Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бемидбар. Беседа 4

Почему Дарованию Торы должна предшествовать агават Исраэль. Баал-Шем-Тов учил проявлять агават Исраэлъ даже по отношению к самым простым евреям. Однажды, — рассказывал раби Элимелех, — Магид позвал меня и сказал: «Слышишь, Мелех, что говорят в небесной йешиве: агават Исраэлъ состоит в том, чтобы любить величайшего нечестивца точно так, как величайшего праведника». Алтер Ребе говорит, что агават Исраэль должна быть обращена ко всем евреям без исключения, от мала до велика, и что она должна быть буквально как любовь между родными братьями.

14. Почему принятию Торы должна предшествовать агават Исраэль, мы поймем, если рассмотрим сначала вопрос, почему для дарования Торы требовалось присутствие шестисот тысяч сынов Израиля, ничем не отличавшихся друг от друга и совершенно равных между собою.

Дело в том, что один еврей отличается от другого лишь в частных силах души, с точки зрения сущности их душ все евреи равны. При даровании Торы Всевышний связал (если можно так выразиться) Свою Сущность, которая выражается лишь местоимением Анохи («Я»), с сущностью душ евреев, а с точки зрения Б-жественной Сущности все еврейские души «словно близнецы, и один Отец во всех них»[1]. Следовательно, все шестьсот тысяч сынов Израиля были равны между собой, и потому подготовкой к принятию Торы является именно агават Исраэль: она выявляет суть еврейской души (как далее будет объяснено).

15. Ребе, мой тесть, пересказывал, как Баал-Шем-Тов учил проявлять агават Исраэлъ даже по отношению к самым простым евреям:

— «Что написано в тфилин, которые возлагает Владыка Вселенной? „И кто, как народ Твой, Израиль, народ Единого на земле!»[2]»[3]. Евреи — тфилин Всевышнего. Есть тфилин, который возлагают на руку, и есть тфилин, который возлагают на голову, но оба они — заповедь Торы, и, возлагая их, надо произносить благословение (одно или два благословения — об этом есть разные мнения). Причем порядок возложения таков: сначала тфилин, который возлагают на руку, а затем тфилин, который возлагают на голову. Точно в таком же порядке возлагает тфилин Владыка Вселенной: сначала тфилин, который возлагают на руку, — это простые евреи, исполняющие заповеди, а затем тфилин, который возлагают на голову, — это ученые евреи, знатоки Торы.

Это учение у очень многих евреев вызвало прилив агават Исраэлъ к простым евреям, так как стало ясно, что простые евреи, исполняющие заповеди, стоят даже выше, чем познавшие Тору.

В учении хасидизма многократно разъясняется, что в простых людях раскрывается простота Б-жественной Сущности.

16. Цадик раби Зуся рассказывал Алтер Ребе то, что слышал от своего брата, раби Элимелеха[4]. У Межиричского Магида было установлено, что ученики посменно обслуживали его. Однажды, — рассказывал раби Элимелех, — Магид позвал меня и сказал: «Слышишь, Мелех, что говорят в небесной йешиве: агават Исраэлъ состоит в том, чтобы любить величайшего нечестивца точно так, как величайшего праведника»[5].

Эти слова Магида представляют собой еще один шаг по сравнению с учением Баал-Шем-Това. Баал-Шем-Тов говорил только о простых евреях, исполняющих заповеди, а Магид призывает проявлять агават Исраэль даже по отношению к величайшим негодяям. Более того, он хотел, чтобы любовь к величайшему негодяю была точно такой же, как к величайшему праведнику!

17. Алтер Ребе говорит, что агават Исраэль должна быть обращена ко всем евреям без исключения, от мала до велика, и что она должна быть буквально как любовь между родными братьями — любовью истинной. Это и имеет в виду Тора, говоря: «Люби ближнего своего, как самого себя». «Как самого себя» в буквальном смысле, как любят самого себя — любовью истинной, незнакомой с расчетами, благодаря чему «все преступления покроет любовь»[6]. Это значит, что даже когда человек признается перед самим собой в преступлениях (а при всей любви к самому себе невозможно обмануть себя, уговорив, что это вовсе не преступления), все равно «покроет любовь». Происходит это потому, что любовь проникает в такую глубину души, которую преступления не затрагивают. Вот такой должна быть любовь «к ближнему своему».

Чтобы вызвать в себе такую любовь, требуется гит-боненут[7], а с помощью гитбоненут приходят к такой истинной любви, которая выше разума.

Возникает, однако, вопрос: как может быть любовь к другому еврею совершенно такой же, как к самому себе? Ведь как бы то ни было, другой это не я!

На этот вопрос есть два ответа.

Во-первых, любовь к другому еврею, любовь к Торе и любовь ко Всевышнему — это одно и то же. Ведь любовь ко Всевышнему у евреев — любовь истинная, так как «сыны вы Б-гу, Всесильному вашему»[8], а сын с отцом составляют единую сущность. Поэтому естественно, что и агават Исраэлъ, порождаемая любовью ко Всевышнему («любить то, что любит любимый»[9]), — любовь истинная[10].

Во-вторых, если смотреть еще глубже, то все евреи составляют одно целое, одну сущность, которая просто по-разному проявляется у каждого из них. Поэтому агават Исраэлъ — это не любовь к кому-то другому, а любовь к самому себе.

18. Можно высказать предположение, что Алтер Ребе в своем истолковании понятия агават Исраэлъ пошел еще дальше, чем Магид. Требование любить величайшего нечестивца точно так же, как величайшего праведника, все еще остается порождением здравого смысла и потому имеет определенные границы. Доказательством служит тот факт, что при этом обращают внимание на различия между ступенями, на которых находятся эти евреи, и говорят, что негодяя необходимо любить точно так же, как величайшего праведника. Любовь же «как самого себя» ничем не ограничена — ведь любят самого себя, свою сущность!

19. В свете сказанного становится понятна связь агават Исраэлъ с дарованием Торы. Ведь Израиль смог «расположиться там станом» — весь, как один человек, — именно благодаря агават Исраэлъ, благодаря тому, что между сынами Израиля не было раздоров. Именно мир и единство вызывают раскрытие сущности еврейской души (а, как сказано, все евреи составляют единую сущность), и когда есть мир и единство, возможно воспринять (если можно так выразиться) саму Сущность Всевышнего, Который даровал евреям Тору.

Из беседы в праздник Шавуот 5713 г. (1953 г.)



[1] Тания, ч. 1, гл. 32.

[2] Шмуэль II, 7:23.

[3] Брахот, 6а.

[4] Ребе Раяц, Сефер гасихот кайиц 5700, стр. 116.

[5] Ср. со сказанным в книге р. Моше Кордоверо Томер Двора, гл. 2.

[6] Мишлей, 10:12.

[7] Гитбоненут — глубокое размышление о величии Творца, цель которого — пробудить в сердце боязнь пред Ним и любовь к Нему.

[8] Дварим, 14:1.

[9] См. Гайом йом, 28 нисана.

[10] Тегилим Огель Йосеф-Ицхак, Ковец михтавим, стр. 192.