Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Балак. Беседа 2

«Ибо с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его». Праотцы и праматери. Устранение претензии Лавана «дочери – мои дочери…», в служении человека.

4. В пророчестве Бильама есть такие слова: «Ибо с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его»[1]. Под «скалами» тут подразумеваются праотцы, а под «холмами» — прама- тери еврейского народа[2].

Выше мы уже говорили, что Бильам происходил от Лавана. Бильам называется в Торе «сыном Беора»[3], и есть два мнения о том, что означает слово «сын»: сын в буквальном смысле или внук. Но в любом случае Бильам — потомок Беора, а «Беор — это Лаван»[4]. Чтобы лишить силы заявление Лавана, что, мол, «дочери — мои дочери, и дети — мои дети», было нужно, чтобы кто-нибудь из его потомков сам признал противоположное. Это и сделал Бильам, сказав: «Ибо с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его», — еврейский народ происходит от своих праотцев и праматерей, а вовсе не от Лавана.

Понятно, что если утверждение Лавана необходимо было опровергнуть, значит оно имело под собой какую-то основу. В противном случае оно не было бы записано в Торе и не было бы необходимости, чтобы Бильам, один из потомков Лавана, сказал бы нечто противоположное и тем самым лишил силы его слова.

5. Так в чем же состоит смысл утверждения Лавана, что «дочери — мои дочери, и дети — мои дети»?

Если душа спустилась в тело, значит ей предстоит выполнить определенную задачу в этом материальном мире.

Хотя на самом деле цель спуска души на землю — выбор искр святости из материи, все же сказано[5], что тот, кто борется с грязным, сам загрязняется, и «на малое мгновение оставил Я тебя»[6]. Иными словами, несмотря на то, что позже душа выйдет из этого положения, все-таки «на малое мгновение» это для нее огромное падение, потому что в течение этого «мгновения» человек имеет дело с грубой материей и оторван от Б-жественного.

Конечно, лишь «дух безумия» может заставить человека думать, что он может быть оторван от Б-жественного даже «на малое мгновение». Если бы не «дух безумия», то простой здравый смысл (не говоря уж о разуме Б-жест-венной души) подсказал бы человеку, что нет ни малейшей возможности оторваться от Б-жественного даже «на малое мгновение»! Ведь такое мгновение было бы «потерей, которая не возвращается», а в «Тании» подробно разъясняется[7], что это «мгновение» — выше времени.

Более того, как сказано там же в «Тании», настоящее оказывает влияние на будущее. Если человек позволяет себе сейчас оторваться от Б-жественного, рассчитывая позже выйти из этого положения, он как бы заявляет: «Согрешу и раскаюсь». А о таком человеке сказано: «Не дают ему возможности раскаяться»[8]. И чтобы совершить тшу-ву, ему придется приложить огромные усилия.

А в чем суть утверждения Лавана, что, мол, «дочери -мои дочери, и дети — мои дети»? Лаван говорит вот что: если уж ты вынужден обратиться к материальному миру и иметь с ним дело, то по крайней мере в этот самый момент (а на самом деле, как мы говорили выше, это касается и будущего) ты отрываешься от Б-жественного.

Так утверждает Лаван, но на самом деле все обстоит совсем иначе. Если еврей работает с явлениями материального мира ради осуществления заложенного в них Б-жественного намерения (чтобы у Всевышнего была «обитель в низшем из миров»), то даже в это самое время для него это не падение, а подъем. И даже на Бильама, происходящего от Лавана, это воздействует так, что, хотя его глаз не видит в этом мире[9], все-таки «с вершины скал» и «с холмов» он видит.

6. Вот что сказанное выше означает в служении Всевышнему.

Есть люди, утверждающие, что поскольку душа еврея сошла в материальное тело, то согласно Торе он обязан заниматься материальными интересами, а обеспечить семью пропитанием — это тоже заповедь и прямой его долг[10]. Поэтому естественно, что надо готовить себя к занятию бизнесом, посвящая этому свое время. Более того, приводят даже аргумент из учения хасидизма. Сказано: «И благословит тебя Б-г, Всесильный твой, во всем, что будешь делать»[11]. Основываясь на этих словах, заявляют следующее: того, что ты получаешь через высшие духовные каналы, недостаточно, необходимо также конкретное действие здесь, в материальном мире[12]. Так что хоть ты и работаешь ради того, чтобы иметь возможность служить Всевышнему, а именно чтобы благодаря увеличению заработков освободилось больше времени для изучения Торы и исполнения заповедей, — в то время, когда ты занят материальными делами, ты имеешь право вести себя как нееврей.

Такие речи подобны утверждению Лавана: «Дочери -мои дочери, и дети — мои дети». То есть все материальное, что есть у евреев, принадлежит мне, Лавану.

Истина, однако, состоит в том, что «с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его». Когда строят новый дом, обязаны соорудить на его крыше ограду, маакэ, — выходя из «четырех локтей» Торы и молитвы в мир, чтобы работать в нем, надо окружить себя маакэ. Тогда и во время занятий материальными делами продолжают ощущать Б-жест-венное намерение, заложенное в материальности этого мира. Видят «вершины скал» и «холмы» — праотцев и праматерей, которые достигли категории Меркава — абсолютного подчинения Б-жественной воле, уподобляются им в момент исполнения заповедей и во всем, что делают, осуществляют заповедь: «На всех твоих путях познавай Его»[13].

Точно так же и при изучении Торы надо окружить себя маакэ. Изучая Тору при помощи своего человеческого разума, необходимо непрестанно ощущать ее Б-жествен-ность, в чем и состоит самая суть еврейства.

Подводя итог, мы должны помнить: что бы еврей ни делал, чем бы ни занимался — своими повседневными делами или изучением Торы при помощи своего человеческого разума, — во всем он должен чувствовать Б-жественное намерение. Тогда даже во время занятий материальными делами это будет для него не падением, но, наоборот, подъемом, так как в это самое время он будет осуществлять Б-жественное намерение, ради которого сотворен мир.

Из беседы в субботу главы Балак 5716 г. (1956 г.)



[1] Бемидбар, 23:9.

[2] Бемидбар раба, 20:19.

[3] Бемидбар, 22:5.

[4] Сангедрин, 105а.

[5] Тания, ч. 1, гл. 28, см. также гл. 8.

[6] Йешаягу, 54:7.

[7] Ч. 1, гл. 25.

[8] Йома, 85б.

[9] См. Нида, 31а.

[10] См. Ктубот, 49-50; Шулхан арух, Эвен гаэзер, 71:1.

[11] Дварим, 15:18.

[12] См. Кунтрес Умааян, маамар 19 и далее.

[13] Мишлей, 3:6.