Берейшис

Этот месяц называется мархешван, так как тогда начинается сезон дождей. В учении хасидизма объясняется разница между росой и дождем. Дождь имеет отношение к служению творений - нужно молиться о дожде. Роса же выпадает "сверху вниз" (пробуждение Свыше, без труда человека), а также "роса выпадает постоянно". И так как дождь зависит от служения творений, его тяжелее получить. В этом состоит разница между летом и зимой. Летом выпадает роса - "пробуждение Свыше", а зимой дождь -"пробуждение снизу", поэтому зима - более тяжелое время года[
Заботы и препятствия в жизни человека подразделяются на те же два вида: «великая бездна» – это треволнения низкого материального типа, например забота о пропитании и т. п.; «окна небесные» – это треволнения духовного происхождения, нечто более высокое (общественная деятельность и т. п.). Однако все это, несмотря на свою высокую цель, служит человеку препятствием в изучении Торы и исполнении заповедей.
Первое испытание Авраама, упомянутое в Торе, это "уйди из страны твоей..." эти слова имеют отношение к Служению каждого человека, как "сверху вниз", так и "снизу вверх", а также и к самому по себе Служению "снизу". Когда душа спускается вниз, даются ей силы для того, чтобы выйти - из "арцехо (земли твоей)" - из воли, желаний животной души; - из "мейлад'техо (с родины твоей)" - из того, что подсказывает материальный разум, того, куда толкают материальные и эмоциональные качества; - и из "бейс овихо (дома отца твоего)" - привычек и наклонностей, приобретаемых человеком в результате воспитания, [например, в родительском доме], к сожалению, не всегда правильного. Человеку даются силы на то, чтобы выйти из этого и пойти - "эл оорец ашер ареко (в землю, которую Я укажу тебе) - синагогу, ешиву, туда куда хочет [(эрец - и здесь намекает на "роцейн" - желание, волю)] б-жественная душа.
В день своего рождения, 20-го мархешвана, Ребе Рашаб обычно заходил к своему дедушке, Ребе Цемах-Цедеку, чтобы попросить благословения. Возможно, так поступали и другие внуки Ребе Цемах-Цедека. Однажды, когда Ребе вошел (ему тогда было четыре или пять лет, так как он родился в 5651 году, а в 5656 году Ребе Цемах-Цедек отошел в лучший мир), он расплакался. Ребе Цемах-Цедек спросил его: «Почему ты плачешь?». Он ответил, что, как он учил в Пятикнижии (а, может быть, слышал), Всевышний показался нашему праотцу Аврагаму (в ту неделю читали главу Ваера), и он плачет, почему Всевышний не показался ему. Каждый еврей, в каком бы положении ни находился - достоин стремиться, чтобы Все-вышний раскрылся ему, подобно тому, как раскрылся нашему праотцу Авроому. Каждый еврей может достичь уровня Авраама, Ицхака и Якова. Для необходимо осознание необходимости "обрезать самого себя".
«И умерла Сара» означает «когда тело умирает». «В Кирьят-Арбе» (дословно «город четверых») – имеются в виду четыре элемента, из которых состоит тело. «Он же Хеврон» означает, что пока тело жило, четыре элемента в нем были соединены, а когда оно умирает, тогда «и пришел Аврагам» – душа – «справить траур по Саре и оплакивать ее»: душа плачет, ибо и после смерти и отделения души она еще связана с телом. Не следует отчаиваться и падать духом из-за тьмы, окружающей нас в Изгнании. Все-вышний поторопит Освобождение, чтобы мы не остались в Изгнании даже лишней секунды.
Десять Речений получили существование ради Десяти заповедей, и смысл их существования заключается в том, чтобы сообщать свет всем созданным ими творениям – привлечением к ним света и смысла, заключающегося в Десяти заповедях. Тем, что еврей связывает десять Речений с Десятью заповедями, то есть тем. что он освещает мир светом Торы, к нему привлекается изобильное влияние Свыше как в материальном, так и в духовном отношении
Кислев – месяц освобождения и чудес, и в этот месяц Рабеим особенно широко раскрывали нам внутреннюю часть Торы, что придает человеку жизненную силу и энтузиазм и в изучении раскрытой части Торы и в исполнении заповедей. Изучение раскрытой части Торы и исполнение заповедей (а в результате этого – и тщательность их исполнения) до того, как человек узнает внутреннюю часть Торы, несравнимо с тем, какими они становятся после того, как он ее узнает. Знание внутренней части Торы наполняет его жизнью и радостью, что проявляется и в изучении раскрытой части Торы и в исполнении заповедей
"И осел - это царь Мошиах". Почему про Мошиаха говорится "бедняк, едущий на осле". Осел Аврааа, Мойше и Мошиаха - очищение материальности . В соответствии с толкованием Бешта за счет переборки и очищения "хеймер" - материальности [истолкованное БеШТом из "хамейр" - осел], у души появляется возможность такого поднятия, которого сама она не в силах достигнуть.
Слово ханука связано со значением хинух – «освящение» или «посвящение». Такое значение этого слова ясно видно в выражениях ханукат гамизбеях («освящение жертвенника») и ханукат Бейт Гамикдаш («освящение Храма»). Смысл этих выражений: «начало», начало служения Всевышнему (вообще в Храме и. в частности, на жертвеннике и при зажигании Меноры, храмового светильника) – то же, что воспитание (хинух). когда речь идет о чем-то святом, нужно с самого начала, с момента освящения, делать это самым совершенным, идеальным образом.
Естественное ведение мира происходит вследствие изучения Торы и исполнения заповедей, как сказано[60]: «Если по установлениям Моим будете вы поступать... то Я дам вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой...» и прочие благословения. Ведение мира чудесным образом происходит вследствие тщательного исполнения заповедей, когда не довольствуются тем. чтобы исполнять заповеди всего лишь согласно требованию закона, но тщательно их исполняют, стараются исполнить заповедь еще лучше, тогда и Всевышний отвечает тем же – таким ведением мира, которое выше природы. А третий вид ведения мира происходит вследствие самоотверженности души – что еще выше, чем тщательное исполнение заповеди.
По мнению некоторых, когда речь идет о том, чтобы приблизить еврея к еврейству, как можно с чем-то считаться?... Чему подобен такой подход? Например, кто-то может сказать, что дома и в мирное время он будет носить с собой оружие, ибо, хотя сейчас и мирное время, все же, когда человек с оружием, он более уверен в своей безопасности. А во время войны он будет ходить безоружным, так как, во-первых, он не хочет, чтобы в нем узнали врага, а во-вторых, потому, что в случае надобности легче будет передвигаться. Ясно, что это полнейшая глупость.
Подлинная красота еврейской женщины, выраженная словами «Вся слава дочери царской – внутри», то есть скромность, дает миру первосвященников и помогает в их служении. А это достигается служением, выраженным словами «Дан будет судить». Когда человек поступает во всем с принятием ярма, согласно «Шулхан аруху», в том числе – соблюдая скромность, он дает начало «поколению прямых» – детей и внуков, предающихся изучению Торы и исполнению заповедей до такой степени, что среди них будут первосвященники, то есть это – дети, которые входят в самую внутреннюю часть Храма.
Cущность лагеря Дана. Лагерь Дана был замыкающим и поэтому имел возможность собирать вещи, потерянные идущими впереди, и возвращать потери хозяевам. Духовный смысл потери выражен в высказывании наших мудрецов (трактат "Ха-гига", 4а): "Кто дурак? - Теряющий все, что ему дают". В книгах хасидизма обосновывается внутренний смысл этой фразы. Каждый еврей получает свыше способность подчинить свое "я" Всевышнему, называемую ма - "что". Однако из-за злого начала в душе, которое называется в "Коэ-лет" (4:13) "царь старый и глупый" (дурак), еврей может потерять ма. Именно эту "потерю" находил и возвращал лагерь Дана - собирающий за всеми лагерями.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру