15 Ава

«Ликутей Сихот»

1. Слова Мишны о 15 Ава и вопросы к ним.

Сказано в Мишне, в конце трактата «Таанит» (26:2): «Сказал Рабан Шимон бен Гамлиэль: «Не было у евреев праздников, подобных 15 Ава и Йом Кипуру, в которые дочери Иерусалима (в другом списке Мишны – дочери Израиля) выходили в одолженных белых платьях... и танцевали в виноградниках, и что говорили? Парень, подними глаза и посмотри, что ты выбираешь для себя. Не обращай внимания на красоту, обрати внимание на семью; «обманчива и тщетна красота, только женщина, боящаяся Б-га, достойна похвал» и сказано: «Восхвалите ее за плоды ее рук, и пусть прославится она делами своими во всем городе» (Мишлей, 31:30,31)».

Необходимо понять:

а) вышеуказанные цитаты из «Мишлей» дают объяснение только словам «Не обращай внимания на красоту...» – так как «обманчива и тщетна красота», но не их продолжению «...обрати внимание на семью». И даже наоборот, в этих цитатах говорится: «...Женщина, боящаяся Б-га, достойна похвал», «...Пусть прославится она делами своими во всем городе», т.е. о достоинствах женщины, выражающихся в Б-гобоязненности и хороших делах, но не в семейных отношениях;

б) как может быть, чтобы эта фраза имела отношение ко всем дочерям Иерусалима, ведь среди них были и девушки не из знатных семей. Как же они могли сказать «...Обрати внимание на семью»?

Эта неясность усиливается еще больше тем, что в брайте, дополняющей нашу мишну (Таанит, 31:1), написано: «Красивые из них что говорили? «Обратите внимание на красоту...». Знатные говорили: «Обратите внимание на семью...». Некрасивые говорили: «Делайте свой выбор ради высших целей» «. То есть только знатные говорили «Обратите внимание на семью». Почему же мишна обобщенно отнесла это высказывание ко всем дочерям Иерусалима?

2. Комментаторы: мишна состоит из трех разных изречений.

Комментаторы объясняют, что в нашей мишне также есть намек на три различные фразы, сказанные тремя типами дочерей Иерусалима, перечисляемыми в брайте.

Слова «...Подними глаза и посмотри, что ты выбираешь для себя» говорят красивые, чтобы обратили внимание на их красоту (как сказано в продолжении брайты: «Женщина предназначена для красоты»). Знатные говорят: «Не обращай внимания на красоту, обрати внимание на семью». И некрасивые, у которых нет преимуществ ни со стороны их происхождения, ни со стороны внешнего вида – только их хорошие дела, говорят: «Обманчива и тщетна красота, только женщина, боящаяся Б-га, достойна похвал, и сказано: «Восхвалите ее за плоды ее рук, и пусть прославится она делами своими во всем городе», что подобно сказанному в брайте: «Делайте свой выбор ради высших целей».

В результате проясняется первый из приведенных выше вопросов, так как цитаты, данные в нашей мишне, предназначены не для доказательства предыдущего высказывания, а являются отдельным высказыванием третьего типа девушек.

3. Вопросы к этому комментарию.

Но это объяснение не совсем подходит к простому смыслу мишны, поскольку:

а) из написанного в мишне «...Дочери Иерусалима выходили... и что говорили?» понятно, что следующие дальше изречения принадлежат всем дочерям Иерусалима;

б) почему мишна выбирает именно эти подробности из слов девушек каждого типа, а не пользуется более точными формулировками, приведенными в брайте? Тем более, что мишна, которая является «кратким изречением, включающим в себя много деталей» (Рамбам, предисловие к комментарию на Мишну), должна была отметить только общий смысл каждой фразы: красивые говорили – «Обратите внимание на красоту», знатные говорили – «Обратите внимание на семью», некрасивые говорили – «Делайте свой выбор ради высших целей». А брайта добавила бы подробности: «Парень, подними глаза... Не обращай внимания на красоту... обманчива и тщетна красота...» и т.п. И таким образом мишна коротко, без лишних подробностей, объяснила бы суть высказываний трех типов дочерей Иерусалима.

Поэтому нужно сказать, что слова «что говорили?» относятся ко всем следующим ниже фразам, а брайта добавляет, что, кроме этого высказывания, принадлежащего всем дочерям Иерусалима, существуют еще три высказывания каждого из трех типов девушек.

4. Вопросы к брайте.

В словах брайты тоже необходимо понять следующее:

а) в чем смысл слов «красивых» девушек «Обратите внимание на красоту»? Ведь есть указание в Торе, что «обманчива и тщетна красота...», так как, по приведенному выше объяснению, это говорили все дочери Иерусалима;

б) почему высказывание «Делайте свой выбор ради высших целей» является основанием выбирать именно некрасивых?

Комментаторы объясняют, что у «некрасивых» тоже есть свои достоинства, и словами «Делайте свой выбор ради высших целей» они хотят сказать, чтобы смотрели не на красоту или происхождение, а только на Б-гобоязненность и добрые дела.

Но этот комментарий тоже требует объяснения. Слова «знатных» девушек «Обратите внимание на семью подчеркивают духовный аспект семейных отношений, как сказано в «Тосафот Йом-Тов»: «Знатные являются Б-гобоязненными». Получается, что, выбирая «знатных», делают также выбор «ради высших целей». Так в чем же преимущество выбора ради высших целей именно «некрасивых»?

5. «В будущем Всевышний сделает хоровод праведников...».

После нашей брайты в Талмуде приводятся следующие слова: «В будущем Всевышний сделает хоровод праведников, и Сам будет находиться среди них в Эдемском саду, и каждый из них будет указывать на Него пальцем, как сказано (Ишая, 25:9): «И скажет в тот день: «Вот наш Б-г, мы надеялись на Него, и Он нас спас, это Всевышний, на которого мы уповали, возрадуемся и возвеселимся избавлению, данному Им»».

Связь между этим высказыванием и словами мишны понятна: в продолжение того, что написано в мишне: «...Дочери Иерусалима выходили... и танцевали в виноградниках...» – Талмуд приводит слова: «В будущем Всевышний сделает хоровод праведников...»

По-видимому, связь между этим высказыванием и мишной проявляется не только в одной детали – в них говорится о танце, но и в нескольких других, связанных с танцем, которые упоминаются дальше: «...И Сам будет находиться среди них... и каждый из них будет указывать на Него пальцем...».

В дополнение к этому нужно отметить: поскольку в Талмуде это высказывание приводится не как дополнение к словам мишны «...выходили и танцевали...», а как продолжение брайты, понятно, что оно связано с содержанием брайты, т.е. с высказываниями трех типов дочерей Иерусалима.

6. Спор между Раши и Тосафот.

В разбираемом отрывке Талмуда (конец трактата «Таанит») мы встречаем удивительную вещь в комментариях Раши и Тосафот.

Слова «...И каждый из них будет указывать на Него пальцем...» объясняет Раши: «И скажут: Это наш Б-г, мы надеялись на Него, и Он нас спас, это Всевышний, на которого мы уповали, возрадуемся и возвеселимся избавлению, данному Им».

Тосафот приводят похожий комментарий: «Каждый из них будет указывать на Всевышнего пальцем, как сказано: Вот наш Б-г, мы надеялись на Него... возрадуемся избавлению, данному Им».

На первый взгляд непонятно: что добавляют слова Раши и Тосафот к тому, что уже написано в Талмуде? Нужно сказать, что Раши и Тосафот по-разному понимают, как Талмуд толкует слова из пророчества Ишая «И скажет в тот день: Вот наш Б-г...».

По мнению Раши, из этой фразы Талмуд делает следующий вывод: в дополнение к тому, что «...каждый из них будет указывать на Него пальцем...», они будут говорить слова «Это наш Б-г...». Поэтому Раши дополняет слова Талмуда «...будет указывать на него пальцем...» словами «И скажут: Это наш Б-г...», т.е. во время хоровода произойдут две вещи: будут указывать пальцем и будут говорить «Это наш Б-г...»

Тосафот комментируют по-другому: «Каждый из них будет указывать на Всевышнего пальцем, как сказано: «Вот наш Б-г»». Они пропускают начало фразы «И скажет в тот день», тем самым говоря, что:

а) Талмуд хотел отметить только то, что «будут указывать пальцем».

б) начало фразы «И скажет в тот день» не связано с толкованием Талмуда. Необходимо понять: в чем логика каждого из двух мнений (Раши и Тосафот) и их спора, связано начало фразы с ее общим смыслом или нет. 7. В мишне – обобщенное духовное величие, в брайте – более частное. Объяснением вышесказанного является следующее. Поскольку «...дочери Иерусалима выходили...» именно 15 Ава и в Йом Кипур, то это было связано со святостью. Отсюда понятно, что они хотели подчеркнуть не свои материальные преимущества (красоту, богатство и т.п.), а духовные, которые по законам Торы могут являться основанием для обручения и свадьбы.

Например, в высказывании «красивых» «Обратите внимание на красоту» имеется в виду их истинное духовное преимущество, так как материальная красота является результатом красоты духовной. Как известно, рождение красивых детей зависит от образа жизни родителей. Если они живут в чистоте и святости, ребенок удостаивается высоких качеств души и, как следствие, красивого внешнего облика.

Можно сказать, что духовное преимущество может быть:

а) частным и относиться к конкретному типу девушек;

б) общим для всех дочерей Иерусалима и передаваться из поколения в поколение. Теперь понятна разница между мишной и брайтой. В мишне в основном говорится о преимуществе, общем для всех дочерей Иерусалима. У каждой из них есть духовное преимущество, относящееся к типу «женщина, боящаяся Б-га» и передающееся из поколения в поколение. Намек на это мы находим во второй фразе, процитированной в мишне: «Восхвалите ее за плоды ее рук, и пусть прославится она делами своими во всем городе». Таким образом, она заслуживает похвалы не только за собственные достоинства, которые перечисляются выше, но и за ее детей, которых она воспитывает, – «плоды ее рук», и за это – «пусть прославится... во всем городе». В отличие от мишны, в брайте объясняются более частные достоинства каждого из трех типов дочерей Иерусалима. 8. Нужно рассмотреть внутренние преимущества дочерей Иерусалима.

На чем основана уверенность в том, что каждая девушка принадлежит к типу «женщина, боящаяся Б-га» и к ней относятся слова «плоды ее рук», как объяснялось выше? Об этом говорят все девушки: «...Парень, подними глаза и посмотри... Не обращай внимания на красоту, обрати внимание на семью». Нельзя смотреть на достоинства, как на духовные, так и на материальные, обычным взглядом («Не обращай внимания на красоту...» – в привычном понимании слова «красота»), но «...подними глаза и посмотри...» – подобно тому, как сказано (Ишая, 40:26): «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите, кто сотворил их». Нужно искать более возвышенным и глубоким взглядом корень и причину, из которых вытекают вышеуказанные достоинства. Это и является смыслом фразы «...обрати внимание на семью». Имеется в виду семья не только в узком смысле этого слова – родители и т.п., но и все, кто имеет влияние на духовное развитие девушки, включая ее учителей и воспитателей, так как они во многих высказываниях наших мудрецов называются «родителями» ученика. И особенно нужно обратить внимание на то, что термин «семья» относится также и ко всему еврейскому народу, т.е. девушка – дочь Сары, Ривки, Рахели и Леи, наших праматерей, от которых она унаследовала свои еврейские черты характера. И тогда будет понятно, что:

а) даже девушки, духовные преимущества которых на первый взгляд незаметны, обладают ими на более глубоком уровне, поскольку являются дочерьми еврейского народа и относятся к типу «женщина, боящаяся Б-га», даже если временно это скрыто;

б) и даже более: истинные достоинства дочерей Иерусалима проявляются не во внешнем виде, «красоте», так как она «обманчива и тщетна», а именно в преимуществах, относящихся к «семье», которые передаются из поколения в поколение.

9. Объяснение высказываний трех типов девушек, перечисляемых в брайте.

Брайта добавляет, что после того, как мы видим внутренние преимущества всех дочерей Иерусалима – они «женщины, боящиеся Б-га», можно включить в понятие «достойна похвал» не только Б-гобоязненность, но и красоту, так как в этом случае и это достоинство истинное.

И поэтому мы находим в брайте описание внутренних преимуществ каждого из типов девушек.

«Красивые» – это те из дочерей Иерусалима, внутренние достоинства которых проявляются также и во внешнем виде, и они говорят: «Обратите внимание на красоту» – чтобы обратили внимание на то, что их преимущества раскрыты.

«Знатные» – те, у которых достоинства не раскрыты, но поскольку они происходят из знатных семей, в которых из поколения в поколение передавались знания Торы и хорошие качества, то естественно, что они были воспитаны так, чтобы продолжать семейные традиции. И они, в свою очередь, будут воспитывать таким же образом своих детей, поэтому они говорят: «Обратите внимание на семью», имея в виду семью в узком смысле слова.

«Некрасивые» – духовные преимущества которых не раскрываются, так как их родители не вели себя подобающим образом и не было никого другого, занимающегося их воспитанием. И они получились «некрасивыми» духовно и, следовательно, материально.

Но у этого типа дочерей Иерусалима само сознание того, что они «некрасивые», вызывает чувство горечи и самоотречения. Несмотря на то, что им не у кого было перенять хорошие качества, они сами принимают на себя царство Всевышнего, подчиняя себя Его воле. И это является причиной их особенного духовного возвышения, поэтому они говорят: «Делайте свой выбор ради высших целей», т.е. они хотят, чтобы женихи выбирали невест, не обращая внимания на внешние достоинства, а только «ради высших целей».

