Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шлах, Беседа 2

Почему именно заповедь цицит напоминает обо всех заповедях. Смысл стиха «Я Вс-вышний, Б-г твой, который вывел тебя из Египта» – в духовном служении.

6. Мидраш рассказывает, что Моше-рабейну спросил Всевышнего: «„Что за польза от того, что Ты дал евреям Тору и заповеди? Ведь находясь в этом мире — материальном и грубом, — они могут забыть обо всем!». Ответил ему Всевышний: „Я дам им заповедь о цицит, и благодаря ей они будут вспоминать обо всех заповедях, потому что гиматрия слова цицит — 600, а вместе с восемью нитями и пятью узелками получается число 613 (количество всех заповедей). Так что, само собой разумеется, они будут вспоминать обо всех заповедях, как сказано: ‘И смотря на нее, вы будете вспоминать все заповеди'»[1]»[2].

Возникает вопрос: если кисти цицит должны напоминать обо всех 613 заповедях, то для чего нужен талит! Простейшее объяснение, согласно учению хасидизма, состоит в том, что талит — это макиф (окружающий свет), недоступный для постижения. И необходимо знать, что 613 заповедей (на которые намекают кисти цицит) «выходят» из талита — то есть приходят со столь высокого уровня, что он превосходит возможности разума.

Взятые отдельно от талита, кисти цицит не являются заповедью и ни о чем не напоминают. Но когда они привязаны к талиту, еврей признает, что Тора и заповеди в целом приходят с непостижимой высоты, и тогда цицит — заповедь.

7. В конце отрывка о цицит сказано: «Я — Б-г, Всесильный ваш, Который вывел вас из Страны Египетской»[3].

Еврею кажется, что Тора ставит перед ним невыполнимые задачи.

Он должен соблюдать субботу и праздники, к тому же еще добавляя к ним время, отнятое от будней[4], несмотря на то, что у него полно конкурентов-неевреев и евреев, не соблюдающих субботу.

От него требуют, чтобы он вставал пораньше и прежде всего молился, потом учил определенную часть Торы; только после этого он имеет право заниматься своим бизнесом. Но в середине дня, несмотря на то, что он — в самом разгаре своих дел, от него требуют все отбросить и идти молиться «Минху» (в этом-то и состоит особая ценности «Минхи»!).

Ночью он обязан молиться «Маарив», а перед сном — прочесть «Шма, Исраэль» со всеми добавлениями.

А в том, что касается его бизнеса, от него требуют остерегаться воровства, грабежа, обмана, ущемления чужих прав. А ведь это прямая противоположность принятым в сфере торговли правилам!

Естественно, у него возникает вопрос: разве он может вести себя согласно Торе? Ведь то, что она предписывает, просто невозможно исполнить!

Ответ на эти вопросы он читает в конце отрывка о цицит, где сказано, что все связанное с этой заповедью стоит выше разума и здравого смысла. Это значит, что когда еврей не считается ни с какими ограничениями разума и здравого смысла, Всевышний обращается с ним таким образом, который тоже выше всех ограничений природы. Это и означают слова: «Я — Б-г, Всесильный ваш, Который вывел вас из Страны Египетской» — из страны, откуда согласно законам природы рабу даже в одиночку никогда не удавалось уйти[5]. А Всевышний вывел оттуда шестьсот тысяч взрослых мужчин, не считая женщин и детей, и к тому же «с великим достоянием»[6]: каждый еврей вел не меньше девяноста ослов, груженых серебром и золотом[7]. «А также многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними»[8] — даже неевреи признали, что все происходящее выходит за рамки природы.

Поэтому когда еврей в своей повседневной жизни не обращает внимания на ограничения природы этого мира, исполняется сказанное: «Я — Б-г, Всесильный ваш, Который вывел вас из Страны Египетской». То есть Свыше дают ему то, что выше ограничений природы: семейное счастье, достаток и здоровье.

Из беседы в субботу главы Шлах 5713 г. (1953 г.)



[1] Бемидбар, 15:39. См. комм. Раши к этим словам.

[2] Псикта зутрата, гл. Шлах.

[3] Бемидбар, 15:41.

[4] Шулхан арух гарав, 261:4.

[5] См. комм. Раши к Шмот, 18:9.

[6] Брейшит, 15:14.

[7] См. Бхорот, 5б.

[8] Шмот, 12:38.