Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бемидбар. Беседа 3

Подготовка к дарованию Торы — это мир и единство. Мир и единство, которые являются подготовкой к дарованию Торы, должны основываться на Торе и заповедях. Мир и единство — подготовка к принятию Торы, ибо «Тора дана, чтобы создать мир в мире».

13. В эту субботу благословляют наступающий месяц, являющийся «временем дарования Торы нашей»[1]. Естественно, что в этот день начинают готовиться к дарованию Торы и к принятию Торы. Подготовка к дарованию Торы — это мир и единство. Они являются также условием, необходимым для принятия Торы. Раши цитирует приведенное в Мехильте толкование мудрецами нашими слов Торы «расположился там станом Израиль»: «как один человек, с единым сердцем». А в Ялкут Шимони сказано: «Хотел Всевышний дать Тору сынам Израиля сразу после их исхода из Египта, но не было согласия между ними… А когда пришли они к горе Синай, воцарились между ними мир и согласие… Сказал Всевышний: „Вся суть Торы — это мир. Кому же Я дам ее? Народу, который любит мир»»[2].

Мир и единство, которые являются подготовкой к дарованию Торы, должны основываться на Торе и заповедях, как сказано: «Расположился там станом Израиль напротив горы»[3]. Слово «расположился» стоит в единственном числе, весь народ был как один человек, царило полное единство. Единство во имя чего? «Напротив горы»[4] — во имя Торы и заповедей[5].

Правда, сохраняя мир, люди могут делать все, что хотят, в том числе и нежелательное. Сказано: «Сплав идолов — Эфраим; оставь его в покое!»[6]. А мудрецы наши, поясняя эти слова, говорят[7], что ради единства, которое царило в Израильском царстве («Эфраим»), Всевышний проявлял к нему долготерпение, несмотря на широко распространенное там идолопоклонство. О строителях Вавилонской башни сказано в Торе, что из-за того, что у них был «один язык и одни и те же слова»[8], «нет для них ничего невозможного — что бы они ни вздумали делать»[9]. У такого мира нет прочных основ, и при помощи такого мира невозможно «заставить» Всевышнего (если позволительно так выразиться) послать изобилие благ. Тем более если цель -это дарование Торы, что означает (если можно так выразиться) «получение Всевышнего» в самую глубь, сущность еврейской души[10], как Он Сам сказал: «Я Сам Себя записал, передал»[11]. Это «получение Всевышнего» возможно только потому, что души Израиля коренятся в Б-жествен-ной Сущности. Единство должно основываться на Торе и заповедях. Следовательно, нужно, чтобы агават Исраэль особенно сильно проявлялась в стремлении приблизить других евреев к Торе.

А теперь главное: что следует делать?

«Время дарования Торы нашей» — это праздник Шавуот, который мы отмечаем раз в году. Но и каждое утро Всевышний дает нам Тору, поэтому в утренних благословениях мы говорим «…дающий Тору» — в настоящем времени. Те часы, что остались до утра праздника Шавуот («времени дарования Торы нашей» и в масштабах года, и в масштабах одного дня), надо максимально использовать. Особенно — когда евреи собираются вместе, то есть в субботу.

Следует объяснить каждому еврею и каждой еврейке, на которых возможно оказать влияние, что именно в это время они обязаны приложить все усилия ради проявления агават Исраэлъ — в дополнение к ежедневной обязанности. Хорошо известно постановление Алтер Ребе, записанное в его сидуре и относящееся к каждому еврею: «Следует сказать перед молитвой: Вот, я принимаю на себя предписание Торы: „И люби ближнего своего, как самого себя»»[12].

Необходимо разъяснить им, каким образом агават Исраэлъ служит подготовкой к дарованию Торы и ее принятию, а также объяснить выражение Алтер Ребе: «„Люби ближнего своего, как самого себя» — это форма, через которую выражается повеление: „Люби Бога, Всесильного твоего»[13]. Получается, что любовь к Б-гу, любовь к Торе и любовь к евреям — это одно и то же».

Нужно также сделать широко известным высказывание Межиричского Магида: «Слова „Знай то, что Наверху от тебя»[14] означают: „Знай, что то, что Наверху, — от тебя». Знай, что все, что происходит Наверху, зависит от тебя»[15]. Зависит от каждого еврея. И так говорят мудрецы наши: «Человек должен знать, что мир пребывает в состоянии равновесия, и одним своим действием он может склонить чашу весов в сторону добра»[16]. А применительно к нашей теме это означает, что одним действием можно привести к дарованию Торы. В особенности — действием, приносящим мир и выражающим агават Исраэлъ, которая по Баал-Шем-Тову является одной из основ учения хасидизма[17]: посредством этого действия еврей восстанавливает единство с другим евреем, преодолевая ограниченность своей собственной личности.

Мир и единство — подготовка к принятию Торы, ибо «Тора дана, чтобы создать мир в мире»[18] — в «большом мире», макрокосмосе, и в «малом мире», микрокосмосе, то есть в человеке, создать мир между творением и Творцом[19].

Все сказанное мною каждый без исключения должен предавать самой широкой огласке. В особенности моя просьба касается тех, кто выступает в эти дни перед еврейскими массами. И тогда можно быть уверенным, что вместе со всем Израилем мы удостоимся (как благословлял Ребе, тесть мой) принятия Торы в радости и в самую глубину души!

Из беседы в последнюю субботу перед новомесячьем сивана 5713 г. (1953 г.)



[1] Слова из молитвы в праздник Шавуот.

[2] Ялкут Шимони, ремез 203.

[3] Шмот, 19:2.

[4] См. комм. Рашбама: «Напротив той горы, которая была упомянута выше: „Будете служить Всесильному на этой самой горе» [Шмот, 3:12]».

[5] См. Шмот раба, 2:4.

[6] Гошеа, 4:17.

[7] Брейшит раба, 38. См. также Зогар, гл. Hoax.

[8] Брейшит, 11:1.

[9] Брейшит, 11:6.

[10] См. Тания, ч. 1, гл. 32; Тора ор, гл. Hoax; Ликутей Тора, ма-амары к трем парашийот.

[11] Шабат, 105а. См. также Тания, ч. 1, гл. 47.

[12] Ваикра, 19:18.

[13] Дварим, 6:5.

[14] Авот, 2:1.

[15] Ор Тора леагадот хазаль, п. 480.

[16] Кидушин, 406. См. также Рамбам, Мишнэ Тора, Законы о раскаянии, 3:4.

[17] См. Ребе Раяц, беседа 18 элуля 5701 и беседа 2 адара 5705.

[18] Рамбам, Законы Хануки, 4:14. См. также Сифрей, Насо, 6:26.

[19] См. Сангедрин, 996; Ликутей Тора, гл. Матот.