Таким образом получается, что у них тоже есть преимущество «семьи», поэтому «некрасивые» говорят вместе с остальными дочерями Иерусалима: «...Обрати внимание на семью». Чувство горечи девушки из «некрасивых» – результат того, что она – дочь еврейского народа, дочь Сары, Ривки, Рахели и Леи, и поэтому осознает, насколько «горько и плохо то, что оставила Г-спода, Б-га твоего» (Ирмия, 2:19), 10. Единство в танце, несмотря на различия.

Вышеуказанная разница между мишной и брайтой (в мишне говорится об общем преимуществе дочерей Иерусалима, а в брайте – о частных преимуществах каждого из типов) выражается также в различии продолжений мишны и брайты.

В танце проявляется единство всех дочерей Иерусалима и поэтому они «...выходили в одолженных платьях, чтобы не стеснялись те, у которых не было своего». Таким образом, понятны слова мишны в продолжении: «Также он говорил: «Выходите и посмотрите, дочери Циона, на царя Шломо» (Песнь песней, 3:11).

Комментарий Раши на это: «Шломо – Царь, которому принадлежит мир (шалом)». Единство и мир между всеми дочерями Иерусалима достигаются через «выходите и посмотрите... на царя Шломо», т.е. действия, связанные с Царем, «которому принадлежит мир», устанавливают мир между всеми дочерями Иерусалима.

Это единство проявляется двояко:

а) во внутреннем ощущении, что они составляют единое целое без всяких различий между ними;

б) даже осознавая личные достоинства каждой, они существуют в мире и единстве.

И в этом различие между мишной и брайтой: в мишне говорится обо всех дочерях Иерусалима как об одном целом, а в брайте объясняются различия между ними, подчеркивается, что мир и единство среди них устанавливаются не путем устранения личных преимуществ каждой, а наоборот, несмотря на раскрытые различия между достоинствами разных дочерей Иерусалима, которые они ясно высказывают, они выходят вместе в одном танце, в мире и единстве.

Отсюда становится понятным, почему Талмуд приводит в продолжении брайты высказывание «В будущем Всевышний сделает хоровод праведников... и каждый из них будет указывать на Него пальцем...», – смысл которого в том, что каждый праведник укажет на Всевышнего своим пальцем, т.е. в соответствии со своим духовным уровнем, и, вместе с тем, все праведники будут объединены в это время в общем хороводе. 11. Два вида единства, не отрицающего различий.

В единстве, не отрицающем различий, можно также выделить два момента, относящихся к нашему объяснению мира между праведниками:

а) не имеет никакого значения, что каждый праведник отличается от другого своим служением Всевышнему и духовным уровнем, поскольку Всевышний «...будет находиться среди них...», Он «устанавливает мир» между ними, и это приводит к объединению всех праведников в хороводе, несмотря на различия; б) существует взаимное влияние одного праведника на друтого с помощью служения Б-гу и духовного уровня. Таким образом, происходит полное объединение и слияние разных уровней праведников.

И именно это подчеркивает в своем комментарии Раши: «...Каждый из них будет указывать на Него пальцем... и скажут: это наш Б-г...», т.е. каждый праведник «говорит» – влияет на других, танцующих в хороводе вместе с ним.

По мнению Тосафот, в хороводе есть только «...будет указывать на Него пальцем...», но это не влияет на других праведников, участвующих в хороводе, а является просто прославлением Б-га. Таким образом, единство в хороводе не станет полным слиянием разных уровней праведников, как объяснялось выше.

12. Танец – раскрытие бесконечности.

Хоровод – движение по кругу, и это намек на бесконечность. Смысл фразы «В будущем Всевышний сделает хоровод праведников...» в том, что их радость и наслаждение будут выше каких-либо ограничений. «...Каждый будет указывать... пальцем» – в соответствии со своим личным уровнем, и в этом проявится сущность личности (кетер – корона, венец), которая выше ограничений.

Поэтому Тосафот считают, что не будет происходить полного слияния уровней праведников, так как оно возможно только в состоянии распространения и взаимопроникновения. Но в сущности каждого уровня нет места для какого-либо другого. И поэтому нужно сказать, что мир и единство в танце возможны только когда не имеют значения различия уровней праведников.

Это соответствует также высказыванию мудрецов, что в будущем «каждый будет обжигаться от хупы другого» (Талмуд, Бава Батра, 75а). «Хупа» намекает на «внешнее покрытие», «окружение» – кетер праведника и его духовный уровень. В аспекте «хупа» не существует объединения различных ступеней, поэтому возможно, что «каждый будет обжигаться от хупы другого».

Но необходимо сказать, что, по мнению Раши, так будет только на первом этапе. А затем раскроется истинное единство, исходящее из сущности вещей и включающее в себя различные противоположности, что приведет к объединению всех уровней праведников в мире и истинном единстве.

 

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру