Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бегаалотха. Беседа 1

В гафтаре: «Видел я — и вот Менора, вся из золота». Евреи — это «Менора, вся из золота». Агават Исраэль. Путь Аарона и глав Израиля в общем.

1. В гафтаре сегодняшней недельной главы Торы сказано: «Видел я — и вот Менора, вся из золота»[1]. Известно, что здесь имеется в виду Кнесет Исраэль[2]: все евреи — это «Менора, вся из золота».

У Меноры было семь светильников. Точно так же у евреев есть семь путей служения Всевышнему: есть такие, чей путь — это линия Хеседа, есть такие, чей путь — это линия Гвуры, и т. д.[3]. Объединяет их то, что все они — светильники, все они служат тому, чтобы в Храме было светло и, более того, — чтобы исходящий из Храма свет освещал весь мир. Именно поэтому в Храме были особые окна: узкие изнутри и широкие снаружи[4]. Обычно окна в домах делают узкими снаружи и расширяющимися внутрь — чтобы в них проникал дневной свет и освещал дом. В Храме же было наоборот: исходивший из его окон свет освещал весь мир — для этого, собственно, Храм и был предназначен.

А что было источником этого света? Светильники Меноры, то есть души Израиля.

Нет двух одинаковых людей, каждый еврей должен служить Всевышнему в соответствии со своими способностями, как сказано: «Я сотворен только для того, чтобы служить моему Творцу»[5]. Объединяет всех евреев одно: все они светильники, все они — источники свеча. Различия между ними касаются лишь подхода к служению. Одни исполняют свое служение по линии Хеседа, в соответствии со своими чувствами и способностями, другие — по линии Гвуры и т. д. Но цель их работы одна — распространять свет в мире.

Хотя конечная цель у всех одна, тем не менее, имеет большое значение, исполняется ли служение по линии Гвуры или по линии Хеседа, когда сразу видят конечную цель и идут к ней открыто, по пути любви к ближнему. Это путь Агарона-первосвященника, который и зажигал Менору. Агарон «любил людей (брийот, творения [Всевышнего]) и приближал их к Торе»[6] — даже таких евреев, чье единственное достоинство заключалось в том, что они — творения Всевышнего (как объясняет Алтер Ребе[7]). Даже в таких вот людях Агарон-первосвященник пробуждал любовь к Торе! Это было не только его целью, но и путем достижения этой цели. Его путь был путем любви к этим «творениям», и тем самым он приближал их к Торе — делал из них «евреев Торы».

И точно таким же был путь наших Рабеим, включая Ребе, моего тестя: его работа тоже состояла в зажигании светильников.

У каждого еврея есть свой светильник: «Б-жий светильник — душа человеческая»[8]. Но есть такие евреи, которые ждут, чтобы кто-нибудь зажег их светильник. Вот в этом и состоит работа глав народа Израиля: зажигать «Б-жий светильник — душу человеческую». А каким образом? Тем, которым это делали главы Хабада вообще и Ребе, мой тесть, в частности: открытым, явным проявлением любви к каждому еврею. Не только целью был свет, но и путь к этой цели тоже был светом. Проявляя душевную близость, вызывая добрые чувства, он зажигал «Б-жий светильник -душу человеческую» любого еврея, каким бы он ни был.

Из беседы 10 швата 5716 г. (1956 г.)



[1] Зхарья, 4:2.

[2] Духовный прообраз народа Израиля, совокупность всех еврейских душ.

[3] См. Ликутей Тора, Бемидбар, 29в.

[4] См. Млахим I, 6:4; Мнахот, 86б и комм. Раши Шкуфим; Ваикра раба, 31:7; Мидраш Танхума, гл. Тецавэ, а также Бегаалотха, 2.

[5] Кидушин, 82а.

[6] Авот, 1:12, см. комментарии там же.

[7] Тания, ч. 1, гл. 32.

[8] Мишлей, 20:27.