Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайейшев, 20 кислев 5717

בס»ד

«Котойнти микол гахасодим умикол гоэмес… ки вемакли оварти эс гаЙарден газэ веато гоиси лишней маханойс[1]«. И объясняет Рабейну нишмосой Эйден[2] баал а-симхо, что каждая и каждая милость, которую Вс-вышний делает человеку, должен от быть шфал руах[3] очень и очень, ибо хесед… приходит из аспекта близости к Вс-вышнему… и каждый, кто приближается к Вс-вышнему в большей степени, и поднимается выше и выше, должен быть низок духом внизу. И поэтому Яаков сказал котойнти, что со стороны множества милостей, что это есть аспект приближения к Вс-вышнему действительно, он стал низок духом внизу. И нужно понять связь этих вещей, что чем более высокое раскрытие выше и выше, это приводит к принижению ниже и ниже.

Бейс

И это будет понятно, если сначала объяснить, что общая идея гилуим[4], т.е. идея света, это дополнительная к сущности вещь, ибо эцем[5] не в аспекте раскрытия, ибо всякая сущность не раскрывается, а свет – это раскрытие, и поэтому свет – это дополнительная к эцем вещь. И хотя свет не подобен сосудам, ибо сосуды – это магус ахейр[6], и поэтому они дополнительны к сущности, в отличие от этого, свет – это не есть отдельная от эцем сущность, ибо свет подобен источнику света, и, следовательно, это не есть добавочная вещь действительно, тем не менее, поскольку свет – это раскрытие, в самом этом он добавочен к сущности, ибо сущность не в аспекте раскрытия, поэтому, свет, который есть раскрытие, это дополнительная и новая вещь относительно эцем. И это не похоже на отдельные ступени, которые есть в самом свете, ибо хотя нижняя ступень — это раскрытие относительно высшей ступени, а высшая ступень – это сокрытие относительно нижней ступени, тем не менее, нижняя ступень – это не есть добавочная вещь относительно высшей ступени, и не так, как в общей идее света, что он есть добавочный аспект к сущности. И т.е., поскольку не подобно сокрытие в самом свете сокрытию сущности, ибо, сокрытие в высшей ступени в свете – это только относительно нижней ступени, и т.е., что также высшая ступень – это аспект раскрытия, ибо в самой ней это в раскрытии, и ее сокрытие – это только относительно нижней ступени, что она сокрытая от нижней ступени, и поэтому, нижняя ступень – это не есть добавочная и новая вещь относительно высшей ступени, поскольку также высшая ступень в аспекте раскрытия в ней самой. В отличие от этого, в общей идее света относительно сущности, сокрытие сущности – это не только, что она сокрыта от света, но что сущность всюду, где она находится, она сокрыта, ибо всякая сущность не раскрывается, что она не в аспекте раскрытия совершенно, и поэтому, свет, который есть раскрытие, это добавочная и новая вещь относительно сущности. И поэтому, общая идея гилуим Свыше, свет сойвев кол олмин[7], свет мемале кол олмин[8], и общая идея Ацилус, это добавочная вещь, что это есть язык Ацилус от языка гаацоло[9] вегафрошо, ибо Ацилус — это отдельная вещь относительно гилуим выше Ацилус, и в особенности, относительно эцем мамош.

И вот, не только, что свет – это добавочная к сущности вещь, но также, что поскольку он есть раскрытие – он добавочен также к свету, который заключен в эцем, ибо также свет, заключенный в эцем, он не в аспекте раскрытия, ибо все, что заключено в эцем, оно как эцем, и поэтому свет, заключенный в эцем – он не в аспекте раскрытия, и как пишет Алтер Ребе в Тания[10], в примере света и сияния солнца, что понятно, что этот свет и это сияние есть также в теле и материи самого солнца в небесах, ибо, если он распространяется и светит так далеко, тем более, что сможет светить на своем месте, но там на своем месте считается это сияние аин[11] и эфес[12] мамош[13], ибо полностью самоустраняется относительно тела солнца, которое есть источник этого света и сияния, т.е., что свет, когда он заключен в источнике, он не в аспекте существования света совершенно, ибо он не в аспекте раскрытия, и он только в аспекте возможности, и поэтому, свет, который есть раскрытие, это дополнительная вещь (не только относительно эцем, но также) относительно света, заключенного в сущности, ибо также свет, заключенный в сущности, он не в аспекте раскрытия, ибо все, что заключено в эцем, оно как эцем.

