Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Берейшит

Беседа 1

1. Рабеим[1] Любавича, руководители Хабада, говорили, что от того, как человек проводит субботу, когда читают главу Брейшит[2], зависит весь год[3].

Однако непонятно, почему это должна быть именно суббота главы Брейшит? Есть другие очень важные главы Торы, например, глава о даровании Торы. В них говорится о велениях Всевышнего и о различных вопросах, которые в других разделах Торы не встречаются. Почему, однако, они не касаются того, каким будет наступивший год? Что в главе Брейшит особенного, почему именно от нее зависит поведение человека в течение всего года?

2. Начинается эта глава так: «В начале сотворил [бара] Всесильный небесное и земное»[4]. Всевышний сотворил все из абсолютного ничто[5]. Из этого следует[6], что сотворение продолжается постоянно, каждую минуту и каждое мгновение.

Вот что произошло при сотворении: то, что не существовало (абсолютное ничто), стало существующим материальным нечто. Это нечто — совершенно новое, чего до того не было. И это сотворение продолжается постоянно: ежеминутно все в мире возникает заново — вновь и вновь.

Так и объясняется в книге «Тания»[7] стих «Навсегда, Б-же, слово Твое стоит в небесах»[8]. Это означает, что все творения и сейчас есть ничто и что их существование постоянно зависит от творящей воли Б-га. Более того — это значит, что сама сущность всякого творения есть Б-жест-венность.

3. Это дает возможность понять, почему именно суббота, когда читают главу Брейшит, имеет отношение ко всему году. Все служение человека Б-гу на протяжении всего года основано на том, чтобы помнить об этом постоянном вершении Б-га.

Когда еврею нужно из своих обыденных занятий, связанных с миром материального, сделать «сосуд» для Б-жест-венного[9], ему кажется это трудным или даже невозможным из-за того, что это как бы не соответствует естественному ходу вещей. И тогда он вспоминает, что «навсегда, Б-же, слово Твое стоит в небесах» — что мира в сущности нет, а если он есть, то только оттого, что «И сказал Всесильный: «Да будет свет»», и только поэтому и «стал свет», только поэтому сущие получают существование, ничто превращается в нечто. Так и в отношении всех остальных десяти Речений[10]. «Всевышний смотрел в Тору и творил мир»[11] — Всевышний смотрел в Тору (на десять Речений) и этим сотворил мир. И когда человек по-настоящему осознает, что само существование мира зависит только от десяти Речений Торы[12], он понимает, что оно (существование мира) не может быть препятствием для исполнения заповедей Всевышнего, ибо в той же Торе написано: «Я -Б-г, Всесильный твой»[13] — со всеми 613 заповедями»[14].

Когда в нем утвердится понимание того, что сущность мира — Тора, он, даже идя по улице или занимаясь своими собственными делами[15], будет повторять по памяти изречения мудрецов, Тегилим, Мишну или книгу «Тания». И каждым своим добрым поступком он повлияет на равновесие мира[16]. Его осознание внутреннего смысла слов «сотворил Всесильный» влияет на весь мир, на «небо и землю и все их воинства», то есть на все сотворенное.

4. Когда речь идет о том, что суббота главы Брейшит касается всего года[17], имеется в виду все, что происходит в этом году, как в области духовного, так и в области материального.

Знание и осознание того, что «навсегда, Б-же, слово Твое стоит в небесах», касается не только духовного служения Б-гу, это приводит к тому, что человек освобождается от озабоченности своими делами в физической жизни. Ведь люди полны забот о семье, здоровье и заработке[18]и иногда забывают, что все — от Всевышнего, как об этом говорится в книге «Тания»[19].

Но если человек постоянно будет помнить, что все от Всевышнего, он освободится от излишних забот, зная, что «из уст Всевышнего не исходят бедствия»[20], от Него исходит только добро. И когда он это глубоко поймет, он воочию узрит также и неявное, невидимое добро[21].

