Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Том 1

Известно высказывание Рабейим – Руководителей Хабада, что шабос Берейшис (суббота, когда читается недельная глава «Берейшис») касается всего года, и так, как ставят себя в шабос берейшис, так идет весь год. творение само по себе также и сейчас полное ничто, и все его существование лишь потому, что Вс-вышний его постоянно творит, и само собой, его все существование это – Б-жественность.
Потоп очистил мир, подобно тому, как миква очищает окунающегося в нее человека. Заботы о пропитании подобны «великим водам». Все неприятности, заботы и проблемы могут исчезнуть в одно мгновение, если человек душой своей воспримет то, ради чего они посланы, постигнет внутреннее содержание этих проблем и придет к «нейхо» — успокоению в материальном и духовном вместе.
Первое испытание Авраама, упомянутое в Торе, это «уйди из страны твоей…» эти слова имеют отношение к Служению каждого человека, как «сверху вниз», так и «снизу вверх», а также и к самому по себе Служению «снизу». Когда душа спускается вниз, даются ей силы для того, чтобы выйти — из «арцехо (земли твоей)» — из воли, желаний животной души; — из «мейлад’техо (с родины твоей)» — из того, что подсказывает материальный разум, того, куда толкают материальные и эмоциональные качества; — и из «бейс овихо (дома отца твоего)» — привычек и наклонностей, приобретаемых человеком в результате воспитания, [например, в родительском доме], к сожалению, не всегда правильного. Человеку даются силы на то, чтобы выйти из этого и пойти — «эл оорец ашер ареко (в землю, которую Я укажу тебе) — синагогу, ешиву, туда куда хочет [(эрец — и здесь намекает на «роцейн» — желание, волю)] б-жественная душа.
В день своего рождения, 20-го мархешвана, Ребе Рашаб обычно заходил к своему дедушке, Ребе Цемах-Цедеку, чтобы попросить благословения. Возможно, так поступали и другие внуки Ребе Цемах-Цедека. Однажды, когда Ребе вошел (ему тогда было четыре или пять лет, так как он родился в 5651 году, а в 5656 году Ребе Цемах-Цедек отошел в лучший мир), он расплакался. Ребе Цемах-Цедек спросил его: «Почему ты плачешь?». Он ответил, что, как он учил в Пятикнижии (а, может быть, слышал), Всевышний показался нашему праотцу Аврагаму (в ту неделю читали главу Ваера), и он плачет, почему Всевышний не показался ему. Каждый еврей, в каком бы положении ни находился — достоин стремиться, чтобы Все-вышний раскрылся ему, подобно тому, как раскрылся нашему праотцу Авроому. Каждый еврей может достичь уровня Авраама, Ицхака и Якова. Для необходимо осознание необходимости «обрезать самого себя».
«И умерла Сара» означает «когда тело умирает». «В Кирьят-Арбе» (дословно «город четверых») – имеются в виду четыре элемента, из которых состоит тело. «Он же Хеврон» означает, что пока тело жило, четыре элемента в нем были соединены, а когда оно умирает, тогда «и пришел Аврагам» – душа – «справить траур по Саре и оплакивать ее»: душа плачет, ибо и после смерти и отделения души она еще связана с телом. Не следует отчаиваться и падать духом из-за тьмы, окружающей нас в Изгнании. Все-вышний поторопит Освобождение, чтобы мы не остались в Изгнании даже лишней секунды.
Достоинство Ицхака, заключающееся в том, что он был обрезан в восьмидневном возрасте, – это приверженность Всевышнему, которая выше разума и понимания
Яков идет в Хорон, перед тем как построить дом в Израиле. Для того чтобы построить дом в Израиле — еврейскую семью, нужно покинуть Беер-Шеву и прийти в Хорон — символ сокрытия Б-жественности. Только за счет столкновения с испытаниями и преодоления их еврей может построить настоящий еврейский дом, светлый и теплый. В материальной деятельности должны быть задействованы только органы действия — «Труд ладоней твоих». Голова должна свободна для изучения Торы и исполнения заповедей. Человеку следует ощутить себя молчащим камнем, как сказано: «Душа моя пусть будет как прах для всех!»
Каждый еврей должен знать, что даже если окружение, мир, еще не готов к тому, чтобы избавление наступило, так как мир еще не очищен, он со своей стороны должен приготовиться во всех своих делах, «стадах, рабах и рабынях», к полному избавлению.
Межиричский Магид так объясняет стих «И поселился Яаков в стране, где жил отец его, в стране Кнаан»: «И поселился Яаков» – Яаков жил в стране (дословно: «в земле»), в земном. Для чего же он это делал? Для того, чтобы собирать искры святости, содержащиеся во всем материальном, и возносить их к Отцу их, Который в Небе.
В начале главы Микец, а также в предыдущей главе рассказывается о снах: о сне фараона (в главе Микец), о сне Йосефа и о снах виночерпия и пекаря (в главе о Египте — корне всех галутов, изгнаний). Так как все происходит в соответствии с индивидуальным Провидением, понятно, что следствие – галут – имеет отношение к своей причине – сну – и подобно ей.
По мнению некоторых, когда речь идет о том, чтобы приблизить еврея к еврейству, как можно с чем-то считаться?… Чему подобен такой подход? Например, кто-то может сказать, что дома и в мирное время он будет носить с собой оружие, ибо, хотя сейчас и мирное время, все же, когда человек с оружием, он более уверен в своей безопасности. А во время войны он будет ходить безоружным, так как, во-первых, он не хочет, чтобы в нем узнали врага, а во-вторых, потому, что в случае надобности легче будет передвигаться. Ясно, что это полнейшая глупость.
В наши дни мы вновь и вновь видим повторение древней трагедии. «Фараон, царь Египетский» — это привычный стиль жизни страны, с точки зрения которого следует «бросать еврейских детей в реку» обычаев и законов данной страны, чтобы дети погрузились и утонули в реке, которая дает пропитание. Благополучие еврея напрямую зависит от нашей связи со Вс-вышним. Вс-вышний дает жизнь и пропитание всем. Когда человек делает то, что Он хочет – «учи им своих сынов и говори о них, сидя в доме твоем и идя по дороге, ложась и вставая» – Он сделает то, что у него просят – для этого человека и его детей. «В заслугу праведных жен того поколения наши предки были искуплены из Египта». Дети «первыми узрели Его». Нужно воспитывать еврейских детей как приказал Вс-вышний, и Он позаботится и о сынах, и об отцах
Все Рабейим — одно целое, и каждый из них делал все. У каждого есть мицва, которая называется «ворота его души». Первым делом давать добро, благословение и успех, и тогда упрекать. «Освещает глаза обоих Вс-вышний»
«Гора Синай» дает евреям силу превратить материальность в Б-жественность, и исполнить намерение и цель Творения – сделать этот мир «жилищем Ему, благословенному, в нижних