Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава Хукат

Беседа 1

Связь манна с Моше, облаков Славы – с Аароном, и воды – с Мирьям, в служении человека. «И все они вернулись в заслугу Моше».

1. Мудрецы наши говорят в связи с сегодняшней недельной главой, что «облака славы», окружавшие сынов Израиля в пустыне, были даны им ради заслуг Агарона, чудесный колодец, снабжавший их водой, — ради заслуг Мирьям, а ман, служивший им пищей, — ради заслуг Моше. После кончины Агарона и Мирьям «облака славы» и колодец исчезли, но затем вернулись — ради заслуг Моше[1].

Тора — это мудрость, как сказано: «Ибо она — мудрость ваша и разум ваш в глазах всех народов»[2]. Тем не менее, она называется не «Мудростью», а «Торой» — от слова го-раа, «указание»[3]. То есть все, что рассказывается в Торе, должно служить каждому еврею, где бы он ни находился, указанием и руководством к действию в повседневной жизни. Не только заповеди, указывающие, что надлежит делать и что делать запрещено, но и простые рассказы Торы являются указанием к действию. Ведь и заповеди были записаны в ходе повествования: Всевышний говорил о них Моше, а тот пересказывал сынам Израиля. Таким образом, как заповеди, записанные со слов Всевышнего, так и рассказы Торы о различных событиях являются указанием к действию, поскольку они составляют неотъемлемую часть Торы.

Поэтому Рамбам пишет[4] (и то же самое, хотя и намеком, говорит Гмара[5]), что в сущности нет никакой разницы между стихом Торы «…а сестра Лотана — Тимна»[6] и стихом «Слушай, Израиль!»[7]. И это несмотря на то, что последний заключает в себе одну из главнейших заповедей, а первый — не больше, чем простой рассказ. Оба они — часть Торы, и оба содержат определенное указание. Оба стиха выражают мудрость и волю Всевышнего. То же самое верно и в отношении остальных рассказов Торы: все они содержат определенные указания. Так же и приведенный выше стих содержит в себе определенное указание.

2. Все три явления — «облака славы», ман и вода — понятны сами по себе, и все они имеют свою аналогию в Торе.

«Облака славы» защищали сынов Израиля снаружи: заслоняли их от вредоносных ветров, истребляли змей, водящихся в пустыне, выравнивали горы[8], очищали одежду сынов Израиля, как сказано: «Одежда твоя не ветшала на тебе»[9]. Все это относится к защите организма снаружи.

Ман же служил пищей, которая поступает внутрь организма, а те, кто его ели, ощущали любой вкус, какой только хотели[10].

В отличие от пищи, вода не содержит питательных веществ. Поэтому Рамбам объясняет[11] закон, согласно которому в качестве эйрува не используют воду, тем, что для эйрува надо брать какую-либо пищу, а вода не считается пищей. Функция воды в организме заключается в том, чтобы поставлять полученные через пищу питательные вещества всем органам тела.

Аналоги этих трех явлений, как сказано, есть в Торе. Определенный ее аспект связан с внутренней сферой, другой — с защитой снаружи, а благодаря еще одному Тора доносит первые два аспекта до любого еврея.

3. Мы уже говорили, что Тора учит еврея, как он должен вести себя в жизни. «Ман» Торы — это те ее указания, которые человек обязан воспринять в самую глубину души, то есть хорошо понять и запомнить, чтобы знать, каким должно быть его поведение, поведение его домочадцев и детей.

В этом аспекте («ман» Торы) между различными евреями есть множество различий, поскольку он связан с внутренней сферой, а в этом плане один еврей не похож на другого. Аналогично этому и ман (даже в самом простом аспекте — как «хлеб с небес») у разных евреев был разным: для праведников он спускался полностью пригодным к употреблению, а нечестивцы должны были его готовить — молоть, варить, печь и т. п.[12].

В отношении «облаков славы» и воды из колодца Мирьям для разных евреев не было никаких отличий: различия касались только мана — именно потому, что он был связан с внутренней сферой.

Точно так же дело обстоит и с изучением Торы. Есть евреи, которые (если у них нет другой возможности) исполняют заповедь об изучении Торы, лишь прочитав «Шма»[13], а есть такие, для которых обязанность изучать Тору распространяется на весь день[14].

То же правило относится и к гидурам[15]. Есть такие ги-дуры, исполнять которые обязаны только люди, достигшие определенного уровня. Если же их будет исполнять тот, кто еще не поднялся на соответствующую ступень, это будет с его стороны просто зазнайством. Обычный человек не должен исполнять такие гидуры, но если их не исполняет тот, кто обязан это делать, он оскверняет имя Всевышнего[16]!