Беседа 2

5. Существует еврейский обычай в субботу главы Брейшит продавать «восхождения» (алийот}[22] на весь год.

Ребе, мой тесть[23], назвал восхождение к Торе «восхождением к нижним, вторым и третьим ярусам»[24] и еще выше. Это означает, что ступени души человека, нефеш, руах, нешама, хая, йехида[25], возносятся и в конце концов сущность его души как бы вступает в связь с сущностью Эйн Софа, благословен Он[26] — с Самим Всевышним.

Поэтому, хотя перед изучением Устной Торы (Талмуда) нельзя произносить благословение, если человек не понимает изучаемое[27], когда приглашают человека к чтению Торы, следует произнести благословение, даже если приглашенный — полный невежда и не понимает читаемого. И это потому, что, хотя здесь, внизу, он ничего не понимает, его восходящие ступени души, нефеш, руах, нешама, хая, йехида, там, наверху, хорошо все понимают, а сверху это понимание привлекается и книзу. Поэтому Письменная Тора называется Микра («читаемое»), а слово кара означает как «читать», так и «взывать» — взывать Кверху и привлекать книзу[28].

Таким образом мир связан с Торой, как сказано: «Всевышний смотрел в Тору и творил мир»[29]. (В Талмуде Тора называется «чертежом и калькой».) И когда еврея вызывают к чтению Торы, влияние этого чтения проявляется также и в области материального.

6. Также как восхождения (алийот) к чтению Торы в субботу, в понедельник и четверг[30] связаны с первым чтением Торы в субботу главы Брейшит, так это и в отношении установления определенного времени для изучения Торы[31] -в субботу Брейшит можно решить взять на себя обязательство больше учить Тору, как раскрытую Тору, Талмуд, так и теорию хасидизма — тайны Торы. В добавление к тому, что каждый еврей приходит к доброму решению в месяце тишрей (когда наступает новый год) — решает назначить время для изучения Торы, в субботу Брейшит следует к этому сколько-то добавить, причем изучение теории хасидизма должно быть связано с недельной главой Торы, то есть надо изучать книги «Тора ор» и «Ликутей Тора»[32].

Да поможет Всевышний, чтобы каждый пришел к такому решению в соответствии со своими подлинными способностями и сделал столько, сколько он в действительности может, а также в соответствии с корнем (источником) своей души[33].

Когда человек в субботу Брейшит принимает решение ежедневно больше учить Тору, это дает ему силы выполнять свое решение в течение всего года. И позднее можно таким образом избежать многих трудностей. Это поможет ему также и в заботах о семье, здоровье и заработке.

Шла речь уже не раз о большой помощи в изучении, какую дает сокращенное изложение. Вот изложение вышесказанного: каждый должен взять на себя добавление[34] в изучении Торы, как в изучении раскрытой части Торы (Талмуда), так и в изучении теории хасидизма (тайн Торы).

Беседа 3

7. Сегодня суббота, в которую благословляют месяц мар-хешван[35]. Этот месяц называется мархешван, так как тогда начинается сезон дождей[36]. В учении хасидизма объясняется разница между росой и дождем[37]. Дождь имеет отношение к служению творений — нужно молиться о дожде. Роса же выпадает «сверху вниз» (пробуждение Свыше, без труда человека), а также «роса выпадает постоянно»[38]. И так как дождь зависит от служения творений, его тяжелее получить.

В этом состоит разница между летом и зимой. Летом выпадает роса — «пробуждение Свыше», а зимой дождь -«пробуждение снизу», поэтому зима — более тяжелое время года[39].

И еще одно различие между летними и зимними днями: летом сильно светит, в духовном отношении, «солнце и щит Б-г Всесильный»[40] — поэтому светит больше и физическое солнце, особенно в период месяца тамуз[41]. Но зимой это не так — это время служения в форме «пробуждения снизу».

Ребе, мой тесть, сказал однажды, что летом служение -служение Всевышнему — легче, чем зимой.

