Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава Мецора

Беседа 1

Связь гл. «Чистоты» с исходом из Египта, что были освобождены в заслугу веры, т.е., признание чудес, даже если ради свободы выбора они происходят таким образом, что «тот, кто хочет ошибиться – пусть ошибется»

1. Сегодняшняя суббота, как и все субботы года, связана с определенной главой Торы.

Ребе, мой тесть, старался не упоминать название сегодняшней главы. Во многих книгах она называется иносказательно: глава Tahapa («Чистота»), но Ребе, мой тесть, не называл ее никак, а когда ему приходилось писать или называть дату устно, он указывал только день месяца, без упоминания недельной главы.

Сейчас — месяц нисан, время исхода из Египта. И как всё вообще, тот факт, что сегодняшнюю главу читают в месяце нисан, предопределен Б-жественным Провидением, потому что эта глава и нынешний месяц связаны между собой.

2. Об исходе из Египта говорят мудрецы наши: «В заслугу за веру освободились предки наши из Египта»[1] — именно в заслугу за веру. Не за постижение, а за веру.

Какое значение имеет вера, и какое отношение она имеет к исходу из Египта — так что именно в ее заслугу «освободились предки наши из Египта»?

Праведники народов мира тоже признают существование Творца. Но у них это происходит не в силу веры, а в результате интеллектуального исследования. Задумываясь об окружающей реальности, человек сначала приходит к пониманию того, что «ничто не создает самое себя»[2], а отсюда — к выводу, что существует Тот, Кто сотворил мир и управляет им. Поскольку праведникам народа мира в сущности чужда идея Б-жественного, а к признанию существования Б-жества их приводят наблюдения за окружающим миром, это их признание соответствует той мере, в какой их убеждает в этом сам мир. Иными словами, они признают лишь Б-жественное, непосредственно связанное с миром и облаченное в природные формы; тот уровень Б-жественного, который выше мира и его природы, они не признают.

Еврейская же вера не порождается миром. Поскольку евреи по своей сущности связаны с Б-жественным, идея Б-жественного принимается ими очень легко. Как для прочих народов существует лишь мир, для евреев существует лишь Б-жественное. Поэтому само собой разумеется, что для них нет никаких ограничений, связанных с законами природы, и потому ими легко принимается также идея Б-жественного, превосходящего рамки природы.

В учении хасидизма различие между верой народов мира и верой евреев разъясняется так[3]. Народ Израиля верит в имя Гавайе, означающее, что Творец был, есть и будет одновременно — выше рамок природы. Вера же народов мира — в имя Элоким, гиматрия которого та же, что и у слова гатева («природа»). Так фараон говорил со своими волхвами: «Не знаю я Гавайе»[4], «Это перст Элоким»[5].

3. Более простыми словами: во всем, что происходит в мире, нееврей ищет проявление законов природы. Лишь когда он видит чудо настолько явное, что не в состоянии найти для него никакого естественного объяснения, он вынужден признать, что это проявление Б-жественного. Но и тогда он прилагает все усилия, чтобы облачить это явление в формы природы. Еврей же во всем, что видит, ищет проявление Б-жественного. И в точности так, как нееврей старается изо всех сил найти естественное объяснение явному чуду, еврей, наоборот, сталкиваясь с чем-то, что на первый взгляд кажется совершенно естественным, проявляет упорство, достойное «народа жестоковыйного», и утверждает: это произошло не из-за законов природы, но по воле Б-га!

Подтверждение сказанному мы находим в словах Иерусалимского Талмуда о том, что еврей «верит в Пребывающего вечно и сеет»[6]. Все знают, что по законам природы, если посадить семя в землю, оно прорастает. Еврей тоже знает это, но одного лишь знания ему недостаточно. Он не возьмет семя и не зароет его в землю — не загубит его собственными руками — только потому, что по законам природы оно должно прорасти. Законы природы в глазах еврея не настолько заслуживают доверия, чтобы, положившись на них, собственными руками загубить такую ценность, как пшеничное зерно! Почему же он сеет? Потому что «верит в Пребывающего вечно» и полагается только на Него: еврей верит, что по воле Всевышнего посеянное зерно прорастет и принесет урожай.

4. Для еврея каждое «природное» явление — это чудо, которому нет места в рамках природы и которое наглядно свидетельствует, что такое изменение миропорядка может произвести только Всевышний. Если человек хочет обмануть себя, то даже при виде самого великого чуда он может уговорить себя, что это вовсе не чудо. Даже такое чудо, как рассечение моря (которое считается одним из величайших чудес и о котором наши мудрецы говорят, что оно «трудное»[7]), — даже такое чудо оставляет место для заблуждения, возможность сказать, что это вовсе не чудо.

Сказано в Мехильте, что во время рассечения моря «все воды в мире рассеклись»[8] (кроме реки Евфрат, как говорит Ребе Магараш в одном из своих маамаров). Намек на это есть в «Шират гаям»: «Нападет на них страх и ужас»[9] — когда народы мира увидели, что все воды у них рассеклись, они начали спрашивать: отчего это? И когда им стало известно, что это произошло из-за евреев, напал на них «страх и ужас».

С другой стороны, именно тот факт, что «все воды в мире рассеклись», создал также возможность самообмана. Если бы рассеклось только море Суф, ни у кого не было и тени сомнения, что это Всевышний совершил чудо ради народа Израиля. Но поскольку «все воды в мире рассеклись», люди получили повод умничать, уверяя, будто это было следствием естественных процессов, а вовсе не чудом, совершенным ради евреев, и в доказательство приводить тот факт, что «все воды в мире рассеклись».

Чтобы обеспечить человеку свободу выбора, Всевышний так руководит миром, что даже самое великое чудо оставляет место для заблуждения[10].

5. Теперь становится понятным изречение: «В заслугу за веру освободились предки наши из Египта». Египет, Миц-раим — в духовном смысле это обозначение мецарим, границ, пределов. Есть два рода духовного «Египта»: Мицраим святости и Мицраим клипы. Первый род обозначает ограничения в сфере святости: когда человек, в общем, воспринимает Б-жественное, но это восприятие ограничено его здравым смыслом. Пример — вера в имя Элоким. И вместе с тем Мицраим святости может, пройдя некоторый путь развития, превратиться в Мицраим клипы, т. е. человек вообще забудет о Б-жественном и будет спускаться все ниже, пока совсем не погрязнет в «сорока девяти вратах скверны».

«В заслугу за веру освободились предки наши из Египта». Евреи вообще не считались с этим миром и естественными процессами. «Сыны Израиля выделялись там»[11] не только в делах духовных, но и в делах материальных (в которых, казалось бы, они ничем не отличаются от народов мира). Их безграничная вера в то, что все происходящее в мире есть проявление Б-жественного, привела к раскрытию имени Гавайе, которое выше природы. И закономерным следствием стал исход из Египта: не только из Мицраима клипы, но и из Мицраима святости!

6. На эту особенность еврейского отношения к миру содержится намек в сегодняшней главе Торы — в связи с язвами. Рамбам пишет[12], что язвы на одежде и в домах появляются не в результате естественных закономерностей, но являются знамением и непостижимым чудом, которое Всевышний творит ради народа Израиля, чтобы предостеречь его от злословия. Далее Рамбам подробно описывает порядок появления язв: сначала — на стенах дома, затем — если это не помогло — на кожаных изделиях в доме и т. д. Такой порядок возникновения язв однозначно свидетельствовал, что они появляются не в результате действия законов природы, но посылаются Свыше. А это укрепляло веру евреев в то, что абсолютно всё нисходит Свыше — и всё к добру. Как в появлении язв проявлялось особое намерение Всевышнего (предостеречь от греха), так и в реальной действительности они приносили благо — и скрытое, и явное. Так, Мидраш рассказывает[13], что, разрушив оскверненные язвами дома, евреи находили золотые клады, спрятанные когда-то кнаанеями.

Из беседы в субботу главы Мецора 5717 г. (1957 г.)

Беседа 2

Продолжение – объяснение слов РаЗаЛ «северная сторона не закрыта»

7. В свете вышесказанного становится понятным изречение мудрецов наших: «Мир похож на лоджию: его северная сторона не закрыта»[14]. В Пиркей дераби Элиэзер сказано[15], что Всевышний создал мир именно таким, чтобы показать, насколько непостижимо чудо сотворения небес и земли. Если придет кто-нибудь и скажет, что сотворение небес и земли — не такое уж большое чудо, ему ответят: «Ну что ж, если так — пойди и закончи северную сторону мира». Тогда и он будет вынужден признать, что сотворение мира по силам одному лишь Творцу, благословен Он.

