Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бемидбар

Размещено с разрешения издательства «Шамир». По поводу приобретения книг издательства Шамир обращайтесь на сайт www.shamirbooks.org.il или по адресу: 6 David Yellin Street, POB 5749 Jerusalem, Israel Tel: 011-972-2-538-5702 Fax: 011-972-2-538-5118 Email: info@shamirbooks.org.il
Число никак не связано с качеством и свойствами того, что подсчитывается. Сам факт пересчета указывает, что объект относится к такому виду, который считается ценным. Связь количество и качества, как выражение Единства Творца. В наше время количество имеет большее значение, чем качество. Поэтому, естественно, следует стараться привести как можно больше евреев под знамена стана Израиля, не глядя на их духовное «качество». Когда прибудет в количестве, то в конце концов прибудет и в качестве.
Воздвигнуть святилище Всевышнего — это указание всем евреям, но в особенности еврейским женщинам, поскольку известно, что женщины первыми откликнулись на призыв построить Мишкан — раньше, чем мужчины. В духовной пустыне известных кругов, где царят запустение и опустошенность во всем, что связано с еврейством вообще (не говоря уже о хасидском образе жизни), женщины имеют великое и вечное право быть первыми в постройке Мишкана для Всевышнего.
Подготовка к дарованию Торы — это мир и единство. Мир и единство, которые являются подготовкой к дарованию Торы, должны основываться на Торе и заповедях. Мир и единство — подготовка к принятию Торы, ибо «Тора дана, чтобы создать мир в мире».
Почему Дарованию Торы должна предшествовать агават Исраэль. Баал-Шем-Тов учил проявлять агават Исраэлъ даже по отношению к самым простым евреям. Однажды, — рассказывал раби Элимелех, — Магид позвал меня и сказал: «Слышишь, Мелех, что говорят в небесной йешиве: агават Исраэлъ состоит в том, чтобы любить величайшего нечестивца точно так, как величайшего праведника». Алтер Ребе говорит, что агават Исраэль должна быть обращена ко всем евреям без исключения, от мала до велика, и что она должна быть буквально как любовь между родными братьями.
Отношение Дарования Торы к третьему месяцу – мир между раздельными сущностями, единство среди множества
Праздник Шавуот выше всех праздников. Находясь посредине, между праздниками Песах и Сукот, он подобен вершине, потому что Тора — «золотая середина» всего. Преимущество «средней линии» перед крайними. Средняя линия — это корень остальных линий. Учить Тору надо всегда. Следует знать, что самое главное в Торе — это учить ее ради нее самой, и учить ее беспрерывно, каждый миг. Шавуот — особо благоприятное время для укрепления и охраны установления Ребе, моего тестя, о ежедневном изучении трех книг: Хумаша (с комментариями Раши), Тегилим и «Тании»
Тот факт, что Тора была дана в пустыне, содержит в себе намек на то, что в известном аспекте между Торой и пустыней есть сходство. Тора была дана в пустыне, «стране выжженной и истомленной», значит во всем, что касается Торы, надо полностью положиться на Всевышнего.
Сказано: «Если потратил ты ноги свои на помощь бедняку и на исполнение заповеди, осуществилось на тебе: «Благословен ты, когда приходишь, и благословен ты, когда выходишь»
Связь между «человек не грешит иначе, как входит в него дух безумия» и «если сойдет с пути жена его».
В гафтаре: «Видел я — и вот Менора, вся из золота». Евреи — это «Менора, вся из золота». Агават Исраэль. Путь Аарона и глав Израиля в общем.
Порядок «распространения родников хасидизма наружу» состоит не в том, чтобы ждать, когда те, кто находятся «снаружи», сами придут к «родникам». Родники должны распространяться к тем, кто снаружи, — нужно нести им хасидизм. Первым, кто начал эту работу, был Агарон-первосвященник. «Приближал их к Торе» — а не Тору к ним. Один из главных моментов в поведении еврейской женщины, который оказывает решающее влияние на ее сыновей и дочерей, — это скромность, стыдливость.
Почему Моше-рабейну просил именно за Йегошуа, «пусть Вс-вышний спасет тебя от замысла разведчиков».
Почему именно заповедь цицит напоминает обо всех заповедях. Смысл стиха «Я Вс-вышний, Б-г твой, который вывел тебя из Египта» – в духовном служении.
Связь заповедей «даров когенам» и «все лучшее – Вс-вышнему» с устранением претензии Кораха «вся община свята».
Связь манна с Моше, облаков Славы – с Аароном, и воды – с Мирьям, в служении человека. «И все они вернулись в заслугу Моше».
«Преклонил он колени, разлегся как лев» – также во время изгнания евреи подобны льву. Связь Билама и Амалека, оба они имеют «родословную», в служении человека. Тора – это главное, но она должна быть основана на любви и страхе.
«Ибо с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его». Праотцы и праматери. Устранение претензии Лавана «дочери – мои дочери…», в служении человека.
Урок из самоотверженности Пинхаса, «самого молодого из общества» – для молодежи нашего поколения.
Когда происходит нечто такое, что пробуждает «ревность за Всесильного», то спрашивающий, как ему поступить, достоин порицания. Подобно этому, если, не дай Б-г, возникает опасность для жизни еврея, а тот, кто мог бы помочь, начинает обсуждать, что дозволено сделать, а что нет, он «проливает кровь».
Почему разделение земли Израиля происходило именно по жребию. У каждого еврея есть определенное задание на земле, имеющее особое отношение именно к его душе. Если он видит, что в определенных случаях его йецер hара и окружающий мир создает особенно серьезные препятствия, значит тут скрывается его основное дело.