Ки тисо

На посук "Зэ йитну... махацис гашекель"[1] говорится в Иерусалимском Талмуде и мидраше, "как огненную монету вынул Вс-вышний из-под Престола Славы и показал ее Мойше и сказал "вот такую монету евреи должны дать за полшекеля". И Тойсфойс[2] объясняют, что то, что Вс-вышний показал Мойше матбейа шел эйш[3], это не потому что ему было  трудно понять, что значит полшекеля, но он удивился, как может человек дать "койфер", выкуп (с помощью полшекеля) за свою душу? Как Мидраш говорит там: "кто может дать койфер нафшой[4], все что у человека есть, он отдает за свою душу, и все еще недостаточно; и как ответ на это Вс-вышний показал ему огненную монету.

Хотя корбонойс[5], которые тоже являются капоро[6] за грехи, было про них сказано еще до приказания про махацис гашекель: сразу после Матан Тойро[7] сказано: и ты будешь приносить на нем (на жертвеннике) твои ойлойс и шломим[8], и тем не менее у Мойше Рабейну не было никакого удивления, как они могут быть капоро; только когда было приказано про махацис гашекель, удивился Мойше рабейну, как это может быть койфер нефеш. Объяснение в этом: махацис гашекель было искуплением за грех золотого тельца, что это был грех идолопоклонства, – Мойше рабейну удивился: как может махацис гашекель быть капоро за такой грех?

Мицвойс подобны органам человеческого тела. Также как в органах человека есть различия: есть частные органы, каждый из которых получает свой частный хаюс[9] от души, ( и они также делятся на два типа: органы от которых зависит жизнь человека, и от которых не зависит жизнь человека) и общие органы, как мозг и сердце, что в них основное присутствие души и жизненной силы для всего тела; так же есть такие же различия в мицвойс: частные мицвойс и общие мицвойс. "Онойхи"[10] и "Лой йигйе лэхо"[11] - это клолус кол гаТойро[12], что они касаются эцем ганэшомо[13], и от них зависит связь евреев со Вс-вышним. Поэтому когда Вс-вышний приказал дать полшекеля, как искупление за грех идолопоклонства, что это койфер нафшой, капоро за саму душу, где затронул грех золотого тельца,  – удивился Мойше Рабейну, как может махацис гашекель достичь и быть капоро за саму душу.

2. С этим становится понятным комментарий Ойр гаХаим гакодойш на посук "Ки сисо эйс ройш бней Исроэл лифкудейгем", что посук говорит про гисталкус цадиким рошей бней Исроэл, что когда умирает праведник раньше своего времени, это "лифкудейгем" (от языка недостатка), за грех евреев.

Все пирушим[14] на один и тот же посук связаны между собой. Какая связь между комментарием Ойр гаХаим и простым смыслом того же самого посука?

Но поскольку по простому смыслу говорит посук про грех авойдо зоро, что это грех и пгам клоли[15], поэтому это имеет отношение к пируш Ойр гаХаим, поскольку хет клоли[16] затрагивает клолус ганэшомо и нэшомо клолис. Как это и было в грехе золотого тельца, что это привело к еридо[17] в Мойше Рабейну, Рош Исроэл[18], (хотя он сам не имел никакого отношения к греху, он во время этого был наверху), как сказали РаЗаЛ, "иди спустись со своего величия".

Поскольку грех тельца привел и иньен гамисо, – что через дарование скрижалей было "освобождение от ангела смерти", и грех тельца пробудил снова грех дерева познания, который привел смерть в мир, – поэтому это отражается также, подобным же образом, в нешомо клолис, что это иньен гисталкус гацадиким.

3. Но нужно понять, поскольку для Мойше рабейну не было трудно, что означает махацис гашекель, но он удивился. как может махацис гашекель быть койфер нафшой, – чем же этот вопрос получил ответ, когда Вс-вышний показал ему "матбейа шел эйш"?

Можно будет это понять в соответствии с примером (говорят что этот пример идет от Баал Шем Това): один человек учился ремеслу ювелира, и тот, кто учил его ремеслу, показал ему, как делать все его детали, но такую деталь, что под золотом или серебром нужно разжечь огонь, он ему, из-за того, что это само собой разумеющаяся вещь, не сказал. Когда ученик впоследствии последовал всем показанным ему деталям работы, он пропустил эту деталь; он не подложил никакого огня, и конечно, из его работы ничего не получилось, и золото и серебро осталось таким же необработанным куском, как и раньше.

И это также было ответом Вс-вышнего Мойше Рабейну, когда он показал ему огненную монету: просто дать монету, это не может достичь сущности души и быть для него искуплением; но когда используют при этом огонь, отдают монету с горением и пламенем, идущим от сущности души, от "нейр Гавае нишмас одом"[19], тогда может махацис гашекель стать койфер нафшой.

4. Каждая мицва, в самом действии мицвы указывается ее внутреннее намерение и смысл. Необходимо сказать, что также в мицве махацис гашекель, в самом действии давания есть указание также на кавоно рухнис[20] этой мицвы, что это работа, что связана с пламенем сущности души. И не понятно: огненную монету Вс-вышний показал Мойше Рабейну, но ведь махацис гашекель, который каждый еврей давал, это же была простая монета, в которой на первый взгляд не было никакого указания на идею огня.

Невозможно это объяснить с помощью достоинства заповеди цдока, что человек отдает от своих денег, на которые он трудился всеми силами своей души, или за которые он может купить хаей нафшой, и поэтому это такой иньен, который затрагивает эцем ганефеш, – это не объяснение для заповеди махацис гашекель, поскольку это не есть отдельное достоинство в этой мицве, но это есть в цдоке вообще.

И невозможно объяснить это тем, что из махцис гашекель сделали адней гамишкон,  основу Мишкана, – что в работе человека это иньен каболас ойл, преданность Вс-вышнему выше понимания и знания, что это происходит от эцем ганешомо, ( также в позднейшие годы, когда махацис гашекель шел на корбонойс, то это использовалось не на личные жертвы, но на общественные, что в этом выражалось объединение всех евреев вместе, что происходит от сущности души) – но это выражается только в том, что делалось позднее, после давания, с махацис гашекель, но в зэ йитну, в нсинас махацис гашекель, не выражается на первый взгляд работа со стороны сущности.

Также невозможно сказать, что связь махацис гашекель с эцем ганешомо, это через то, что трумас махацис гашекель отличается от остальных нидвойс гамишкон, – в остальных неводвойс были различия между ошир и они, и каждый давал с соответствии с нидвас либой, но при махацис гашекель все евреи были равны, "богатый не увеличит, а бедный не уменьшит" – что это указывает на работу со стороны эцем, поскольку со стороны эцем ганешомо все евреи равны, и различия происходят со стороны койхойс пнимиим.

Однако это не указывается в приказе махацис гашекель; то же самое могло бы быть при любой другой сумме, что Тора приказала бы дать всем евреям одинаково. Необходимо сказать, что огонь сущности души указывается также в том, что зэ - махацис гашекель - йитну.

(Ликутей сихойс т.3 стр. 923)

[1] "Вот это дадут... полшекеля" (Шмойс,30, 13)

[2] Комментатор Талмуда

[3] огненная монета

[4] выкуп за свою душу

[5] жертвоприношения

[6] искупление

[7] Дарование Торы

[8] различные виды жертвоприношений

[9] жизненная сила

[10] "Я Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской (Шмойс,20, 2)

[11] "Не будет у тебя друих богов" (Шмойс 20, 3)

[12] общая идея всей Торы

[13] сущности души

[14] комментарии

[15] общий

[16] общий грех

[17] опускание

[18] глава Израиля

[19] "Свеча Вс-вышнего душа человека"

[20] духовный смысл

 
Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру