Ницавим. Беседа 1

Беседа 1

Причина того, что читают гл. Ницавим в субботу перед Рош аШана – заключение союза, сущностная любовь, все вы как один.

1. Сказано в «Ликутей Тора»[1], а также приводится в записках Ребе, моего тестя, написанных в неделю, когда читали главу Ницавим 5707 (1947) года, что эту главу всегда читают в последнюю субботу перед Рош-Гашана. Иногда ее читают вместе с главой Ваелех, иногда - отдельно, но всегда в субботу, предшествующую Рош-Гашана.

Причина заключается в следующем. Каждая суббота имеет отношение ко всем дням следующей недели и в известном смысле содержит их в себе. Глава Ницавим начинается так: «Вы стоите сегодня [гайом] все пред Б-гом, Всесильным вашим...»[2], а слово гайом намекает на Рош-Гашана, так как в начале книги Ийова[3] это же слово Таргум переводит (и поясняет) следующим образом: «День суда, Рош-Гашана». Значит, суббота Ницавим имеет самое непосредственное отношение к Рош-Гашана.

Когда наступает этот день - гайом, День суда, - необходимо, чтобы «вы стояли все». Все души должны предстать «пред Б-гом, Всесильным вашим» - все без исключения: от «глав колен ваших» до «дровосека» и «водоноса»[4].О слове «дровосек» Раши говорит, что Тора имеет в виду кнаанеев, которые в дни Моше-рабейну пришли, чтобы войти в состав народа Израиля образом, сходным с тем, какой избрали жители Гивона во времена Йегошуа бин Нуна (их приняли лишь потому, что перед этим поклялись им)[5]. Даже они в Рош-Гашана предстают пред Всевышним вместе со всеми евреями - все как один, объединенные воедино.

«Все как один» не только означает, что каждый терпимо относится к другому, хотя один - «глава колена», а другой - простой еврей. Каждый сознает, что все евреи дополняют друг друга и получают друг от друга нечто очень важное. В пример можно привести голову и ногу: они дополняют друг друга, ибо то, на что способна голова, не может сделать нога, а то, для чего служит нога, не может осуществить голова. Получается, что одна не может обойтись без другой, и только вместе они придают человеку совершенство.

Таково служение Рош-Гашана, и чтобы исполнить его, получают необходимые силы, когда в предшествующую субботу читают главу Ницавим: «Вы стоите сегодня все... главы ваших колен... и дровосек, и водонос». Тора дает нам силы, необходимые для того, чтобы воплотить такое служение в действительность. По той же причине в Рош-Гашана читают отрывки из Танаха, в которых говорится о том, что Всевышний - Царь Вселенной, что Он помнит всё, что когда-либо происходило, а также о трублении в шофар. В Рош-Гашана мы должны «короновать» Всевышнего как Царя Вселенной (для этого, в частности, служит шофар), и Тора дает нам силы осуществить эту задачу.

2. «Вы стоите сегодня все» для того, чтобы (как сказано в Торе далее) «вступить тебе в союз с Б-гом, Всесильным твоим»[6]. Это значит, что объединение всех евреев «пред Б-гом, Всесильным твоим» является необходимым условием для заключения союза между Всевышним и народом Израиля в день Рош-Гашана.

Что такое союз? Принято, что если два человека любят друг друга, они заключают союз. Их любовь может зависеть от какой-то причины. Например, один признаёт превосходство другого или же один проявляет к другому любовь для того, чтобы тот тоже хорошо отнесся к нему и оказал ему какую-нибудь услугу. Но он знает за собой какой-нибудь недостаток и боится, что другой заметит этот недостаток и охладеет к нему; поэтому сейчас, пока их взаимная симпатия еще горяча, он предлагает второму заключить с ним союз. Тем более, если недостаток так велик и касается столь важных моментов, что способен совершенно уничтожить любовь другого, а то и превратить любовь в ее противоположность. Вот тогда заключают союз, чтобы их любовь осталась навечно.

Дело в том, что суть заключения союза - нечто иррациональное, не укладывающееся в голове, противоречащее здравому смыслу. Заключая союз, создают нерушимую связь, ничто в мире уже не в состоянии ослабить взаимную любовь, и она должна оставаться таковой на веки вечные.

Такова же любовь, связывающая Всевышнего и евреев. Когда наступает Рош-гашана, их взаимная любовь становится еще сильнее: служение месяца элуль сняло все проступки, мешающие проявлению этой любви, и в Рош-Га-шана евреи и Всевышний заново заключают союз. Евреи связывают себя со Всевышним нерушимой связью, которая непостижима человеческим разумом, и, естественно, ничто в мире не в состоянии ослабить эту любовь.

Чтобы вызывать (если можно так выразиться) у Всевышнего желание связать Себя с еврейскими душами такой же иррациональной связью, необходимо служение Ему в полном и абсолютном единстве - «все как один». А такое единство возможно лишь тогда, когда евреи полностью полагаются на то, что выше здравого смысла: только в таком случае они перестают замечать различия между собой. Ведь с точки зрения здравого смысла, если я «глава», а ты «водонос», то какое отношение мы имеем друг к другу? Но если каждый из нас выявляет в себе свою собственную сущность, свой меод[7], пусть даже это всего лишь его личный меод, он притягивает Свыше Меод Всевышнего, Его Б-жественную сущность.

3. Необходимое условие - чтобы единство было истинным. Еврей может думать, что сам он - один из «глав колен ваших», а тот - простой еврей. Но очень может статься, что он ошибается. Невозможно знать, кто «голова», а кто «нога», потому что обычно человеку свойственно оценивать другого ниже, чем он того заслуживает, а себя - выше, чем на самом деле. Но даже если ты действительно «голова», то ведь и у «ноги» есть определенное превосходство над «головой»: без нее голова не в состоянии достигнуть того места, где хочет быть. Значит, чтобы достичь совершенства, «голове» необходима «нога» (как выше сказано).

В свете этого станет понятным, почему жителей Гивона сделали именно дровосеками для нужд Мишкана, а потом Храма. Не все евреи работали в Храме, не все евреи жили в Иерусалиме. Но жителей Гивона, самый нижний слой еврейского общества, всех поставили на работу в Храме - потому что истинное совершенство зависит именно от «ноги».

И теперь мы понимаем, какое отношение имеет ко всему этому клятва, которую дали, принимая жителей Гивона в состав народа Израиля. Клятва тоже иррациональна, потому что, казалось бы, почему я, согласно клятве, должен делать то, чего не хочу? Дело, однако, в том, что клятва затрагивает самую сущность души[8].



[1] Ликутей Тора, Дварим, 44а.

[2] Дварим, 29:9.

[3] Ийов, 1:6.

[4] Дварим, 29:9,10.

[5] См. Йегошуа, 9:15.

[6] Дварим, 29:11.

[7] См. Тора ор, 39в.

[8] См. Сефер кицурим вегеарот леТания, стр. 48 и далее.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру