притяжение сверху вниз (и как объяснялось выше, что цель опускания души вниз – это для того, чтобы исправить не только тело и животную душу, но также его долю в мире), есть семь ступеней также в способах служения притяжения сверху вниз (что это есть идея «занимающийся Торой и Гмилус хесед), как приводится в Геморо в трактате Менахот, что то, что сказано «шева байойм hилалтихо» указывает на тфилин на их головах, и на их руках, и цицис на их одеждах, и мезуза у входа их (тфилин на голове и на руке – это два, и четыре цицис и мезуза – это семь).

Заин

И в соответствии с этим следует объяснить идею машбиин ойсой теhи цадик ве-ал теhи рошо, ибо, несмотря на то, что «видел Вс-вышний, что праведники малочисленны», ибо истинный праведник это тот, кто совершенно презирает зло (как объясняется в Тании), и как это в мире, про который сказано «лой йегурхо ро[89]» (как объяснялось выше), что это есть ступень источника и мазал души, которая в аспекте тhойро hи, ибо она не имеет отношения совершенно к измерениям и ограничениям этого мира, и тем более и тем более, что она не имеет отношения к леумас зэ, и тем не менее, заклинают его, каждого и каждого из Израиля, т.е., что дают ему сойва из аспекта (теhи) цадик, который в нем, что это есть мазал и источник души, чтобы он был притянут также в душу, когда она облачилась в тело и животную душу, для того, чтобы сделать ве-ал теhи рошо [и также произвести исправление тела и животной души посредством hирhурей тшуво, которые приходят со стороны бас кол, шуву боним шойвевим[90], которые слышит душа Свыше, и от нее опускается и притягивается в душу, облаченную в тело]́, и со стороны этого становится душа облаченная в тело, насыщенной всяким благом, посредством служения подъема и притяжения шева байойм hилалтихо. И посредством этого достигается в каждом и каждом из Израиля поведение теhи цадик, в переносном смысле и т.д., поскольку он судится по большинству своих поступков и т.д. И более того, что аспект теhи цадик (о котором заклинают каждого и каждого из Израиля), есть также у тех, у кого в течение их жизни выяснилось, что они не только не находятся на ступени цадика, но даже не на ступени бейнони, а ниже этого и т.д. И идея в этом, как приводится в Зогар на посук «веамех кулом цадиким[91]«, «и разве весь Израиль праведники? – И ведь сколько грешников есть среди Израиля и т.д.», и объясняет, что это со стороны того, что он вступает в союз Авраама овину, что когда они были обрезаны, вошли в эту добрый удел Вс-вышнего, как сказано «вецадик йесойд ойлом[92]» (что это есть аспект брис мило[93], брис ойлом[94], которая в сфире йесойд[95], которая называется цадик), и поэтому несомненно, все они цадиким. Однако, поскольку аспект машбиин ойсой включает также высшее совершенство в ступени цадик, то посредством того, что есть аспект веамех кулом цадиким со стороны брис мило, что он входит в заключение союза с Вс-вышним, таким образом, чтобы не забылась любовь их, тогда «hакодойш борух hу ойзрой[96]«, что несмотря на положение и состояние, в котором он находится, ведь лой йидах мимену нидох, и поскольку он мекушор[97] Свыше, то в конце концов шлепт мен им аройс[98], что не только, что исполнит приказ ал теhи рошо, но что исполнит также приказ теhи цадик, и вплоть до истинного смысла характеристики цадик, как объясняется в Тании.

И более глубоко, общая идея в машбиин ойсой – это для того, чтобы душа смогла выстоять и победить в войне, когда она облачилась в тело и животную душу. Ибо йецер hоро акдим тааносэй[99], поскольку оно приходит к человеку в момент его рождения, а йецер тов приходит только когда ему исполняется тринадцать лет. И причина того, что это так внизу, это потому, что так это также Свыше, как известно о том, что написано (в недельной главе, которую мы читали в прошедшую субботу) «веэйле hамлохим ашер молху беэрец эдойм лифней млойх мелех ливней Исроэл[100]«, что корень царей Эдома (корень животной души и дурного начала) – он из мира тойhу[101], аспект некудим[102], который предшествует миру тикун[103], аспект брудим[104], откуда притягивается доброе начало и служение Б-жественной души внизу, что это есть аспект что клипо кодмо лапэри[105], и Эйсов – первенец. И поэтому, для того, чтобы победить в войне, должно быть hакодойш борух hу ойзрой, и т.е., посредством притяжения из такого места, которое выше чем йецер тойв и йецер hоро, и как объясняется подробно в hагоhойс Цемах Цедека на объяснение машбиин ойсой, что это есть аспект hамшохо[106] из аспекта акудим[107], который выше, чем аспект некудим и брудим, и когда притягивается из такого уровня, который выше, чем и Яаков и чем Эйсов, тогда «воойhав эс Яакойв[108] веэс Эйсов сонейси[109]«, и как пример трубки, что тот, кто входит первым, выходит последним, что со стороны этого аспекта Яаков – первенец.

И это есть также то, что сказано «би нишбати» (и посредством этого) тишова кол лошойн, т.е., что для того, чтобы исполнилось тишова кол лошойн, даже те, кто ниже (не только ступени цадиким, но) также ступени бейноним, смогли дать им швуо теhи цадик, вплоть до истинного смысла слова цадик, это со стороны аспекта би нишбати, который указывает на аспект атик (как говорилось выше, п. 6) который отделен от общей идеи аспекта миров, как он некудим, так и от брудим, и оттуда притягивается, чтобы быть тишова кол лошойн.

И в соответствии с этим будет понятно, каким образом клятва, которую заклинают душу, когда она находится наверху, помогает после того, как душа притягивается и облачается в тело, ибо идея швуо – это связать и соединить мазал и источник души с душой, которая должна облачиться в тело, и поскольку источник души выше чем изменения (поскольку это аспект, который выше миров совершенно), поэтому, связь и соединение мазал нешомо с душой продолжает существовать также после того, как душа опускается вниз, что также тогда есть аспект нойзлим мин hалевонойн, что это есть аспект притяжения из аспекта би нишбати, чтобы было тишова кол лошойн.

Хес

И еще объяснение о пользе клятвы по простому смыслу, в соответствии с тем, что сказано «би нишбати… ки ли сихра кол берех тишова кол лошойн», ибо поскольку знают и уверены, что в конце концов лой йидах мимену нидох, вели сихра кол берех, это действует, что служение тишова кол лошойн будет легче. И как мы видим воочию в войне внизу, что когда знают и уверены что в конце концов победят, это действует, что победа будет достигнута легче и быстрее. И с этим будет понятно также то, что говорится в Геморо, что не выходит оттуда пока не заклинают его, как сказано «ки ли сихра кол берех тишова кол лошойн», ки ли сихра кол берех – это день смерти и т.д., тишова кол лошойн – это день рождения, и на первый взгляд, по этому толкованию должен был бы быть обратный порядок в посуке, ибо рождение предшествует смерти. И еще непонятно, для чего приводится в Геморо часть посука ки ли сихра кол берех (который говорит о дне смерти) в отношении идеи машбиин ойсой, которую учат из части посука тишова кол лошойн. Но идея в этом, что возможность, что тишова кол лошойн, и смогут исполнить клятву, это со стороны ки ли сихра кол берех, как говорилось выше.