4. Наш мир — это «пустыня великая и страшная», в которой «нет воды», но есть «змеи ядовитые и скорпионы»[17]. Наш мир называется «миром клипы и скверны»[18]. И вот когда еврей должен выйти в такую пустыню, его защищает та сила его души, которая делает его способным на самопожертвование во имя своего еврейства. Этой силой обладают все евреи без исключения, на ее источник указывает само имя Исраэль, являющееся аббревиатурой слов йеш шишим рибо отийот леТора — «есть шестьсот тысяч букв в Торе»[19]. Как свиток Торы, в котором отсутствует хотя бы одна буква, непригоден к использованию и теряет свою святость[20], так все евреи без исключения необходимы для целостности еврейского народа. И поэтому каждый из них обладает силой пойти на самопожертвование ради освящения имени Всевышнего.

Вот это и есть аналогия «облаков славы». В пустыне «облака славы» окружали всех евреев с того момента, как они перешли через расступившееся перед ними море Суф, и до самого их вступления в Страну Израиля, — окружали всех без исключения, включая тех, кто нес «идол Михи». Так же и в Торе есть нечто, что относится ко всем евреям без исключения: шестьсот тысяч букв Торы включают в себя всех евреев, от самого великого среди великих до самого малого среди малых, и дают им силы пройти «пустыню великую и страшную», не обращать внимания на «змей ядовитых и скорпионов» и быть постоянно готовыми к самопожертвованию.

Ребе, мой тесть, рассказывал[21], что когда немцы начинали в очередной раз бомбить Варшаву, люди, оказавшиеся в это время на улице, разбегались во все стороны, ища укрытия.

Однажды случилось, что во время бомбежки Ребе оказался в окружении разных евреев: среднего положения в Торе, совсем простых и даже таких, которые считали, что не имеют никакого отношения к еврейству. Однако когда неподалеку разорвалась бомба, все без исключения в один голос воскликнули: «Шма, Исраэль!».

К высшему уровню души, который называется йехида, к самой сути души добраться трудно. Но если это все-таки происходит — как в описанном выше случае или в другой, более приятной ситуации, — самый легкомысленный еврей кричит «Шма, Исраэль!» с той же силой, что и глава народа Израиля.

Можно допустить, что они кричали «Шма, Исраэль!» потому, что в тот момент оказались рядом с Ребе, обладавшим «всеобщей душой», включавшей в себя и их души, и этот факт пробудил йехиду в их душе. Пусть так, но кричали-то они «Шма, Исраэль!» все-таки потому, что пробудилась их собственная йехида!

5. Чтобы у каждого еврея были ман и «облака славы» Торы, необходима вода Торы. Вода обладает свойством спускаться с более высокого места в более низкое. Так и Тора спустилась в этот мир и облачилась в материальные явления[22], благодаря чему любой еврей в состоянии получить ее ман и ее «облака славы». Даже если он произносит слова Письменной Торы, не понимая их значения, или учит Устную Тору, не понимая даже ее простого смысла, он все равно получает духовную пищу и защиту.

Вода доставляет полученные через пищу питательные вещества всем частям организма. И точно так же действует вода Торы. Благодаря тому, что Тора облачилась в материальные явления этого мира, ее ман и ее «облака славы» стали доступны каждому еврею и каждой еврейке[23], обеспечивая им все необходимое во всех их делах.

6. В свете сказанного становится понятным, почему ман имел отношение именно к Моше-рабейну, «облака славы» — к Агарону, а колодец — к Мирьям.

Моше был «пастырем Израиля». Мидраш рассказывает[24], как Моше в бытность свою пастухом у Итро пас скот: молодым овечкам он давал нежную траву, а взрослым овцам — грубую, и Всевышний сказал ему: «Раз ты хорошо пасешь скот, ты сможешь хорошо „пасти» Мой народ, Израиль». Возглавив еврейский народ, Моше каждому давал именно то, что тому соответствовало. Еда, как было сказано, относится ко внутренней сфере и должна соответствовать особенностям того, кто ею питается. То же самое относится и к пище для души. Поэтому ман, который служил пищей и не был одинаков для всех, но соответствовал каждому в зависимости от его духовного уровня, был дан ради заслуг именно Моше.

Отличительным качеством Агарона была его любовь ко всем «творениям» — даже к таким людям, все достоинство которых состояло в том, что они — творения Всевышнего[25]. Потому-то, когда он скончался, «оплакивал Агарона тридцать дней весь Дом Израиля»[26] — ни о ком больше так не сказано. Любовь, которую он испытывал ко всем людям, вызывала у них страстное желание исполнять заповеди[27]. Поскольку Всевышний проявляет Свое отношение к людям по принципу «мера за меру»[28], «облака славы» были даны Израилю именно ради заслуг Агарона: поскольку он любил всех, не делая различий, своим служением он притянул «облака славы», которые окружали всех евреев в равной степени.

В Египте Мирьям посвятила себя маленьким детям[29]: она ухаживала за ними, кормила их и растила. А почему она была назвала Мирьям (от слова мар, «горький»)? Потому что ее жизнь совпала с самым горьким, самым тяжелым временем египетского изгнания[30]. Именно она предсказала, что скоро родится избавитель Израиля[31], чем лишила силы не только жестокий указ фараона («Если сын -умертвите его»[32]), но и жестокий пример, который ее отец, Амрам, подал сынам Израиля, разведясь со своей женой[33], — хотя у него и была веская причина так поступить. Мирьям пошла на самопожертвование, воспитывая детей так, чтобы при переходе через расступившееся море они первыми воскликнули: «Это мой Б-г, и я прославлю Его!»[34]. Это было то самое поколение, которому предстояло получить Тору. Ради заслуг Мирьям сыны Израиля получили в пустыне чудесный колодец: как вода растекается во все стороны и стремится вниз, достигая даже самого отдаленного уголка стана Израиля, так и «вода» Торы — это та сила, благодаря которой Тора распространяется повсюду и достигает даже таких евреев, которые находятся на очень низкой духовной ступени и очень далеки от еврейства.

7. Когда Агарон и Мирьям ушли из этого мира, вместе с ними исчезли «облака славы» и колодец. Однако позже они вернулись ради заслуг Моше. Это неопровержимо свидетельствует о том, что Моше-рабейну начал тогда новое служение Всевышнему. Хотя его собственная задача состояла в том, чтобы быть «пастырем Израиля» (и снабжать маном сынов Израиля), новый образ его служения Всевышнему вернул еврейскому народу и «облака славы», и колодец воды.

Истинный «верный пастырь» не ограничивается только тем видом служения, которое имеет отношение к нему изначально. Если в какой-то момент возникает нужда в чем-то ином, он отрешается от своих интересов и идет на самопожертвование ради евреев.

Когда нужно приблизить к Б-жественному еврея — даже самого ничтожного, — истинный «пастырь Израиля» забывает о своих собственных делах и учит с этим евреем алеф-бейт — алеф-бейт Торы и заповедей или алеф-бейт в простом, буквальном смысле. Он поступает так, несмотря на то, что он — священнослужитель[35], коген. А что делать когену на кладбище, то есть среди тех, о ком сказано: «Нечестивцы при жизни своей зовутся мертвыми»[36]?! Ведь он — «старец», закен[37], которому не пристало возвращать потерю[38]! Это не соответствует его достоинству и вообще не его дело: его дело обучать вождей народа Израиля, как руководить народом, а не общаться с недостойными людьми! Тем не менее, когда уходят из мира Агарон и Мирьям и нет никого, кто бы сделал то, что нужно, глава народа Израиля берется за работу, которая, казалось бы, совершенно не соответствует его положению.

8. Сказано в «Тании»[39], что в душе каждого еврея есть искорка Моше-рабейну. Значит, поведение главы народа Израиля — это указание каждому. У каждого своя задача, но когда нет «колодца ради заслуг Мирьям» и «„облаков славы» ради заслуг Агарона» и грозит опасность от «змей ядовитых и скорпионов», каждый должен стараться возвратить «колодец» и «облака», не раздумывая, его это дело или нет. И этой работой он должен заниматься, несмотря на то, что ему самому нечего опасаться «змей ядовитых и скорпионов», потому что на нем виден Б-жественный образ и поэтому ни у кого нет над ним власти (как говорит Талмуд: «Дикий зверь только тогда получает власть над человеком, когда тот кажется ему животным»[40]). Несмотря на все это, коль скоро другой еврей находится сейчас в опасности и возможно, что нет Агарона с Мирьям, которые позаботились бы о том, чтобы эту опасность отвести, а положение безусловно относится к категории пикуах нефеш, когда разрешается нарушать субботу и другие предписания Торы (даже если есть всего лишь подозрение, что может возникнуть пикуах нефеш, и даже ради спасения лишь на краткий миг[41]), именно он обязан заняться тем, чтобы были и «ман», и «облака», и «колодец».

И когда он отрешится от своих интересов и не будет размышлять, его ли это дело и достойно ли оно его, а будет приближать Израиль к его Отцу в небесах, Всевышний приблизит к Себе и его, и членов его семьи и даст им все, что им требуется. Но прежде всего он обязан исполнять заповедь: «Создайте Мне святилище…»[42], которая является долгом всего общества[43] — и мужчин, и женщин[44]. И тогда исполнится обещание: «…и Я буду обитать среди них»[45] — в душе каждого еврея и каждой еврейки без исключения!

Из беседы 12 тамуза 5713 г. (1953 г.)

[1] См. Таанит, 9а.

[2] Дварим, 4:6.

[3] См. Зогар, ч. 3, стр. 52б; Магараль, Гур арье, гл. Брейшит.

[4] В своем Комментарии к Мишне, Сангедрин, 10:8.

[5] Сангедрин, 99б.

[6] Брейшит, 36:22.

[7] Дварим, 6:4.

[8] См. Мехильта, Бешалах — Птихта; Бемидбар раба, 1:2; Танхума, Бешалах, 3.

[9] Дварим, 8:4 и комм. Раши там же.

[10] См. Йома, 75а.

[11] В своем Комментарии к Мишне, Эйрувин, 3:1.

[12] См. Йома, 75а.

[13] См. Мнахот, 99б; Шулхан арух гарав, Законы изучения Торы, 3:4.

[14] См. Тора ор, 98в.

[15] Гидур (досл. «украшение», здесь — «украшение заповедей») — исполнение заповедей более строго и более тщательно, чем требуется по букве закона. См. Ликутей Тора, Бемидбар, 84г; Ребе Рашаб, Кунтрес гаавода, гл. 7.

[16] См. Йома, 86а; Рамбам, Законы об основах Торы, 5:11.

[17] Дварим, 8:15.

[18] См. Тания, ч. 1, гл. 6.

[19] См. Мегале амукот, офан 186. Автор этой книги — р. Натан-Нота Шапиро (1585-1633), краковский талмудист, философ, астроном и грамматик, известный как один из величайших кабалистов своего времени. Хотя сынов Израиля насчитывалось больше шестисот тысяч, известно, что таково число основных душ Израиля, каждая из которых в свою очередь разделяется на шестьсот тысяч «искр», каждая из которых тоже представляет собой душу, как сказано в книге Тания, ч. 1, гл. 37.

[20] См. Зогар, ч. 3, стр. 71а; Тикуней Зогар, тикун 25.

[21] См. Сефер гасихот кайиц 5700, стр. 12.

[22] См. Тания, ч. 1, гл. 4.

[23] См. Шулхан арух гарав, Законы изучения Торы, 1:14.

[24] См. Мидраш Тегилим (изд. Бубера), гл. 78, прим. 152.

[25] См. выше гл. Бегаалотха.

[26] Бемидбар, 20:29.

[27] См. Авот дераби Натан, 12:1,3.

[28] Мишна, Сота, 1:7.

[29] См. Сота, 116.

[30] См. Ялкут Шимони, ремез 162.

[31] См. Сота, 11б,12б; Мегила, 14а.

[32] Шмот, 1:16.

[33] Мирьям сказала ему: «Ты более жесток, чем фараон: тот обрек на смерть только мальчиков, ты же против рождения и мальчиков, и девочек» (см. комм. Раши к Шмот, 2:1).

[34] Шмот, 15:2. См. Сота, 11б.

[35] См. выше гл. Бегаалотха, п, 4.

[36] Брахот, 18б.

[37] 37. Это слово наши мудрецы истолковывают как аббревиатуру слов зэ кана хохма («тот, кто обрел мудрость»). См. Кидушин, 32б.

[38] Согласно Галахе если возвращение потери связано с затруднениями, выдающийся знаток Торы освобождается от этой обязанности. Здесь слово «потеря» надо понимать в переносном, духовном смысле: как потерю еврейства данным евреем или потерю его самого для еврейства.

[39] Ч. 1, гл. 42.

[40] Сангедрин, 38б. См. также Шабат, 158б; Тания, ч. 1, гл. 24.

[41] Шабат, 132а; Йома, 846; Рамбам, Мишнэ Тора, Законы субботы, 2:1.

[42] Шмот, 25:8.

[43] Сефер гахинух, предписание 95.

[44] Рамбам, Мишнэ Тора, Законы о Храме, 1:12.

[45] Шмот, 25:8.