Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Лаг баОмер (частичный отредактированный перевод)

Лаг баОмер

1

В отношении празднования Лаг баОмер приводится несколько объ­яснений, и вот некоторые из них:

1) ученики рабби Акивы которые умирали между Пейсах и Швуэс -прекратили умирать в этот день.

2) Это день hилуло[1] Рашби — го­довщина Рашби (и он сказал, что нужно радоваться в день его смер­ти).

Все вещи в Торе — абсолютно точ­ны. Необходимо сказать, что есть отношение в содержании и смысле между этими двумя событиями, кроме того, что сам Рашби был также учеником рабби Акивы.

Нужно понять: какая связь между тем, что «ученики рабби Акивы прекратили умирать» и hилуло Рашби?

И следует сказать объяснение в этом: в день [физической] правед­ника собираются вместе «все его дела и его служение, что он слу­жил Вс-вышнему все дни его жиз­ни[2]«, что это (его дела и т.д.) — его истинная жизнь, и понятно, что в день, когда завершается его слу­жение на земле, он достигает сво­его совершенства[3], и это светит в раскрытии.

И поскольку служение Рашби бы­ло противоположностью (двадцати четырех тысяч учеников рабби Акивы, которые) умерли, это слу­жение, которое приводит к «пре­кратили умирать» (как далее будет объясняться) — поэтому его hилуло (когда совершенство его служения светит в раскрытии) — в день, когда «прекратили» — в Лаг баОмер.

Хазал[4] говорят, что двадцать че­тыре тысячи учеников рабби Аки­вы «не уважали друг друга»[5]. На первый взгляд удивительно:

Рабби Акива — автор слов «возлю­би ближнего своего как себя само­го — это великое правило в Торе». Как же могло случиться, что его ученики — которых истинная Тора называет «учениками рабби Акивы» — не уважали друг друга?

Одно из объяснений в этом: У каждого из учеников рабби Аки­вы был свой путь, как он понимал учение своего учителя, и соответ­ственно этому он служил Вс-вышнему (у одного основное было — любовь к Вс-вышнему, у другого — страх перед Вс-вышним, и т.д.); и каждый был настолько проник­нут своим способом учения и служения, что каждый из них был совершенно убежден, что тот, кто не следует этому пути — не дости­гает совершенства.

И поскольку они были учениками рабби Акивы, который делал осо­бенный акцент на «возлюби ближ­него своего, как себя самого», каж­дый из них не ограничивался тем, что сам поднимался все выше и выше, но также старался воздейст­вовать на всех своих товарищей, чтобы и они служили Вс-вышнему именно его путем. И когда другие ученики не прини­мали этот путь (поскольку они были проникнуты собственным путем служения) — то «не уважали друг друга»: поскольку они были людьми правдивыми (не, не дай Б-г, «одно в устах, и другое — в сердце»), у них не могло быть истинно­го чувства уважения одного к дру­гому, поскольку, по его мнению, у другого не хватало в совершенстве служения Вс-вышнему.

3

Поскольку они были учениками рабби Акивы, понятно, что этот порядок служения учеников рабби Акивы — быть настолько погру­женными каждый в свой способ служения, так, чтобы даже не до­пускать, что другой путь тоже мо­жет быть совершенным — имеет корень в служении самого рабби Акивы.

И следует сказать объяснение в этом: рабби Акива все свои дни стремился к самопожертвованию. Как говорит Геморо, что рабби Акива сказал своим ученикам: «все дни мои я огорчался… когда при­дет в мою руку, и я исполню ее». Мсирус нефеш захватывает чело­века полностью. Когда человек находится в движении мсирус не­феш — не остается ничего в его ду­ше, что бы не было бы пронизано мсирус нефеш.

И таким же было служение два­дцати четырех тысяч учеников рабби Акивы:

Они унаследовали от рабби Акивы стремление к самопожертвованию, и само собой, каждый аспект в служении Вс-вышнему был у них с мсирус нефеш, охватывал и прони­зывал все их существование. Они были настолько преданы к этой идее всем сердцем и душой, что не было (в этот момент) никакой воз­можности для другой идеи.

4

Несмотря на высокое достоинство такого служения, это не в полной мере соответствует намерению Вс-вышнего.

Служение мсирус нефеш само по себе приводит человека к «роцой[6]» — «выйти» из мира, и при­близиться к Вс-вышнему, до такой степени, что душа стремится отде­литься от тела и подняться к Небе­сам. Несмотря на то, что служение, пронизанное мсирус нефеш это, на первый взгляд, наивысший уро­вень служения — оно не соответст­вует Б-жественной цели Творения, поскольку Высшее намерение со­стоит в том, чтобы после мсирус нефеш, «роцой», должно прийти, и в еще большей степени — движение «шойв[7]«, привлечь Б-жественность вниз. И это достига­ется только посредством упорядо­ченного служения, служения, ос­нованного на понимании и пости­жении.

И следует сказать, что это есть также (внутренний) смысл слов Хазал: «и все они умерли, по­скольку не вели себя уважительно друг к другу, и мир был опусто­шен»: поскольку их служение было проникнуто самопожертвованием и стремлением «вверх», то мир, нижний мир, остался «пустынным» — не стал «жилищем для человека, а остался «Святой пустыней». Не было основательного и постоянно­го притяжения Б-жественности в нижний мир.

И это было достижение пяти (по­следних) учеников, которые «вос­становили Тору» — служение «шойв».

Несомненно, что эти учеников — учеников рабби Акивы — обладали способностью полного самопо­жертвования. Но их самопожерт­вование не приводило к полному отстранению от мира, так же, как у рабби Акивы, их учителя — его самопожертвование и стремление подняться было изначально, когда «вошел (таким образом, что это было) с миром» — таким образом, чтобы это впоследствии привело его к «вышел с миром», «шойв»: его стремление соединиться с Вс-вышним вплоть до того, что душа готова отделиться от тела и под­няться вверх, безо всякого ограни­чения — привело его к тому, что у него была еще большая энергия, и давало ему силы достичь совершенства — в притяжении Б-жественности вниз.

5

И этот способ служения мы нахо­дим в раскрытии у Рашби:

Тринадцать лет, когда он находил­ся в пещере, он был отделен от мира до такой степени, что неко­торые практические заповеди он не имел возможности исполнять, он исполнял их только в духовно­сти. Это есть аспект «роцой» -движение «вверх».

Но само это привело его, что, вый­дя из пещеры, порядок его служе­ния был — не уединенность, уда­литься от того, чтобы заниматься совершенствованием этого мира, но наоборот — «всюду, где разру­шал рабби Элиезер, излечивал раб­би Шимон» — он принес излечение миру, и еще больше: он искал, что он может исправить в мире.

Его вхождение в пещеру (роцой) привело к шойв — исправлению и совершенствованию мира.

И подобно этому — в его изучении Торы:

Перед тем, как он был в пещере — «спрашивал Рашби, и отвечал ему рабби Пинхас бен Яир двенадцать ответов».

После пещеры — «спрашивал рабби Пинхас бен Яир, и отвечал ему Рашби «двадцать четыре ответа» — вдвойне.


[1] Букв. (арам.) «свадьба». День смерти великих праведников назы­вается в каббале и хасидизме

[2] Игерес ha-Койдеш симан 27

[3] См. на эту тему — Сидур Алтер Ребе, Шаар Лаг баОмер

[4] Наши мудрецы, да будет благосло­венна их память

[5] Йевамот 62, 2

[6] Букв. «бег». Стремление души под­няться к Вс-вышнему

[7] «вернись».