Суббота, в которую благословляют месяц мархешван, придает силы на месяц дождей Сама эта суббота наступает, когда еще не кончился месяц тишрей — «седьмой месяц, насыщенный всем» (седьмой месяц, если считать от нисана[42] — насыщенный всем[43]). Поэтому именно тогда дается сила человеку для зимнего служения. Несмотря на то, что это «пробуждение снизу», это придает силы.

И во время зимнего служения от субботы, в которую благословляют месяц мархешван, исходит помощь на весь год, как в духовном, так и в материальном отношении.

Из беседы в субботу главы Брейшит 5716 г. (1955 г.)

Примечания

Глава Брейшит

[1]  Рабеим – мн. ч. от Ребе (праведник-глава хасидов; глава евреев всего поколения).

[2]  Первая глава Торы, в которой приведен рассказ о сотворении мира. Эту главу читают сразу же по окончании праздников Рош-гашана, Йом-Кипур и Сукот.

[3]  Сефер гамаамарим 5711, стр. 59.

[4]  Брейшит, 1:1.

[5]  Слово бара («сотворил») на древнееврейском языке означает «сотворение из ничего; см. комм. Рамбана к этому стиху.

[6]  См. Тания, ч. 2. гл. 2.

[7]  Тания, ч. 2, гл. 3.

[8]  Тегилим, 119:89.

[9]  Под термином «сосуд» в теории хасидизма имеется в виду то, что принимает в себя Б-жественное влияние, или «Свет». Например, человек может стараться делать что-то не для себя и не для своего удовольствия или не в соответствии с тем, что он понимает, а выше того – только ради Всевышнего, тогда он становится «сосудом», в котором с отстранением собственного «я» освобождено место для Б-жественного влияния.

[10]  Каждое «И сказал Всесильный» называется Речением, которым был сотворен мир. Слово брейшит («в начале») -первое Речение. В нем нет слов «и сказал…», так как это -общее Речение, которым потенциально было сотворено уже все, хотя еще не была придана форма.

[11]  Зогар, ч. 2, стр. 161а. Тора предшествовала миру (см. Брейшит раба, 8:2). и можно сказать, что она была как бы чертежом, по которому был сотворен мир (там же, 1:1). Иными словами, при сотворении мира Б-г взял Тору за основу, и мир создан в соответствии с ее содержанием и велениями.

Именно это имеется в виду в словах «Всевышний смотрел в Тору и творил мир». И так как мир, природа сотворены в соответствии с Торой, противоречие между ними невозможно и ничто не может препятствовать исполнению 613 заповедей, содержащихся в Торе.

[12]  Тания, ч. 2, конец гл. 1.

[13]  Шмот, 20:2.

[14]  «Я – Б-г…» – первая из десяти заповедей, данных при даровании Торы.

[15]  Тору следует изучать и произносить не только в синагоге или в йешиве, но и «сидя в доме своем и идя дорогою» (Два-рим, 6:7; см. Йома, 196). Знание наизусть определенных частей Торы – будь то Тегилим, Мишна или Тания – и чтение их по памяти, даже когда человек находится на работе или в пути, не только облегчает исполнение веления изучать Тору, но также оказывает чрезвычайно благотворное воздействие на самого человека и на все, что его окружает. Это средство против духовной деградации как человека, так и окружающего его воздуха. См. Гайом йом, стр. 10, а также стр. 5, 9, 27 и 35, где это подробно объясняется.

[16]  Кидушин, 406. Человек должен всегда представлять себе, что мир как бы лежит на чашах весов и что даже один его добрый поступок может перевесить зло и привести весь мир к добру.

[17]  Слово шана («год») одного корня со словом шинуй («изменение»): весь год – все изменения.

[18]  См. Моэд катан, 286, выражение «здоровье, дети и заработок»; а также Ликутей сихот 2, стр. 632 и 4, стр. 1306.

[19]  Тания, ч. 4, поел. 11.

