Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пинхас. Беседа 2

Когда происходит нечто такое, что пробуждает «ревность за Всесильного», то спрашивающий, как ему поступить, достоин порицания. Подобно этому, если, не дай Б-г, возникает опасность для жизни еврея, а тот, кто мог бы помочь, начинает обсуждать, что дозволено сделать, а что нет, он «проливает кровь».

4. Тора говорит, что Пинхас «возревновал за Всесильного»[1]. Известно, что «нет бейт-мидраша, в котором не делали бы открытий»[2]. Это сказано об Устной Торе, тем более это относится к Торе Письменной: всего лишь одна буква в ней может стать источником целого комплекса законов, тем более — целый рассказ. Значит, в рассказе о деянии Пинхаса наверняка содержится какое-то открытие. Так что же нового сообщает нам этот рассказ?

Галаха говорит, что есть ситуации, когда еврей приходит в бейт-дин и спрашивает, как ему поступить, но судьям не следует давать ему никаких указаний[3]. Именно такая ситуация возникает, когда становятся свидетелями поступка, подобного тому, что совершил Зимри. Однако, — продолжает Галаха, — «ревнители поражают его»[4]. То есть если свидетель такого поступка не спрашивает раввинов, но действует, как подсказывает ему его внутреннее ощущение, исходящее из самых глубин его Б-жественной души, он поступает в полном соответствии с Галахой (ибо именно так и предписывает «Шулхан арух», хотя судьи и не дают соответствующего указания) и волей Всевышнего.

Вообще-то всегда, в случае любого затруднения, следует спрашивать бейт-дин. Но когда происходит нечто такое, что пробуждает «ревность за Всесильного», то спрашивающий, как ему поступить, достоин порицания. Подобно этому, если, не дай Б-г, возникает опасность для жизни еврея, а тот, кто мог бы помочь, начинает обсуждать, что дозволено сделать, а что нет, он «проливает кровь»[5]. Ситуация должна взволновать его настолько, что он сам сделает все необходимое, не спрашивая указания у раввина. Точно так же обстоит дело в случае такого нарушения Торы, которое пробуждает «ревность за Всесильного»: ревность затрагивает самые глубины души человека, и он не идет в бейт-дин спрашивать, что ему делать. Ему незачем полагаться на бейт-дин и ничего не предпринимать без его указания: он чувствует, что нельзя терять ни минуты. Более того, настоящие ревнители — это те, кто, даже зная, что бейт-дин запретит им делать это, все-таки «поражают его», и их действия полностью соответствуют воле Всевышнего.

Сказанное требует все же объяснения. Дело в том, что еврей только тогда может нарушить закон Торы, «когда овладеет им дух безумия»[6], потому что, как говорит Алтер Ребе, еврей не хочет и не может быть оторванным от Б-жественного. Лишь из-за «духа безумия», из-за того животного, что есть в нем (его животной души), он способен совершить поступок, который под стать только животному. И, естественно, когда у еврея пробуждается ревность за Б-га — не за собственную честь или «честь отцовского дома», — это чувство столь мощно овладевает им, что он уже не думает, нарушает он закон Торы или нет. Ревность за Б-га переполняет его, и он не ощущает самого себя, его животная душа и тело словно исчезают, остается одна лишь Б-жественная душа, неразрывно связанная со Всевышним[7]. Именно она пробуждает в нем эту ревность, и в такой момент, когда животная душа не создает помехи, поступки еврея направляет одна Б-жественная душа, и он, без сомнения, не может сделать ничего такого, что не соответствовало бы воле Всевышнего. Именно поэтому, как мы видим из Торы, в результате того, что Пинхас убил Зимри, прекратился мор. Убив этого нечестивца, Пинхас спас несколько тысяч сынов Израиля от совершения в высшей степени тяжкого греха поклонения Бааль-Пеору. Об этом грехе сказано в Мидраше[8] то, что не сказано ни об одном другом: что он является вечным обвинителем Израиля, и только усилия Моше-рабейну заставляют его замолчать. Вот от какого греха спас Пинхас евреев! Потому-то он и удостоился «союза мира», дарованного ему Самим Всевышним: «Пинхас — это Элиягу». А Элиягу присутствует при каждом обрезании (заключении союза со Всевышним)[9], и он же возвестит о грядущем полном освобождении.

5. В наше время тоже свирепствует мор. Ребе, мой тесть, сказал, что «Всевышний поджег стены изгнания»[10], и, чтобы заметить это, не нужно никаких объяснений и свидетельств. Это видно воочию. Множество евреев (да смилостивится Всевышний!) и на нашей святой земле, и за ее пределами оказались потерянными для еврейства и идут кривыми дорожками, уводящими их все дальше и дальше. Им грозит, упаси Б-г, превратиться в противников Б-га и Его Торы… В такое время — время пожара, когда еврейские дети могут оказаться, упаси Б-г, потерянными для еврейства, — в такое время нечего идти с вопросами в бейт-дин или искать в книгах ответ на вопрос, дозволяется ли потратить время, которое можно было посвятить изучению Торы, ради спасения еврея. Опасность настолько страшна, что помощь нельзя откладывать даже на минуту! Надо действовать!

В такое время каждый еврей обязан разжечь в своей душе пламя ревности за Всевышнего (а сделать это можно с помощью изучения глубинного содержания Торы), выйти из своих четырех стен, идти к евреям и говорить с ними, выбирая такие слова, которые их не обидят, слушать которые им будет приятно, но которые взволнуют их душу. Не нужно заводить с ними интеллектуальные дискуссии, потому что во время пожара для этого нет времени, и вообще, когда есть опасность для жизни человека, не увлекают его умственными рассуждениями. Нужно говорить с чувством, словами, исходящими из души, такими, которые раздуют искорку любви ко Всевышнему, которая есть в сердце каждого еврея, чтобы она превратилась в «пламя Б-га», рассыпающееся «искрами огненными»[11]! И тогда прекратится мор, и мы удостоимся увидеть, что «Пинхас — это Элиягу», который придет перед «днем великим и грозным», «возвратит сердце отцов к сыновьям и сердце сыновей к отцам их»[12] и возвестит об освобождении, которое принесет наш праведный Машиах — вскорости, в наши дни!

Из беседы 12 тамуза 5713 г. (1953 г.)



[1] Бемидбар, 25:13.

[2] Хагига, За.

[3] См. Эйрувин, 7а; Бейца, 28б.

[4] Сангедрин, 82а.

[5] Иерусалимский Талмуд, Йома, 8:5.

[6] Сота, За.

[7] См. Тания, ч. 1, гл. 24.

[8] Пиркей дераби Элиэзер, гл. 45.

[9] Пиркей дераби Элиэзер, гл. 29.

[10] Эпиграф к книге Гайом йом.

[11] Шир гаширим, 8:6.

[12] Малахи, 3:23,24.