И это будет понятно особенно из сил, заключенных в душе, что они не в аспекте раскрытия, они не в аспекте мциюс, и также не в аспекте гамшохо совершенно. Ибо, всякая гамшохо, неизбежно, что, в конечном счете, придет от нее раскрытие, и т.е., что возможно, что гилуй будет только в одной детали, и также возможны в этом различия, будет ли это больше или меньше, но неизбежно, что раскроется что-либо из этой гамшохо. И причина этого, поскольку идея и намерение гамшохо — ради гилуй, поэтому, всякая гамшохо, также сокрытая гамшохо, неизбежно, что придет из нее что-либо в раскрытии. И как в коах маскиль, что это есть сокрытое притяжение от коах а-сейхель, и есть некоторый циюр в этой гамшохо, и поэтому возможно, что это будет только в такой мудрости, а не в другой мудрости, и со стороны коах маскиль необходимо, что придет от него гилуй сейхел, в одной детали по крайней мере. И отсюда следует, что силы, заключенные в душе, они не в аспекте притяжения совершенно, также не в аспекте сокрытого притяжения, ибо, если бы они были в аспекте гамшохо, тогда было бы необходимо, чтобы в каждом человеке было бы раскрытие всех сил, ибо душа со стороны ее совершенства, заключены в ней все силы, хохма и хесед и т.д., и если бы силы, заключенные в душе, были бы в аспекте гамшохо, должно было бы быть у каждого раскрытие всех сил, но ведь мы видим воочию, что есть такие, у которых нет раскрытия хохмо совершенно, и есть такие, которые только в аспекте хесед, и нет у них жестокости совершенно, и подобно этому наоборот, и отсюда следует, что силы, заключенные в душе, они не в аспекте притяжения совершенно. И поэтому открытые силы — они есть дополнительная и новая вещь относительно сил, заключенных в сущности души, которые не в аспекте гилуй и гамшохо совершенно. И поэтому сказали Разал, Исроэл, несмотря на то, что он согрешил, Исроэл он, что несмотря на то, что он согрешил, и возможно, что посредством греха он был отрезан от своего корня и т.д., тем не менее, Исроэл он (не только со стороны сущности души, но) также со стороны койхойс, поскольку все пгамим[14] они в раскрытых силах, но не в силах, заключенных в эцем ганефеш, которые всегда в их цельности, поскольку они как эцем действительно, что поэтому возможно быть праведник сын злодея, также как слепой рождает зрячего. И из всего этого понятно, что эта идея, что свет – это дополнительная вещь, это не только в отношении эцем, но также в отношении света, заключенного в эцем, ибо он подобен эцем.

Гимел

И эта идея она также в машпиа[15] и мекабель[16]. Ибо разум машпиа совершенно выше рамок разума мекабель. И, т.е., что превосходство машпиа над мекабель — это не только превосходство пнимиюс[17] над хицойниюс[18], и достоинство гафшото[19] над галбошо[20], что у машпиа есть пнимиюс сехель[21], а гашпоо[22] к мекабель — это только хицойниюс сейхел[23], и еще, что разум, который он дает своему ученику — он в «одежде» понимания и постижения, а у машпиа он абстрагирован от понимания и постижения, но более того, что разум машпиа — это вообще другой аспект. И это будет понятно, например, из различия изучения Торы как это в Ацилус, и как это в БИ»А[24], и как в изучении законов негоим[25], что изучение внизу — это в аспекте язв в материальности, что кровь сгущается и становится… лейхо, и это указывает на то, что кровь и жизненность уходит из этого места, и поэтому называется сгирусо[26], что это место становится закрытым от восприятия хайус[27], который приходит с распространением крови. А изучение законов негоим в мирах Йециро и Брия, это в аспекте негоим в духовности, т.е., что происходит сгирусо в сосудах понимания и постижения сотворенного, что он не постигает свет и жизненность, которые творят его. И все это в отношении ограниченных творений. Однако изучение законов негоим в Ацилус — это в аспекте имен Творца, ибо имя ЭГЙ»Е в рибуа — это гиматрия ד»ם, и это есть аспект Элойким хаим в Бино, и это есть аспект притяжения аспекта до»м в эйворим в З»О, и бино воспринимает от света Або, что это есть аспект маим, и посредством этого происходит распространение и притяжение крови, и боhерес — это препятствие распространению крови, что это есть имя ЭГЙЕ, поскольку оно не распространяется в аспекте ойр або. И понятно, что изучение галохо в Ацилус — это совершенно другой аспект, чем изучение галохойс в БИА, и т.е., что превосходство изучения галохойс в Ацилус над изучением галохойс в БИА, это не только превосходство абстракции над галбошо[28], и пнимиюс над хицойниюс, но это совершенно иной аспект, ибо изучение галохойс в БИА — это в аспекте ограниченных творений, а изучение галохо в Ацилус – это в аспекте имен Творца. И подобно этому будет понятно превосходством машпиа над мекабель, что когда разум машпиа — в аспекте галохо, как она в Ацилус, тогда удаленность уровня разума макабель от разума машпиа — это как эйн оройх[29] нивро[30] относительно бойре[31]. И, следовательно, разум, который передается к мекабель, это дополнительная и новая вещь относительно разума машпиа. И еще это, что разум, который передается к мекабель, это дополнительная вещь (не только разум самого машпиа, но) также относительно разума мекабель, как он заключен в разуме машпиа, ибо также разум мекабель, как он заключен в разуме машпиа, это совершено не похоже на то, как он передается к мекабель, ибо, когда разум мекабель заключен в разуме маешииа, он не в аспекте мциюс совершенно, и поэтому разум, который передается к мекабель — это дополнительная вещь также на разум мекабель, как он заключен в разуме машпиа. И также как в аспекте машпиа и мекабель эгашпооэ то новая вещь, также это в аспекте раскрытия разума для себя самого, что это также мехудош[32] относительно своего источника, ибо коах маскиль[33], из которого происходит постижение, он не в аспекте мциюс сехель[34] совершенно, ибо, когда приходит к человеку какое-то постижение, он чувствует, что есть какое-то место, что оттуда происходит постижение, но что это за место — неизвестно ему, ибо это место — это коах маскиль, что это только иньон сехель[35], но не мциюс сехель. И, следовательно, раскрытие сехель из коах маскиль — это мехудош[36] и нойсоф[37]. И в особенности раскрытие разума из коах гиюли и ацми[38], ибо коах сехель гиюли ацми, не только, что это не мциюс сехель, но еще, что это не есть также иньон сехель, и то, что он называется коах сехель — это потому, что их него происходит сехель, но он сам муфшот[39] не только от мциюс сехель, но также от иньон сехель, и поэтому ясно, что раскрытие разума относительно коах гиюли ацми, это, несомненно, дополнительная и новая вещь.