[20]  Эйха, 3:38. «»Зло не исходит Свыше» (Брейшит раба, 51:3) и все – добро, хотя оно и не поддается постижению из-за того, что это – огромное и изобильное добро»» (Тания, ч. 4, поел. 11, см. там подробное объяснение).

[21]  Имеется в виду, что то, что нам видится как зло, есть также добро, но источник его так высок, что его не видно. Если же человек осознает, что все от Б-га, он может дойти до такой ступени, когда он во всем распознает добро Всевышнего.

[22]  Имеется в виду приглашение человека к чтению Торы, которое происходит на небольшом возвышении. Право такого приглашения не обязательно покупается, но есть обычай устраивать нечто вроде «аукциона» в пользу общины. Таким образом синагога получает средства на ремонт, оплату служащих и т. п.

[23]  Шестой Ребе Хабада. р. Йосеф-Ицхак Шнеерсон.

[24]  Парафраза стиха из Брейшит. Перед всемирным потопом, описываемым в Торе, Ноаху было поручено построить ковчег для спасения праведников и всего живого. В этом ковчеге должны были быть три яруса: для людей, для животных и для отходов.

[25]  Брейшит раба, 14:9. Ступени души: нефеш – область действия, руах – область чувства и нешама – область разума. Эти три ступени души, которые связаны с телом. Хая и йе-хида – ступени души, которые выше связи с телом – надсоз-нание и ощущение Б-жественного.

[26]  Бесконечный. Имя Б-га. часто употребляемое в Кабале и в теории хасидизма.

[27]  Маген Аврагам к Шулхан аруху, Орах хаим, конец п. 50. Перед исполнением заповеди произносится благословение. Есть благословение, которое произносят перед изучением Торы.

[28]  См. Ликутей Тора, Ваикра, стр. 56. Слово микра, означающее Писание, происходит от корня кара – «взывать», «призывать». Чтение Торы – нечто столь возвышенное, что оно призывает и привлекает проявление Б-жественного света.

[29]  Брейшит раба, 1:1.

[30]  Кроме праздников и дней постов, в эти дни также публично читают Тору. Это установление Моше, пророков и Эзры Гасофера (см. Бава кама. 82а; Иерусалимский Талмуд, Мегила, 4:1 и Масехет софрим, ч. 10).

[31]  Рекомендуется избирать определенное время дня, предназначенное для изучения Торы – по крайней мере утром и вечером.

[32]  Книги основателя хасидизма Хабад, Алтер Ребе, в которых излагается теория хасидизма в связи с недельной главой Торы.

[33]  Высота и качество души человека зависят от того, из какого источника в верхних духовных мирах она происходит. Так, например, душа человека, происходящего из сфиры Хохма, склонна к интеллектуализации, а душа, происходящая из сфирот, называемых «мидот», склонна к эмоциональному восприятию и т. п.

[34]  Количественное и/или качественное.

[35]  В субботу перед первым днем месяца в синагоге произносят молитву-благословение наступающего месяца. Мархешван или просто хешван – второй месяц года, следующий за месяцем тишрей.

[36]  В книге Арух сказано, что в стихе «польется как дождь учение мое» (Дварим, 32:2) имеется в виду дождь в месяц мар-хешван. Слово мар означает также «капля».

[37]  См. Ликутей Тора, отрывок, начинающийся словами Гаази-ну гашамаим (ч. 4, стр. 73а и далее).

[38]  Таанит, За.

[39]  Имеются в виду сезоны в Стране Израиля.

[40]  Тегилим, 84:12 (см. Тания, ч. 2, гл. 4, где объясняется понятие солнца как символа Всевышнего).

[41]  Месяц тамуз соответствует примерно июню-июлю. Период месяца тамуз – летний период.

[42]  Хотя год начинается в месяце тишрей, в некотором отношении нисан считается первым месяцем.

[43]  Ваикра раба, 29:8. Слово шева («семь») на древнееврейском языке имеет тот же корень, что и слово сова («насыщение»).