Тес

И с этим будет понятны также слова Зогара на посук «венефеш ки сэхто[110]тавhо[111]«, и объясняет Адмур hо-Эмцои в маамаре с начальными словами подо бешолом, о котором шла речь выше (в котором он объясняет идею подо бешолом на самом высоком уровне), что это со стороны служения аспекта йехидо в душе. И вместе с этим, эйн микро йойце мидей пшутой[112], что нефеш ки сэхто говорит о каждом и каждом из Израиля, и тем не менее, говорится об этом язык удивления. Но идея этого, что поскольку со стороны йехидо идея греха — это тавhо, а аспект йехидо в душе связан с душой, как она облачена в тело, поэтому становится тавhо также в отношении души, как она облачена в тело. И Писание продолжает объяснять причину, почему нефеш ки сэхто это тавhо, что это потому, что шомъо койл оло[113], т.е., что душа слышала клятву, которой заклинают его, теhи цадик ве-ал теhи рошо, что в это включается также аспект сойва, что он становится насыщенным всяким благом, всеми hамшохойс Свыше. И со стороны этого должно было быть (как продолжает Писание) ой роо[114], как сказано «ато hорэйсо лодаас[115]«, ой йода[116], т.е., что даже аспекты, которые не могут прийти в виде реио[117], будут у него по крайней мере в виде йедио[118], как сказано «вейодато hайойм», и в общем это два аспекта мемале кол олмин[119] и сойвев кол олмин[120], что это есть идея служения со стороны внутренних светов и со стороны макифим[121]. И т.е., что со стороны швуо[122], что насыщают его всем благом, должно было быть у него реио и йедио в Б-жественности таким образом, как сказано «ато hорэйсо лодаас, ки Гавайе hу hоЭлойким[123]«, «вейодато… ки Гавайе hу hоЭлойким[124]» (в обоих подчеркивается идея, что Гавайе[125] – это Элойким[126]) Элойким – гиматрия[127] тэва[128], и т.е., как это притягивается вниз в тело и животную душу. И это есть общий порядок служения каждого и каждого из Израиля, даже самого простого из простых, что идея нефеш ки сэхто – это большое удивление, поскольку это большое удивления у аспекта йехидо в душе, мазал души, что со стороны аспекта нойзлим мин hалевонойн она действует на душу, как она облачена в тело, чтобы было ой роо ой йода, поскольку шомъо койл оло. И это есть также то, что говорится в Геморо: «тишова кол лошойн» – это день рождения, как сказано «неки капаим увар лейвов, ашер лой носо лашов нафши велой нишба лемирмо[129]«, и т.е., что несомненно, что он не нарушает эту клятву, и через это он удостаивается, что достигается у него аспект «йаалэ беhар Гавайе[130]«.

Йуд

И это есть машбиин ойсой теhи цадик, что есть в этом два объяснения, которые диаметрально противоположны друг другу, объяснение на машбиин ойсой теhи цадик на самой высокой ступени, что он презирает зло и т.д., что про это сказали РаЗаЛ, увидел Вс-вышний праведников, что они малочисленны, и простое объяснение, что это есть аспект клятвы, которую дают каждой душе перед тем, как она опускается вниз. И причина этого, ибо в душе каждого человека из Израиля есть также аспект теhи цадик, как это со стороны теhойро hи, который выше чем ато вросо, что это так, как душа находится в мире, который весь чист, мир единства. И со стороны аспекта нойзлим мин hалевонойн, это притягивается и связывается с аспектом ато нефахто би, и т.е., что посредством того, что заклинают его, что притягивается из аспекта би нишбати чтобы было тишова кол лошойн, что со стороны этого он становится насыщенным всяким благом, выше чем измерение и ограничение мира.

Йуд алеф

И из этого понятно также в идее подо бешолом нафши в отношении войны, когда душа спускается, чтобы облачиться в тело и животную душу, что также в этом есть два объяснения, противоположных друг другу. Внутренний смысл подо бешолом нафши, как это со стороны пнимиюс души, что это есть служение со стороны аспекта йехидо в душе, что это способом мира, выше чем служение шаас цлойсо шаас крово, что не имеет отношения совершенно существование войны, ибо не только желания тела и животной души стали святостью (ибо они полностью перевернулись в благо, и поэтому невозможен совершенно не хороший роцон), но также сущность тела и животной души стали совершенно святыми, и само собой, невозможно, чтобы было какое-то желание и удовольствие в вещи, которая противоположна святости, и вплоть до того, что невозможно в этом даже аспект испытания, ибо аспект кдушо[131] – это только благо, только роцон[132], и только ойнег[133], и ничего другого не видно и не ощутимо совершенно, не только со стороны его Б-жественной души, но также со стороны его тела и животной души. И этот аспект, как он есть в каждом и каждом из Израиля со стороны его корня и источника Свыше, притягивается после этого также в самый низ, и действует, чтобы аспект нефеш ки сэхто был против природы человека из Израиля, даже самого простого из простых, даже тех, кто ниже ступени бейноним, и про них сказали, что грешники полны раскаяния, и даже еще ниже этого. И это действует, что также у каждого из Израиля будет служение подо бешолом нафши в соответствии с толкованием РаЗаЛ, что указывает на того, кто занимается Торой и гмах, и молится с обществом. И посредством этого достигается избавил меня и моих сыновей из среды народов мира, с приходом мошиаха цидкейну в скором времени мамош[134].


[1] «Избавил Он в мире душу мою от нападения на меня, ибо во множестве были они возле меня.» (Тегилим 55, 19)

[2] Симан Далет

[3] моя душа

[4] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[5] Нефеш — Душа

[6] Голус — Изгнание

[7] Орло — Крайняя плоть; тупость, нечувствительность сердца к Б-жественности; запрещенные в пищу плоды первых трех лет урожая

[8] гас — грубый, плотный

[9] дак — тонкий

[10] «Час молитвы — час битвы»

[11] Перебор (работа, запрещенная в субботу)

[12] Таануг — Наслаждение

[13] «И установишь субботу для наслаждения» (Йешайа 58, 13)

[14] несравнимо

[15] не дай Б-г

[16] Человеческий разум

[17] Сейхел — Разум

[18] «Час молитвы — час битвы»

[19] дурные (посторонние) мысли

[20] Тания гл. 28

[21] Тания гл. 37

[22] прилежный ученик

[23] Дибур hа-масхиль — Начальные слова (маамара и т.д.)

[24] Гедер — Определение; рамки; понятие

[25] «И Ты нашел его сердце верным перед Тобой» (Нехемия 9, 8)

[26] «И дух нечистоты Я уберу с земли» (Захария 13, 2)

[27] Твой (будущий мир) увидишь при своей жизни

[28] Йехидо — Высший уровень души; сущность души

[29] Четвертая ступень души, см. НаРНаХ, НаРаН ХаЙ

[30] «Окружающий» свет, свет, который выше, чем миры. см. макиф и пними.

[31] «Сторона, противоположная Святости» (Когелет 7, 14)

[32] (Час молитвы -) час битвы

[33] «Всем достоянием твоим» (Воэсханан 6, 5)

[34] Самопожертвование

[35] искры святости

[36] «И встанут иноземцы, и пасти будут овец ваших» (Йешайа 61, 5)

[37] Гмилус хасодим — Добрые дела; беспроцентная ссуда

[38] «Мы учили в в конце третьей части трактата Нида, заклинают его, будь праведником, и не будь грешником» (с этих слов начинается книга Тания)

[39] «И в седьмом месяце,» (Пинхас 29, 1)

[40] Месяц клятвы (арам.)

[41] «И сказал: Мною клянусь, — говорит Вс-вышний» (Вайейро 22, 16)

[42] сытые годы

[43] голодные годы

[44] «И Именем Его клянись.» (Воэсханан 6, 13)

[45] Имя Его

[46] все обладатели ошейника выходят с ошейником и притягиваются с ошейником

[47] песнь

[48] мир — это третья часть от ангела

[49] звезда их видит

[50] букв. «созвездие». В хасидизме — Сущность души

[51] Созвездия не управляют Израилем

[52] «Текущих с Леванона.» (Шир гаШирим 4, 15)

[53] hашпоо — Влияние, учение, воздействие.

[54] нога

[55] «легче человеку не быть сотворенным» (Эйрувин 13, 2)

[56] Брийо — Творение; Мир «Творения»

[57] Сотворенный. Творение

[58] Душа, которую Ты даровал мне, чиста…

[59] ты сотворил ее, ты создал ее, ты вдохнул ее в меня

[60] Ты сотворил ее

[61] Душа, которую Ты мне дал

[62] легче человеку не быть сотворенным

[63] (душа, которую Ты дал мне) чиста она (из утренней молитвы)

[64] Ацилус — Мир Ацилус — мир «эманации», высший из четырех миров. Введение в понятие — см. Шиурим в книге Тания, гл. 2

[65] «Не водворится у Тебя зло.» (Тегилим 5, 5)

[66] Он и жизненность Его (т.е. света мира Ацилус) едины

[67] Игу вегармойги хад — Он и сосуды Ацилус — едины

[68] Асия — Действие. Мир «асия», мир действия, нижний из четырех миров

[69] Букв. «вливает» (жизненность из аспекта «мазал» в душу, облаченную в тело)

[70] «(Вод), текущих с Леванона.» (Шир гаШирим 4, 15)

[71] голос с Неба

[72] «Возвратитесь, сыны-отступники» (Йирмийа 3, 22)

[73] мысли о раскаянии

[74] «Окружающий» свет, свет, который выше, чем миры. см. макиф и пними.

[75] Сущность души

[76] мы сделаем

[77] тот, кто хочет ошибиться — пусть ошибется

[78] мысль о раскаянии

[79] hамшохо — Притяжение (Б-жественного света)

[80] Йеш — Есть; отделенный; отдельное существование

[81] Гишталшелус — Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)

[82] «что Мне покорится всякое колено, поклянется всякий язык.» (Йешайа 45, 23)

[83] Атик

[84] «Несравнимо», несоизмеримо, несоотносимо

[85] Одевание. Редукция Б-жественного света до уровня восприятия творений

[86] Схватывание (разумом)

[87] «И вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес» (Вайейцей 28, 12)

[88] «И был вечер и было утро: день один.» (Берейшис 1, 5)

[89] «Не водворится у Тебя зло.» (Тегилим 5, 5)

[90] «Возвратитесь, сыны-отступники» (Йирмийа 3, 22)

[91] «И народ твой, все праведники» (Йешайа 60, 21)

[92] «Праведник же – основание мира.» (Мишлей 10, 25)

[93] Обрезание

[94] союз вечный

[95] Основа. Сфира «йесойд», шестая из семи нижних сфиройс

[96] Вс-вышний помогает ему

[97] Привязан. см. hискашрус

[98] вытаскивают его

[99] дурное начало приходит раньше

[100] «И вот цари, которые царствовали на земле Эдома, прежде чем царствовал царь у сынов Исраэля.» (Вайишлах 36, 31)

[101] Тоhу — Хаос, мир Хаоса

[102] «Точки». Сфирот мира тоhу.

[103] Тикун — Исправление. Мир Тикун

[104] Пересекающиеся друг с другом пятна (в видении Яакова). Сфирот мира тикун

[105] Клипа (оболочка, скорлупа, кожура) предшествует плоду

[106] hамшохо — Притяжение (Б-жественного света)

[107] Начало hишталшелус. Выше, чем тоhу и тикун

[108] «Разве не брат Эйсав Йаакову, слово Г-спода! Но возлюбил Я Йаакова.» (Малахи 1, 2)

[109] «А Эйсава возненавидел Я» (Малахи 1, 3)

[110] «И если кто-либо согрешит» (Вайикро 5, 1)

[111] Удивительно

[112] Писание не выходит за рамки своего буквального смысла

[113] «Услышала голос клятвы» (Вайикро 5, 1)

[114] «или видел» (Вайикро 5, 1)

[115] «Тебе дано было видеть, чтобы знать,» (Воэсханан 4, 35)

[116] «или знал» (Вайикро 5, 1)

[117] ВИдение (Б-жественности)

[118] Знание

[119] Мемале кол олмин — Наполняющий все миры

[120] Сойвев кол олмин — Окружающий все миры

[121] Окружающий свет. см. Макиф и пними

[122] клятва

[123] «Тебе дано было видеть, чтобы знать, что Гавайе — он Элойким» (Воэсханан 4, 35)

[124] «Знай же ныне и возложи на сердце твое, что Гавайе — он Элойким» (Воэсханан 4, 39)

[125] Гавайе — Четырехбуквенное Имя Вс-вышнего. Указывает на постоянство творения — «меhаве».

[126] Элойким — Имя Вс-вышнего. Указывает на гвуро, цимцум, в противоположность имени Гавайехесед, тиферес, гилуй

[127] числовое значение

[128] Тева — Природа. Естественный порядок вещей. Естественный порядок Б-жественного управления миром. Соответствует имени Элойким

[129] «(Тот), у кого чисты руки и непорочно сердце, (кто) не склонял к суете души своей и не клялся ложно.» (Тегилим 24, 4)

[130] «взойдет на гору Вс-вышнего» (Тегилим 24, 3)

[131] Кдушо — Святость

[132] Роцойн — Воля, желание

[133] Ойнег — наслаждение

[134] действительно