Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ханука

Основная идея этой субботы в том, что это шабос Ханука.

Гемора (Талмуд) рассказывает (Шабос, 21,2), Что (произошло в) Ханука? Когда вошли греки в Храм, осквернили все масла в Храме, и когда победили их Хашмонаим… на следующий год установили их и сделали праздником …»

Чудо Хануки было в том, что нашли шемен тогойр (чистое оливковое масло), чтобы зажечь свечи в Храме, и это масло горело 8 дней, и поэтому мудрецы установили, говорить благословение, шеосо нисим («что сделал чудеса») на зажигание свечей, поскольку это главное чудо и содержание праздника Ханука.

Это значит, что (духовная) работа Хануки — это зажигать свечи, освещать. Мы находимся в галуте[1], на улице темно. Время зажигания ханукальных свечей — это мишетехшах — когда становится темно; тогда идут и  и делают светло. Эта работа способом ‘снизу вверх’. Нет никаких гилуйим (открытия света Вс-вышнего) способом ‘сверху вниз’.

2/ И это различие нейройс гамикдош (свечей Храма) и нейройс Хануко (свечей Хануки).

В этом есть два основных различия:

1) Свечи в Бейс гамикдош (Храме) зажигают внутри, а свечи Хануки — снаружи.

2) Свечи Храма зажигают засветло, а свечи Хануки — когда стемнеет.

Оба этих признака — хуц (снаружи) и хойшех (тьма) указывают на противоположность кдушо (святости). Поскольку кдушо — это свет — противоположность тьмы, и ее задача — сделать диро лой йисборах (жилище для Вс-вышнего в нижних мирах) — противоположность хуц и идея пним (проникновения и открытия света Вс-вышнего внутри мира).

Нейройс гамикдош зажигают засветло и внутри, поскольку есть гилуй милмаало лемато (открытие света Вс-вышнего «сверху вниз»). Свечи Ханука зажигают мишетехшах, поскольку ее смысл это движение милмато лемаало («снизу вверх», т.е. человек своей работой «внизу» притягивает свет Вс-вышнего «сверху» в этот материальный мир), освещать даже хойшех митн хуц.

И порядок в этом — не так, как говорят бейс Шамай (последователи школы Шамая) — что каждый следующий день нужно зажигать меньше, чем в предыдущий, как жертвоприношение быков в праздник (Суккот), но должно быть мойсиф вегойлех, маалин бакойдеш (все больше и больше, «поднимаются в святости»), что каждый день зажигают еще свечу, делают все светлее и светлее, пока не будет велайло кейойм йоир («и ночь будет светить как день»).

3) Гойроо (практическое указание) из этого:

Нужно освещать тьму, стать снаружи и освещать тьму, и с шемен тогойр, и бедерех милмато лемаало, и мойсиф вегойлех (чистое масло, «снизу вверх», все больше и больше).

4) Чудо Хануки было, когда вошли греки в Храм, осквернили все масла в Храме, и когда победили Хашмонаим, нашли пах шемен тогойр (кувшин чистого масла)…»

Что значит, осквернили масло?

            «Тимъу»[2] не означает, что из масла что-то вынули, или привнесли что-то внутрь. Нет, не более того, что греки дотронулись до него, и через это оно стало томэй (нечистым).

5/ Внутренний смысл в этом объясняется в Хасидус, что война греков была — светская наука. Хотя они не мешали учить Тору, но поскольку ставят Тору и хохмойс хицойнийейс (светскую науку) легавдил (разделить между святым и будничным) в одном храме, сравнивают хохмо йевонис (греческую мудрость) с Торой, что Тора это сехел (разум) как все науки, говорят на это, что это — томэй.

Поскольку весь вопрос тумъо ветогоро[3]это как говорит Мидраш, а Рамбам приводит коротко, «лой гамейс метамей, велой гамайим метагарин, эло хуко хокакти, гзейро гозарти (не мертвец оскверняет и не вода очищает, но закон я установил), это хуко (иррациональная заповедь), которая выше чем сехел (разум).

И это есть смысл того, что греки осквернили все масло. Шемен  (масло) — это хохма (качество мудрости)), как известно. Даже если разрешают учить Тору, но допускают туда внутрь также греков, допускают в Храм Торы греческую мудрость, и ставят ее на одну и ту же ступень, это есть тимъу кол гашманим (осквернили все масла), и нужно иметь на это мсирус нефеш (готовность на самопожертвование), чтобы не допустить этого.

6) Гойроо (практическое указание) из этого в наше время:

Есть такие, которые утверждают: Тора это разум, «Ибо это мудрость ваша в глазах народов», так кого волнует, что в это будут вмешивать также другие науки. Пару часов учить Тору…пару часов другие науки, легавдил, и делать из этого раввинов, что плохого может из этого выйти?

Этому учит нас нейс хануко (чудо Хануки):

Когда идут этим путем, тогда не только чистое масло не очищает нечистое, но наоборот, осквернили все масла, что чистое масло тоже становится нечистым.

И это приводит не только разрушение берухнийус (духовное), но также бегашмийус (материальное), рахмоно лицлан (не дай Б-г), как Рамбам рассказывает про Ханука, что греки простерли свои руки на их имущество и их дочерей, и все это связано с тем, что тимъу кол гашманим.

Поскольку на самом деле нееврей не может иметь никакой власти над евреем. Но как они имеют власть? — Через то, что сами допускают греков. Мегорсаих умахриваих мимейх йейцеу («Разрушители твои из тебя выйдут») (Ишая,49,17).

Но когда не допускают Грецию, греческую мудрость, в Храм, Храм Торы, тогда масло — это шемен тогойр

(Из сиха шабос паршас вайейшев 5716)


[1] изгнание

[2] «осквернили»

[3] «чистое» и «нечистое»