Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пинхас. Беседа 3

Почему разделение земли Израиля происходило именно по жребию. У каждого еврея есть определенное задание на земле, имеющее особое отношение именно к его душе. Если он видит, что в определенных случаях его йецер hара и окружающий мир создает особенно серьезные препятствия, значит тут скрывается его основное дело.

6. Новое указание, содержащееся в недельной главе Пинхас и нигде раньше в Торе не встречавшееся, — это порядок наследования. В этой главе упоминаются новые частности указаний о жертвоприношениях и пересчете сынов Израиля, но сами эти темы уже достаточно полно освещались ранее. Порядок же наследования вообще и порядок распределения земельных владений в Стране Израиля в частности излагается только здесь, в недельной главе Пинхас.

Распределение земельных владений в Стране Израиля происходило по жребию: «Но только по жребию будет разделена страна»[1]. Гмара и Мидраш добавляют[2], что оно происходило и по жребию, и по указаниям урим ветумим[3].

Известно, что все происходящее на земле предопределяется происходящим в духовном мире. Следовательно, и порядок земельного наследования в Стране Израиля в материальном плане зависит от порядка наследования Страны Израиля в духовном плане (аналог которого в служении Всевышнему совершается именно при помощи жребия[4]). Но тогда непонятно, какое отношение к служению Всевышнему имеет жребий, явление более высокое, чем разум и здравый смысл. Разве порядок служения не должен определяться именно разумом?

Можно, конечно, ответить, что основа служения Всевышнему — это кабалат оль, безусловное принятие на себя ига Его высшей власти, выходящее за границы разума. Но на это можно возразить, что кабалат оль — не более, чем необходимая предпосылка для служения, начало же его практического исполнения (когда необходимо разобраться, как именно действовать, что можно делать и что нельзя) должно соответствовать указаниям Торы, а понять и постичь указания Торы возможно лишь посредством разума! Так почему же разделение и распределение составных частей служения (то есть определение того, в каком порядке следует действовать) должно совершаться именно при помощи жребия?

Еще менее понятно, почему в Торе сказано: «Но только по жребию будет разделена страна». Почему Тора так энергично отвергает предположение, что землю следует делить именно согласно разуму и здравому смыслу?

7. В одном маамаре Ребе Цемах-Цедека (и в маамарах по- следующих Рабеим)[5] подробно разъясняется, что такое жре- бий, что он символизирует в духовном плане и в плане слу- жения Всевышнему. Суть жребия непостижима для разу- ма. Страна Израиля должна была быть разделена между сынами Израиля именно по жребию потому, что ее суть то- же выше возможностей постижения человеческого разума.

Каждый еврей обязан исполнять все заповеди Торы, но у каждой души есть свое определенное задание, и потому каждый еврей с некоторыми аспектами служения Всевышнему связан в большей степени, чем с другими. В «Святом послании»[6] Алтер Ребе разъясняет, почему мы находим в Талмуде, что некоторые танаим и амораим проявляли особую тщательность в исполнении каких-то определенных заповедей. Конечно, все заповеди они исполняли чрезвычайно тщательно, но в отношении некоторых проявляли особую тщательность, ибо чувствовали: эти заповеди имели особое отношение к их душе, и именно благодаря им остальные заповеди получали особый подъем. Тем не менее, отношение это оставалось для них непостижимым, так как оно недоступно человеческому разуму. А ведь в этом-то и состоит суть жребия: он выше возможностей постижения человеческого разума!

8. Следовательно, если еврей видит, что в исполнении ка- кой-то определенной заповеди он встречает особые труд- ности, значит именно она имеет особое отношение к его ду- ше[7]. Сам тот факт, что йецер гара так активно вмешива- ется, когда этот еврей доходит до исполнения данной запо- веди, служит доказательством, что она очень важна для него, и это особенно мешает йецеру.

Согласно разуму и здравому смыслу совершенно не видно, почему данная заповедь должна иметь какое-то особое отношение к этому еврею. Даже наоборот, зачастую она дается ему труднее, чем любая другая, или он замечает, что к какой-то отрасли Торы его совершенно не тянет, и в ее изучении он не замечает успехов. Тем не менее, он должен знать: именно эта заповедь касается его особенно близко! Выполнение этой заповеди даст особый подъем его изучению Торы и исполнению остальных заповедей, и поэтому йецер гара так решительно восстает именно против этой заповеди.

Отсюда ясно, что этому еврею нельзя отступать и приниматься за какие-то другие дела: наоборот, ему надо проявить настойчивость и служить Всевышнему именно этим способом, ибо он касается его особенно близко. А непонимание того, каким образом он касается его и какое отношение имеет к его душе, это не более, чем свойство этого материального мира заслонять и скрывать Б-жественное.

9. Теперь мы понимаем, почему написано: «Но только по жребию (который выше разума и здравого смысла) будет разделена страна». В Стране Израиля есть горы, долины, приморская низменность, засеянные поля, поля под паром, сады и т. д.[8]. В зависимости от связи духовных аспектов разных районов Страны Израиля с душами определенных евреев они получали их во владение: этот — гору, этот -долину, этот — поле, а этот — сад… Связь между конкретной областью Страны Израиля и душой данного еврея не поддается постижению умом, а выражение этой связи здесь, на земле — это жребий.

10. Тора вечна и относится к каждому поколению евреев. Поэтому то, что она нам сообщает, непосредственно относится к нам.

У каждого еврея есть определенное задание на земле, имеющее особое отношение именно к его душе. Поэтому ему не надо огорчаться, если он не в состоянии понять, в чем состоит его задание. Наоборот, если он видит, что в каких-то определенных случаях его йецер гора и окружающий мир создает особенно серьезные препятствия, значит тут-то и скрывается его основное дело. Значит, это дело имеет к его душе особое отношение, и именно его он должен исполнять наиболее тщательно, так как в результате все остальные его дела получат наибольший подъем.

Из беседы 16 тамуза 5712 г. (1952 г.)



[1] Бемидбар, 26:55.

[2] Бава батра, 122а; Бемидбар раба, гл. Пинхас.

[3] Урим ветумим — одна из частей одеяния первосвященника, от которой зависела возможность получения прямых указаний от Всевышнего (см. Шмот, 28:30 и комм. Раши там же).

[4] См. Тора ор, гл. Ваешев; Торат хаим, гл. Ваешев.

[5] Ребе Цемах-Цедек, Ах бегораль (неопубл.); Ребе Магараш, Сефер гамаамарим 5626; Ребе Рашаб, Сефер гамаамарим 5646.

[6] Тания, ч. 4, послание 7. См. также Ребе Рашаб, Кунтрес Эц гахаим; введение р. Хаима Виталя к книге Шаар гагакдамот; Ребе Раяц, Сефер гасихот 5700, стр. 22.

[7] См. Кунтрес гаавода, гл. 6.

[8] См. Бава батра, 122а. Что означают эти географические районы и сельскохозяйственные угодья в духовном плане, разъясняется в Сефер гамаамарим 5626, стр. 105.