И в соответствии с этим следует понять в общей идее аспекта гилуим[40], ибо, поскольку аспект гилуим — он дополнителен к эцем и также к заключенному в эцем, если так, то откуда появляется гилуй. Но идея объяснения, ибо сказано «Ки шемеш умогейн Гавайе Элойким[41]«, что есть щит, скрывающий солнце, и, как сказали Разал, что в будущем Вс-вышний выведет солнце из его нартика[42], но сейчас есть щит и нартик[43], который скрывает, но именно посредством щита, который скрывает солнце, посредством этого приходит свет и раскрытие. И идея нартик в духовности — это аспект гааково вегаацоро[44], что посредством того, что задерживает и сковывает эцем[45], посредством этого происходит раскрытие. И в объяснении этого, что посредством гааково на эцем происходит гилуй, есть три аспекта. Первый аспект, что посредством гааково, гашпоо становится шайох к мекабель, ибо перед гааково, когда у машпиа светит его собственный (сущностный) сейхел, нет у него нсинас мокойм[46] для мекабель, но посредством того, что задерживает своей сейхел, т.е., что в нем самом есть этот сейхел, но он задерживает себя от того, чтобы задумываться о нем, тогда это становится имеющим отношение к мекабель. И второй аспект, что посредством гааково создается сосуд, который держит свет[47], и когда есть для света вещь, на которой он может держаться, тогда создается мциюс[48] света, и как в эйш йесойди[49], что со стороны себя самого он не есть мциюс[50] огня, ибо он не светит и он не теплый. И также это будет понятно в общей идее света, что свет нуждается в вещи, на которой он может держаться, что именно тогда он становится мциюс ойр, и это есть второй аспект в гааково, что посредством гааково появляется существование вещи, которая держит свет, и посредством этого становится свет мциюс. И третий аспект, что посредством самой гаацоро вегааково создается аспект света, который имеет отношение к мекаблеь.

И подобно этому будет понятно Свыше в аспекте цимцум[51], что это есть аспект гааково. И вот, поскольку эта гааково предшествуют какому бы то ни было раскрытию, понятно, что эта гааково — она на эцем. Однако, поскольку всякий эцем не раскрывается, если так, какое имеет отношение к нему гааково на гилуй[52], ибо вся идея гааково — она на аспект гилуй, т.е., что не дает ему проявиться, но не в эцем. Но идея объяснения, ибо поскольку роцойн ацми[53] и кавоно ацмис[54], заключенная в ацмус, это чтобы был гилуй, то гааково и препятствие для гилуй — это подобно гааково и препятствию на эцем. И это есть идея цимцум, что это есть гааково вегаацоро на роцойн ацми, который заключен в эцем, и посредством этого создается мциюс света. И есть в этом три вышеупомянутых аспекта. Первый аспект, что посредством цимцум становится шайох[55] к ойломойс, ибо перед цимцум не было никакого нсинас мокойм[56] для миров, и посредством цимцум становится шайох к ойломойс. И второй аспект, что посредством цимцум создается аспект сосудов, которые принимают (ойхзим[57]) свет и делают его мциюс. И третий аспект, что посредством самого аспекта цимцум (гаацоро вегааково) создается аспект света и раскрытия, что это есть аспект раскрытия кав, т.е., что посредством гааково раскрывается роцойн ацми, чтобы было раскрытие света. И так это в общности аспекта Ацилус, что это от языка «веоцалти мин горуах[58]«, и объясняет рабейну нишмосой Эйден[59], баал асимхо в Тойро Ойр, «ойрид веамших бхино шелхо лемато мимадрегосхо[60]«, т.о., смысл «веоцалти» — это опустить и притянуть вниз, и Ацилус — это аспект гилуй, который вне ацмус кивйохол[61], и это посредством опускания кивйохол, которое происходит в отношении миров. И посредством этого происходит притяжение света и раскрытия, т.е., что посредством гээлем становится шайох к мекабель (первый аспект).

И также это в раскрытии сил души, что раскрытие происходит посредством сокрытия сосудов именно, и как в коах сейхел, что есть коах сейхел и сосуды мозга, и коах сейхел со стороны самого себя бесконечен, и нет в нем разделения деталей, и это также не упорядочено, что одна деталь мешает другой, и посредством сосудов мозга происходит ограничение в сейхел, что он подразделяется на детали, и каждая деталь имеет отдельное место в мозгу и не мешает одна другой. И это то, что мы видим, что есть большие мудрецы, которые для себя постигают какую либо идею самым лучшим образом, и, тем не менее, они не способны объяснить ее мекаблим, которые ниже них, и причина этого, поскольку сейхел у них не упорядочен, поскольку отсутствует в их разуме ограничение со стороны сосудов мозга, а для того, что бы передать идею другому, это должно быть сначала упорядоченно у него, и должен найти буквы, что посредством их смоет передать сейхел другому, ибо буквы ограничивают и скрывают сейхел, и посредством сокрытия создается сейхел, который передается другому. И хотя также раскрытие сейхел для самого себя — это также посредством букв, ибо всякое раскрытие происходит посредством букв, тем не менее, не похожи буквы, посредством которых происходит раскрытие для самого себя, на буквы, посредством которых происходит раскрытие для другого. И то есть различие между буквами мысли и буквами речи, и, более глубоко, это есть различие между ойсийойс ацмиим[62] и ойсийойс билти ацмиим[63], и посредством сокрытия букв (билти ацмиим) происходит существование сейхел, который передается другому, ибо всякое раскрытие оно посредством гааково именно.

Гей

И идея этого в служении, что после гааково и гаацоро Свыше, что посредством этого притягивается гилуй кав, и посредством работы в гааково вегаацоро («аз мен арбет эс ибер»), чтобы цимцум не скрывал, тогда притягивают этим не только раскрытие света кав, но также свет, заключенный в эцем, и еще выше — эцем мамош. И это потому, что в гааково и гаацоро находятся все ступени вплоть до эцем действительно, но только что все это в сокрытии, и посредством авойдо это приходит в раскрытии. И например в силах души, что видно воочию, что тот, кто трудно понимает, и ему необходимо много трудиться, чтобы понять своим разумом, он понимает и постигает больше, чем тот, кто понимает с легкостью, и это потому, что посредством йегио[64] он достигает эцем. Ибо есть аспект крумо дэхафьо ал мойхо[65], и известно, что это есть крум, который покрывает мойах сосум[66], что это выше чем аспект хохмо ссимоо[67], что в душе это койах амаскиль, и это есть аспект авиро, который выше чем крумо, и над ним покрывает крумо и т.д. И причина трудности понимания, это потому, что его крум толст и груб (в отличие того, который понимает легко, что его крум тонок). Однако, посредством того, что заставляет себя трудиться, и очищает[68] («арбет ибер») крум, что это есть гээлем, то, поскольку в гээлем находятся все аспекты в сейхел вплоть до эцем, но только это в гээлем, то, когда своим трудом он очищает крум, тогда он понимает и постигает гораздо больше, чем тот, кто постигает легко. И подобно этому будет понятно в общей идее служения, что посредством работы бирурим во время изгнания именно, что тогда сокрытие наиболее сильно, то посредством бирур гээлем вегестер притягивается раскрытие света более высокого. И это есть также различие между гилуим во времена второго Храма и гилуим будущего мира, что в гилуим во время баис шейни[69] сказано «ве-иковдо[70]» ואכבד хосейр гей[71], ибо недоставало в нем пяти вещей, ибо, поскольку первое изгнание было только семьдесят лет, и не было сокрытия в такой степени, поэтому также в раскрытии, которое пришло после этого, недоставало пяти вещей. В отличие от этого, гилуим будущего мира — это самые возвышенные гилуим, ибо, поскольку в последнем изгнании сокрытие в наибольшей степени, и лой нисгало кицон[72], поэтому, когда очищают гээлем вегестер, тогда притягивается гилуй эцем мамош, как сказано, «венигло квойд Гавайе веру кол босор йахдов, ки фи Гавайе дибейр[73]«.

Вов

И это есть также то, что сказано, «Ойр зоруа лацадик улейишрей лейв симхо[74]«, и объяснили Разал[75], «не все для ойро[76] и не все для симхо[77], цадиким для ойро и йешорим для симхо». И идея этого, ибо есть зрио[78] и нтио[79], и различие между ними, что в зрио сеют зерно, что это есть съедобная вещь, и посредством этого вырастает впоследствии в большом количестве, и, т.е., что рост он в том же качестве, что и посев, но только это в большем количестве, и также увеличение оно относительно. И хотя есть достоинство в зрио, что не требуется для этого труд в такой степени, но со стороны самого этого, также урожай он в том же качестве, и также увеличение количества оно только относительно. В отличие от этого в нтио, сажают в землю косточку, что это есть совершенно несъедобная вещь, и из этого вырастает дерево, несущее плоды, приятное видом, и т.е., что рост он в совершенно другом качестве, и также умножение количества несравнимо. И хотя для нтио требуется очень большой труд, и требуется ждать гораздо больше времени, но со стороны этого рост он в наибольшей степени, и это в изменении качества, и также умножение урожая оно несравнимо. И подобно этому понятно в служении Вс-вышнему, что есть два способа служения, цадиким[80] и йишрей лейв[81]. Служение цадиким, что их работа таким образом, что их желание, чтобы гилуим, которые достигаются посредством их служения, чтобы они притягивались немедленно (балд ойфн орт), а йишрей лейв — не важно им, если будет притяжение через какое-то время, и, т.е., что у них это бегашвоо[82], и они согласны, как будет роцойн элйон[83], но у них гамшохо[84] на уровне более высоком и возвышенном. И это есть также различие между заповедями «делай» и заповедями «не делай» и работой бирурим, что в заповедях делай притягивается раскрытие немедленно, как только он одевает тфилин, притягиваются далет мойхин Свыше, и как только он одевает цицис, притягиваются ламед бейс нтивойс хохмо, но в заповедях «не делай» не притягивается раскрытие немедленно, однако, раскрытие в заповедях «не делай» более высокое, чем в заповедях делай, как приводится в Тикуней Зогар[85], что заповеди «делай» они в ו»ה, а заповеди «не делай» они в י»ה. И это есть «ойр зоруа лацадик улейишрей лейв симхо», что у цадиким, работа который в аспекте гилуй, есть только свет, но йишрей лейв, что работа их это работа бирурим, что они очищают («арбетен ибер») гээлем, то посредством этого достигается аспект симхо, что это выше чем, ойр.