На первый взгляд, непонятно: как может человек дойти до того, чтобы утверждать, будто в сотворении мира нет ничего чудесного? Вспомним, однако, что было сказано раньше: для того, чтобы у человека была свобода выбора, Свыше разрешают йецеру обольщать и обманывать его. А уж йецер гара — «великий искусник в своей работе» (как его называют мудрецы наши), он умеет внушить человеку самые нелепые идеи — вплоть до того, что сотворение небес и земли, мол, вовсе не чудо!

8. Правда, из-за того, что мир совершенно заслоняет от человека Б-жественное, действительно можно впасть в такую страшную ошибку. Тем не менее, тем, кто хочет, дано увидеть, что во всем происходящем в мире содержится откровение Б-жественного. Так, Всевышний оставляет незавершенной какую-нибудь частность, и никто из созданий не в состоянии ее завершить: на этом примере люди убеждаются, что и все Творение в целом по силам только Творцу.

И так же, как это верно в отношении сотворения мира, это верно в отношении управления миром — как сверхъестественным образом, так и естественным. Даже когда человек хочет внушить себе, что его успех зависит только от природных процессов или что «сила моя и крепость руки моей»[16] приносит ему все это добро (а сокрытие Б-жественного в мире создает такую возможность), Всевышний специально оставляет ему какую-то частность незавершенной. Ломая голову над тем, как разрешить эту проблему, человек убеждается, что он не в силах это сделать, и от этой частности приходит к признанию того, что и все в целом зависит только от благословения Свыше.

9. Поэтому если человек видит, что в какой-то частности он никоим образом не может добиться успеха, он должен укрепить в себе веру и уверенность во Всевышнем, и тогда Тот завершит и эту частность.

И в той же мере, в какой это относится к частной жизни человека, это верно и в отношении всего общества. Если видят, что в деле, касающемся всего общества, какую-то частность никак не могут довести до конца, выход может быть только один: не изощряться в ухищрениях, а укреплять веру во Всевышнего и уверенность в Его помощи. И тогда Он завершит также северную сторону, о которой сказано: «С севера придет бедствие»[17], и мир станет похожим на конечную букву «мем», закрытую со всех сторон, и будет готов к истинному и полному освобождению[18]. Евреи больше не будут нуждаться в милостях народов мира (ведь истина состоит в том, что «доброта народов — грех», и все, что они делают хорошего, — делают только для самих себя[19]). Всевышний Сам приведет нас в «страну прекрасную и просторную»[20] — страну, на которую «глаза Б-га, Всесильного твоего, обращены постоянно»[21], — с приходом нашего праведного Машиаха вскорости, в наши дни!

Из беседы в последний день праздника Песах 5717 г. (1957 г.)



[1] Ялкут Шимони, ремез 519 (в слегка измененном виде). См. также Мехильта, Бешалах, 14:31.

[2] Рабейну Бахья Ибн-Пакуда (XI в.), Ховот галевавот, Шаар гайихуд, гл. 5.

[3] См. Мителер Ребе, Шаар гаэмуна, гл. 4; Ребе Раяц, маамар Векибель гайегудим 5687.

[4] Шмот, 5:2.

[5] Шмот, 8:15.

[6] См. выше гл. Цав, п. 5.

[7] Сота, 2а.

[8] Бешалах, 14:21.

[9] Шмот, 15:16.

[10] См. Брейшит раба, 8:8. Когда Всевышний продиктовал Мо-ше: «Создадим человека по образу нашему» (Брейшит, 1:26), тот не хотел писать, боясь, что из-за множественного числа этих слов пострадает вера в единого Б-га. Но Всевышний приказал: «Пиши — и желающий ошибиться, пусть ошибется!».

[11] Слова из пасхальной Гагады.

[12] Мишнэ Тора, Законы о скверне язв. См. также Ликутей Тора, Тазриа, маамар Адам ки йигье.

[13] Ваикра раба, 17:6.

[14] Бава батра, 25б.

[15] Гл. 3.

[16] Дварим, 8:17.

[17] Ирмеягу, 1:14.

[18] См. Сангедрин, 94а.

[19] См. Бава батра, 10б; Тания, ч. 1, гл. 1.

[20] Шмот, 3:8.

[21] Дварим, 11:12.