Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайелех. Беседа 1

Беседа 1

В Святая Святых находились два вида букв Торы: вырезанные, выгравированные (на Скрижалях) и написанные чернилами на пергаменте (в свитке Торы). Суть Святая Святых — это сверхпространство и сверхвремя, а назначение Святая Святых — чтобы эти сверхпространство и сверхвремя освещали мир и за пределами Святая Святых

1. В сегодняшней главе Торы рассказывается, что, закончив записывать Тору, Моше-рабейну сказал левитам: «Возьмите этот свиток Торы и поместите его со стороны Ковчега Союза Б-га, Всесильного вашего»[1]. Относительно того, где именно находился этот свиток Торы, Гмара приводит два мнения[2]. Согласно одному он лежал внутри Ковчега вместе со Скрижалями; согласно второму — у стенки Ковчега снаружи. Но, как бы то ни было, согласно обоим мнениям свиток Торы находился в Святая Святых.

Следовательно, в Святая Святых находились два вида букв Торы: вырезанные, выгравированные (на Скрижалях) и написанные чернилами на пергаменте (в свитке Торы). Необходимо понять, какова связь между буквами, написанными чернилами, и Святая Святых, потому что связь между буквами выгравированными и Святая Святых понятна. Святая Святых — место, где Ковчег существовал вне пространственных измерений: несмотря на то, что у него были вполне определенные размеры («два с половиной локтя длиною» и т. д.[3]), в Святая Святых он не занимал никакого места. При ширине помещения в двадцать локтей от Ковчега до одной стены было десять локтей, и до другой стены было тоже десять локтей. Иначе говоря, в Святая Святых царило сверхпространство. И точно так же время в Святая Святых было сверхвременем — поскольку пространство и время взаимосвязаны. С этим прекрасно согласуется суть выгравированных букв. Несмотря на то, что они существуют совершенно реально (имеют определенные размеры и ту форму, которую должны иметь буквы), на Скрижалях они не имели никакого места: они ничего не убавляли от них и ничего к ним не прибавляли. (В этом состоит отличие букв выгравированных от букв написанных: последние представляют собой нечто прибавленное к материалу, на котором написаны — чернила на пергаменте; буквы же выгравированные являются частью материала, в котором вырезаны.) Особенно ясно это видно на примере букв «мем софит» и «самех»: они, по выражению Гмары, «существовали благодаря чуду»[4]. Ясно поэтому, что выгравированные буквы имели прямое отношение к Святая Святых. Но какое отношение к Святая Святых имели буквы написанные?

2. Суть Святая Святых — это сверхпространство и сверхвремя, а назначение Святая Святых — чтобы эти сверхпространство и сверхвремя освещали мир и за пределами Святая Святых: Двор когенов, Двор Израиля, Женский двор, Храмовую гору и дальше, все народы во всем мире. Все жители земли обязаны помнить постоянно (а не только во время посещения Иерусалимского Храма), что пространство и время в действительности являются сверхпространством и сверхвременем, и это должно воздействовать на них так, что «…и встанут иноземцы, и пасти будут овец ваших»[5]. Для достижения этой цели в Святая Святых и находились буквы написанные: они служили посредником, благодаря которому свет из Святая Святых распространялся во всем материальном мире, обладающем, как представляется людям, собственной реальностью существования, независимой от духовного.

3. Учение хасидизма объясняет, в чем служение Всевышнему в Рош-Гашана превосходит служение в прочие дни года. Последнее направляется разумом, и даже готовность к самопожертвованию, проявляемая в течение всего года, в какой-то мере диктуется разумом и здравым смыслом. Служение же и «битуль» в Рош-Гашана — выше разума и здравого смысла. В течение всего года от еврея не требуется такого абсолютного «битуля», но даже и тогда, когда он в полной мере ощущает реальность собственного существования, в его служении Всевышнему должно быть нечто от «битуля» Рош-Гашана — подобно тому, как благодаря написанным буквам свет Святая Святых распространялся во всем материальном мире. Тем самым достигают того, что Б-жественный свет, притянутый в Рош-Гашана, продолжает освещать бытие материального мира также и в течение всего остального года.

4. А подготовка к этому — в том, что «вы стоите сегодня [в Рош-Гашана, День суда] все… главы колен ваших… от дровосека… до водоноса»[6]. Даже если ты, может быть, — один из «глав колен ваших», ты связан с другими евреями, принадлежащими к кругу «дровосеков и водоносов», и стоишь вместе со «всеми»: все вы равны, все вы составляете одно целое[7]. И если ты не делаешь различия между «главами колен ваших» и «дровосеками и водоносами», это дает тебе силы не делать различия между твоим служением Всевышнему в Рош-Гашана и служением в прочие дни года: целый год тебе будет светить «битуль» Рош-Гашана. А благодаря этому тот свет, который ты притянул Свыше в Рош-Гашана, ощущается во всем окружающем тебя мире — вплоть до того, что «…и встанут иноземцы, и пасти будут овец ваших».

Твои собственные «иноземцы» — это твои тело и животная душа, и они тоже чувствуют влияние твоего «битуля» — как и «иноземцы» другого еврея, и настоящие иноземцы, то есть неевреи. Они тоже должны ощутить, насколько еврей превосходит их, и это побудит их служить вам — «пасти овец ваших».

А благодаря тому, что свет, притянутый в Рош-Гашана, нисходит и наполняет также материю этого мира на весь год, удостаиваются получить всё, что нужно, причем в добре несомненном и видимом воочию. Каждый еврей вместе со всеми евреями удостаивается того, чтобы его записали и эту запись скрепили печатью: на счастливый и сладкий год во всех отношениях, в добре несомненном и видимом воочию!

Из беседы в субботу глав Ницавим-Ваелех 5712 г. (1952 г.)



[1] Дварим, 31:26.

[2] См. Бава батра, 14а.

[3] См.Шмот, 25:10.

[4] См. Шабат, 104а; Мегила, 26. Буква «мем софит» — замкнутый квадрат, буква «самех» — замкнутый круг. Несмотря на то, что буквы были прорезаны в Скрижалях насквозь, середины этих букв не выпадали.

[5] Йешаягу, 61:5.

[6] Дварим, 29:9,10.

[7] См. выше, гл. Ницавим.