Заин

И в соответствии с этим будет понятно то, что сказал Яаков, котойнти микол га-хасодим и т.д. И сначала следует объяснить различие в служении отцов, что служение Авраама было в аспекте притяжения света, как сказали Разал[86], «Аврогом гисхил легоир»[87], «до Авраама мир находился во тьме, когда пришел Авраам — начало светать[88]«. И служение Ицхака было также в аспекте света, ибо, хотя его служение было в том, чтобы делать кейлим[89] и т.д., но само это было в аспекте света, и, т.е., делать сосуды для света. Однако служение Яакова было работа бирурим, что он работал с овцами Лавана четырнадцать лет, и его работа была с большой йегио[90], как сказано «гоиси байойм ахолани хойрев векерах балайло, ватидад шноси меэйной[91]«, и подобно этому была его работа в работе бирурим с арба мейойс иш[92] Эйвава, как известно, что четыреста человек Эйсава -это четыреста динин ткифин[93]. И посредством того, что он занимался работой бирурим, был притянут к нему самый возвышенный свет, и это то, что он сказал, котойнти микол гахасодинм умикол гоэмес, и т.е., что посредством его служения в очищении гээлем вегестер, гааково вегаацоро и т.д., он притянул раскрытие света кав, и не только хицойниюс кав, который притягивается из аспекта малхус дэЭйн Соф, но также пнимиюс кав, который притягивается из тиферес анеэлом, и это есть микол гахасодим умикол гоэмес, микол гахасодим — это хицойниюс кав, и микол гоэмес — это пнимиюс кав, который притягивается от тиферес неэлом. И это есть также то, что сказано «веато гоиси лишней маханойс[94]«, поскоольу он достиг тиферес нээлом, который заключает в себе[95] хесед и гвуро, это есть аспект двух лагерей. И это есть также то что сказано «ки вемакли оварти эс гаЙарден[96]«, макли — это макейл-йуд и это есть аспект притяжения йуд, и т.е., что всякое раскрытие и, в особенности, начало раскрытия света кав, оно в аспекте точки, что это есть йуд, однако, посредством работы Яакова в аспекте бирурим, он притянул не только свет кав, но также свет, который предшествует цимцум, т.е., свет, заключенный в эцем, аспект нкудо ацмис. И это есть также аспект Йарден, как сказали Разал, что «берет от этого и дает этому[97]«, «берет от этого» — это свет, заключенный в ацмус, «и дает этому» — чтобы он был в аспекте света и раскрытия. И это то, что сказано в Зогар на посук «йеги рокиа… виги мавдил бейн маим ломоим[98]«, «дэшоив милейло вейогив лесато[99]«. И, т.е., что посредством работы Яакова в очищении гээлем, что это не таким образом, что это уничтожает цимцум (ибо ведь есть существование миров), но он очистил («ибер геарбет») сам цимцум, тогда не только, что цимцум не препятствует свету, но наоборот, что он еще помогает, «шоив мидо венойсен ледо», т.е., что притягивается посредством него также гилуим, которые выше чем цимцум, вплоть до того, что притягивается эцем мамош. И со стороны этого «веато гоиси лишней маханойс», что это есть хесед и гвуро, ибо Авраам это линия хесед, и Ицхак — это линия гвуро, и Яаков сказал «Элойкей ови Аврогом уфахад Ицхок[100]«, ибо он включает в себя обе линии, и поэтому Яаков — избранный из отцов. И это то, что говорит баал асимхо в объяснении котойнти, что чем гилуй выше и выше в большей степени, тем должен быть шифлус ниже и ниже в большей степени, ибо сосуд для раскрытия выше и выше это гээдер амциюс[101] и гээлем в наибольшей степени, и посредством работы в очищении гээлем и гааково, тогда притягивается эцем.

И подобно этому это в каждом и каждом из Израиля, и в особенности в цадиким рошей нсией Исроэл[102], что когда был у них аспект гаацоро вегааково, и они очистили это, (hобн эс дурхгеарбет), тогда сама гааково помогает гилуй. И это то, что цадиким подобны их Творцу[103], и поэтому, также как раскрытие Свыше — посредством гааково притягивается не только раскрытие кав, и не только ойр аколул, но также эцем, подобно этому это в цадиким, что посредством их работы в очищении гааково вегаацоро, это становится кли[104] для йофуцу майанойсехо хуцо[105], и притягивается не только раскрытие кав, но также ойр аколул, и вплоть до того, что притягивают и берут эцем праведника носи а-дойр.

[1] «Мал я против всех милостей и всей истины… ибо с моим посохом перешел я этот Йарден, а ныне стал я двумя станами.» (Вайишлах 32, 11)

[2] (Игерес аКойдеш посл. 2)

[3] низок духом

[4] раскрытие

[5] сущность

[6] другая сущность

[7] окружающий миры

[8] наполняющий миры

[9] отделение

[10] (Шаар а-Йихуд гл. 3)

[11] ничто

[12] ничто

[13] действительно

[14] повреждения (см. Игерес а-Тшуво гл. 5)

[15] «дающий»

[16] «принимающий»

[17] внутренний

[18] внешний

[19] абстрагирование

[20] «одевание»

[21] внутреннее понимание

[22] воздействие, влияние

[23] внешнее понимание

[24] Брия, Йецира, Асия

[25] язвы

[26] «закрытие»

[27] жизненность

[28] «одевание»

[29] несравним

[30] сотворенный

[31] Творец

[32] обновлен

[33] способность (потенция) постижения (в душе)

[34] существование разума. Т.е. потенция постижения – это не есть «разум» в привычном нам смысле (прим. переводчика)

[35] идея разума

[36] обновление

[37] дополнение, добавление

[38] первичная и сущностная сила (потенция)

[39] абстрагирован

[40] раскрытие (света)

[41] «Ибо солнце и щит Гавайе Элойким» (Тегилим 84, 12)

[42] Недарим 8, 2

[43] букв. «футляр»

[44] препятствие и задержка

[45] сущность

[46] место

[47] как фитиль для пламени (прим. переводчика)

[48] существование

[49] основа огня (из четырех основ – огонь, ветер, вода, прах)

[50] т.е., это не огонь в привычном смысле (прим. переводчика)

[51] сокращение света, предшествующее творению

[52] препятствие для раскрытия

[53] Сущностная Воля

[54] Намерение Сущности

[55] имеет отношение

[56] возможность (букв. «место»)

[57] букв. «держат»

[58] «и Я возьму от духа, который на тебе» (Бегаалойсхо 11, 17)

[59] Алтер Ребе

[60] «опущу и притяну твой аспект ниже твоей ступени» (Тора Ор Вайейро 14, 1)

[61] как если бы

[62] сущностные буквы

[63] не-сущностные буквы

[64] напряженный труд

[65] пленка, покрывающая мозг. Эц Хаим Шаар 13, гл. 3 Ликутей Тойро Матойс 87, 3 и еще.

[66] сокрытый мозг

[67] сокрытая мудрость

[68] другой перевод – «перебирает»

[69] Второй Храм

[70] «Поднимитесь на гору, и принесите дерево, и стройте дом (храм), и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, – сказал Вс-вышний.» (Хаггай 1, 8)

[71] недостает буквы ה

[72] «Не открыт конец их (изгнания)»

[73] «И раскроется слава Г-сподня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Г-спода.» (Йешайа 40, 5)

[74] «Свет засеян для праведника, и для прямых сердцем – веселье.» (Тегилим 97, 11)

[75] (Таанит 15, 1)

[76] свет

[77] веселье

[78] посев

[79] посадка (деревьев)

[80] праведники

[81] прямые сердцем

[82] одинаково (как бы то ни было)

[83] Высшая Воля

[84] притяжение (Б-жественного света)

[85] В Предисловии (стр. 4, 2, 5, 1)

[86] Шмойс Раба гл. 15, 26

[87] «Авраам начал светить»

[88] Так это в нескольких местах в хсидус. И см. Берейшис Раба гл. 2, 3. Шмойс Раба 15, 26.

[89] сосуды

[90] напряженный труд

[91] «Мне было: днем изнурял меня зной, а изморозь ночью; и бежал мой сон от моих глаз.» (Вайейцей 31, 40)

[92] четыреста человек (Вайишлах 33, 1)

[93] Зогар ч. 3 стр. 129, 1

[94] «А ныне стал я двумя станами» (Вайишлах 32, 11)

[95] Другой перевод: объединяет

[96] «ибо с посохом моим я перешел этот Иордан» (там же)

[97] (Бава Мециа 22, 1)

[98] «И сказал Б-г: Да будет свод посреди вод, и будет он отделять воды от вод!» (Берейшис 1, 6)

[99] «Берет сверху и дает вниз» (Зогар ч. 1 стр. 32, 2)

[100] «Б-г отца моего, Б-г Авраама и Страх Ицхака» (Вайейцей 31, 42)

[101] отсутствие существования

[102] руководители и главы Израиля

[103] Берейшис Раба 67, 8. Бемидбар Раба 10, 5

[104] сосуд

[105] распространение источников хасидизма