Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Берейшис

Берейшис боро Элойким эйс гашомаим веэйс гоорец

Известно высказывание Рабейим – Руководителей Хабада, что шабос Берейшис (суббота, когда читается недельная глава "Берейшис") касается всего года, и так, как ставят себя в шабос берейшис, так идет весь год.

На первый взгляд непонятно: почему именно шабос берейшис? А что же с временем дарования Торы, и что же вообще со всеми остальными главами, что заповеди и вопросы в них упоминаемые, не повторяются в Торе второй раз, следовательно, те главы также касаются всего года, почему же есть исключение, что именно шабос берейшис относится к поведению в течение всего года?

"Берейшис боро Элойким эйс гашомаим веэйс гоорец" — "В начале создал Б-г небо и землю" – что Вс-вышний создал весь мир из полного ничто,  — обязывает сказать, что творение продолжается постоянно, каждую минуту и каждую секунду.

Это значит, что та новость, которая была создана в  шесть дней творения, что раньше было полное ничто, и было создано существование реальности, что это безусловно, потрясающая новость, это происходит каждую минуту, постоянно есть новое творение.

Также он подробно объясняет в Танья, в комментарии на посук «вовеки гашем слово твое стоит в небесах», что на самом деле каждое творение само по себе также и сейчас полное ничто, и все его существование лишь потому, что Вс-вышний его постоянно творит, и само собой, его все существование  это – Б-жественность.

3. Поэтому можно понять, почему шабос берейшис касается всего года, ибо помнить берейшис боро это основа работы в течение всего года.

Когда идет речь о том, что от еврея требуется сделать также его материальные занятия сосудом для Элойкус, и ему думается, что из-за естественного порядка вещей в мире это ему трудно, или вообще невозможно,  — но когда он вспоминает  что «вовеки слово Вс-вышнего стоит в небесах» — что на самом деле вообще не существует никакого мира, а то, что существует, это только потому, что «и сказал Вс-вышний «да будет свет»  — поэтому «и стал свет», и так же в остальных 10 изречениях «Вс-вышний смотрел в Тору и сотворил мир» — со стороны четкого понимания, что все существование и «реальность» мира это только 10 изречений Торы, он точно знает, что существование мира не может быть препятствием для выполнения мицвойс, ибо в той самой Торе сказано «Я гашем Б-г твой» со всеми 613 заповедями.

Когда у него отложится в голове, что существование мира это Тора, то даже когда он идет по улице, и он в середине своих дел, он скажет слово мудрецов, тегилим, мишнайес, или главу из Танья. И с каждым добрым делом, что  он делает, он перевешивает весь мир в сторону зхус, т.е. что его понимание и сосредоточенность на «берейшис боро Элойким» — имеет результат, который затрагивает «небо и землю и все их воинства», т.е. все творение.

4. Смысл слов что шабос берейшис касается всего года означает, что это касается всех вещей, как духовных, так и материальных.

Знание и признание что вовеки слово Вс-вышнего стоит в небесах, касается не только духовной работы, но также чтобы не иметь никаких волнений от материальных вещей. Ибо то, что человек обеспокоен тем, что у него не хватает в бонэй хайей умзойней (дети, здоровье, заработок) – это все потому, что он забывает на секунду, что все  идет от Вс-вышнего, как это объясняется в Танья.

Но когда он будет постоянно помнить, что все приходит он Вс-вышнего, — он не будет волноваться, ибо он знает, что «от него не исходит зло», то лишь добро. И когда это станет его убеждением, он увидит также материальными глазами, как это есть добро в открытом и явном благе.

(Ликутей сихойс, т. 1 гл. Берейшис)