Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ваехи

И жил Яаков в стране египетской семнадцать лет. И было дней Яакова годов жизни его сто сорок семь лет. И подошли дни Исраэля к концу, и призвал он сына своего Йосефа, и сказал ему: «Если я нашел милость в глазах твоих, то положи руку твою под бедро мое, окажи мне милость и верность: не хорони меня в Египте. И когда я уйду к отцам моим, ты вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице».И тот сказал:»Я сделаю по слову твоему.»И сказал Яаков:»Поклянись мне!» И тот клялся ему. И поклонился Исраэль в сторону изголовья постели.

 (Берейшит 47 : 28– 31)

И скончался Яаков, и был приобщен к народу своему, и пал Йосеф на лицо отца своего, и плакал над ним, и целовал его. И повелел Йосеф слугам своим – врачам, набальзамировать отца своего; и врачи набальзамировали Исраэля. И прошло сорок дней, так как это срок бальзамирования. И оплакивали его египтяне семьдесят дней. А когда прошли дни плача по нему, сказал Йосеф придворным фараона, говоря: «Если я приобрел милость в глазах ваших, скажите в уши фараона следующее: отец мой взял с меня клятву, сказав: «Вот я умираю: похорони меня в гробнице, которую я приобрел себе на земле Кнаан.» А теперь я взойду и похороню отца, и вернусь. И сказал фараон: «Взойди и похорони отца твоего, как ты ему клялся.» И отнесли его сыновья в землю Кнаан и похоронили его в пещере поля Махпела, что перед Мамрэ, которое купил Авраам в собственность для погребения у Эфрона Хетта.

(Берейшит 49:33 – 50:13)

Комментарий Раши:

«И отнесли его сыновья»: Но не сыновья его сыновей. Ибо так он заповедовал им: «Моих погребальных носилок не нести ни египтянину, ни одному из ваших сынов, рожденных дочерьми Кнаана, но только вам.» И он определил для них места: трое с восточной стороны и, так же, со всех четырех сторон. Они были расположены здесь в том порядке, в котором сыны Израиля шли по пустыне при своих знаменах. Леви не должен нести потому, что ему предстоит нести Ковчег, и Йосеф не должен нести, ибо он царь – Менаше и Эфраим заменят их. К этому относится сказанное: «каждый при знамени своем, по знакам» (Бемидбар 2:2) – согласно знаку, который передал им их отец, сказав, как нести его носилки.

 


1. Необходимо понять слова Раши: «Леви не должен нести … Йосеф не должен нести». В связи с тем, что Яаков взял клятву с Йосефа: «И вынесешь ты меня из Египта», возможно ли чтобы Йосеф не нес погребальные носилки с телом отца? Ведь обязанность переноса тела Яакова из Египта в Эрец Исраэль была в основном возложена на Йосефа. Поэтому напрашивается вывод, что он должен был бы исполнить все связанное с переносом тела Яакова, в том числе и то, что Йосеф будет сам нести носилки, т.е. дословное выполнение клятвы, которую он дал Яакову.

Это же касается и Леви. Причина, указанная Раши, что Леви предопределено нести Ковчег Завета, и поэтому он не должен выносить носилки с телом отца, вызывает вопрос: ведь это произойдет лишь в будущем?! И более того, Ковчег будет переносить не он сам, а лишь его потомки – четвертое от него поколение. Почему же у него отобрано право на вынос тела отца (когда мы знаем, что вынос носилок с телом покойного – в принципе является заповедью, а тем более, когда речь идет об родном отце)?

2. Объяснение вышесказанного следующее: Раши говорит, что «Менаше и Эфраим заменят их (Йосефа и Леви).» Это значит, что Менаше и Эфраим не только занимают место Йосефа и Леви у носилок и засчитываются в число 12-ти несущих тело, но Менаше и Эфраим заменяют их – т.е. при этом они являются  посланниками Йосефа и Леви. А это значит, что Йосеф и Леви все же исполнили заповедь переноса тела отца, хотя и не несли носилок лично, так как о посланнике сказано – «посланник человека равносилен ему» (Талмуд, трактат Кидушин 41:2). Благодаря этому объяснению мы также поймем, почему Раши в своем комментарии на слова Торы «И вынесли его сыновья его» добавляет: «Но не сыновья сыновей», и продолжает – «Менаше и Эфраим несли носилки». Когда Менаше и Эфраим несли носилки Яакова, они были вместо Йосефа и Леви, и значит слова: «И вынесли его сыновья его», соответствуют истине, так как они относятся к пославшим Менаше и Эфраима, а именно к Йосефу и Леви.

3. Но необходимо разобраться: то, что Менаше и Эфраим могут быть вместо Йосефа, понять легко, потому что сыновья занимают место отцов. Но какое отношение имеют Менаше и Эфраим к Леви, чтобы замещать его?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в недоумении комментаторов по поводу слов Раши: «Леви не должен нести носилки, потому что ему предстоит нести Ковчег». В Торе говорится, что когда еврейский народ выходил из Египта, то «…взял Моше кости Йосефа с собой» (Шмот, 13:19). Но ведь Моше был из колена Леви, и даже из семьи Кеата – именно той, которая занималась переносом Ковчега Завета. Тем не менее Моше, будучи из колена Леви, взял с собой кости Йосефа. Так почему же сам Леви не мог нести носилки отца?

4. Все это можно объяснить следующим образом. Известно, что началом египетского гнета является кончина Яакова (как говорит Раши в начале главы: «вскоре после смерти нашего отца Яакова, закрылись глаза и сердца евреев от бед порабощения»). Значит тот факт, что Яаков находился в Египте, отодвигало «беды порабощения.» Существование Яакова не допускало египетского изгнания, и даже то, что он вместе со своими потомками спустились в Египет, было лишь продолжением предыдущего изгнания – изгнания земли Кнаан. При жизни Яакова евреи не чувствовали притеснений в Египте, более того, им была  дана лучшая земля страны – «тук земли».

Поэтому то, что тело Яакова было вынесено из Египта и захоронено в земле Израиля, было еще одной ступенью на пути к порабощению. Теперь понятно, почему Леви и Йосеф не несли похоронные носилки. Мы находим общее в Леви и Йосефе – то, что они были выше аспекта «египетский гнет», они препятствовали его появлению и никак не могли ему способствовать.

Мидраш говорит о Йосефе – все время, пока был жив Йосеф, у евреев не было тягот Египта; после смерти Йосефа «гнет возложили на них» (Шмот Раба 1:8). Поэтому сказано, что как будто в тот день (день смерти Йосефа) спустились евреи в Египет, поэтому лишь тогда действительно началось рабство.

О Леви говорит Раши: «Почему отмечено число лет Леви? Чтобы показать, как долго продолжалось порабощение. Ведь до тех пор, пока жил  хотя бы один из родоначальников колен, не было порабощения, ибо сказано: «И умер Йосеф и все его братья» I (Шмот 1:6) и далее сказано: «и встал новый царь» (Шмот 1:8), а Леви жил дольше всех» (комментарий на Шмот 6:17).

Более того, находим мы подобное явление и по отношению к колену Леви. В то время, когда начались тяжести гнета, рабская работа не была возложена на колено Леви.

5. Теперь понятно, почему Леви и Йосеф не должны были принимать участие в похоронах. Похороны Яакова – очередная ступень к рабству. Леви и Йосеф не имеют никакого отношения к этому, так как они не совместимы с рабством.

Намек на это в словах Раши – «Леви не должен нести потому что ему предстоит нести Ковчег. Йосеф не должен нести, ибо он царь».

Комментаторы объясняют: колено Леви не было порабощено, потому что в будущем им носить Ковчег, т.е. тот  факт, что они будут носить Ковчег Завета, не допускает рабства.

По поводу Йосефа Раши подчеркивает, что он царь, а следовательно Египет не имеет на него никакого влияния. Более того, пока он управляет Египтом, очевидно, что в Египте не может быть порабощения евреев.

Но относительно того, что «взял Моше кости Йосефа с собой» во время исхода евреев из Египта, все меняется. Перед смертью Йосеф «наказал сынам Израиля, говоря: Когда вспомнит вас Б-г, и вы вынесете мои кости с собой» (Берейшит 50:25). Эти слова – условие и аспект освобождения. Поэтому обязанность похоронить останки Йосефа возложена именно на колено Леви. А в самом колене ни на кого иного как на Моше-рабейну – избавителя Израиля

6. С другой стороны, надо разобраться в следующем: если Леви и Йосеф не выносили погребальных носилок Яакова из Египта потому, что это противоречит их сущности, то зачем же им понадобились посланники – Менаше и Эфраим (а мы знаем, что посланник равносилен тому, кто его послал)?

Кроме того, за много лет до того, как евреи попали в Египет, наш праотец Авраам получил пророчество о том, что его потомки будут «чужаками на земле не им принадлежащей, и будут порабощать и угнетать их» (Берейшит 15:13). Как возможно, чтобы существовало хотя бы одно колено из 12-ти колен Израиля, колено Леви, к которому не относилось бы рабство Египта? Более того, от того, что евреи пройдут через рабство зависела вторая часть пророчества данная, нашему праотцу Аврааму – «И после выйдут они с большим богатством» (Берейшит 15:14). 7. Объяснение таково: колено Леви не была порабощено не потому, что они не имели никакого отношения к египетскому рабству. На самом деле, их свободное положение было составной частью порабощения.

Задачей египетского рабства служило не наказание евреев, а достижение ими новой духовной ступени. О Египте сказано, что эта страна была по отношению к еврейскому народу как «котел для выплавки золота» (Дварим 4.20), то есть Египет привел к очищению евреев.

Но из-за тяжести рабства евреи не только могли бы не достичь желаемого уровня, но и наоборот, могли бы погрузиться в нечистоту Египта. Поэтому было необходимо, чтобы часть евреев оставались выше порабощения и оказывали бы влияние на остальных для достижения истинной цели спуска евреев в Египет (как говорит об этой цели Тора – «и подниму Я их « (Берешит 46:9)). И в этом была одна из особенностей колена Леви как поясняет Рамбан. «Принято у любого народа, чтобы были у него мудрецы и наставники, и поэтому фараон оставил колено Леви – мудрецов и старцев еврейского народа – без рабского труда. И все это было по воле Всевышнего» (Комментарий к Шмот 5:4).

Поэтому мы не можем сказать, что часть народа не была порабощена. Евреи пришли в Египет единым народом, о чем есть намек в Торе; «Все души дома Яакова, пришедшие в Египет» (Берешит 46:27) – слово «души» в оригинальном тексте употреблено в единственном числе –  душа». Такое участие всего еврейского народа в египетском рабстве напоминает взаимодействие в общем деле двух партнеров, где каждый выполняет свою функцию, а кроме того отвечает за работу другого. Это также можно сравнить с взаимодействием души и тела, где функционирование органов тела за висит от повеления души. Часть евреев выполняло рабскую работу своими руками для того, чтобы заслужить обещанное Аврааму, а колено Леви, которое было учителями Торы,  давало силы, чтобы не погрязнуть в Египте и достичь истинной цели спуска туда.

Подобную роль играло колено Леви и после дарования Торы в пустыне, и после входа в Землю обетованную: Колено Леви не имеет удела в Земле Израиля. Они призваны служить Всевышнему и наставлять евреев на правильный путь. «Всевышний – их удел», как сказано в Торе (Дварим 18:2). Выражение этого мы видим в их службе в Храме (включая перенос Ковчега). Вообще все евреи обязаны служить в Храме, но левиты выполняют это вместо нас. А наше служение, то есть служение остальных колен, – это сделать этот мир обителью Всевышнего.

Вот отчего все евреи получили одинаковое вознаграждение при исходе из Египта, пройдя вместе тяготы египетского изгнания.

8. Понятно также, почему Менаше и Эфраим могли заменить Леви и Йосефа во время похорон Яакова. Леви и Йосеф не несли погребальных носилок отца, но они должны были дать силы остальным братьям быть выше рабства, а это можно сделать и через участие в похоронах посланников Леви и Йосефа.

Яаков выбрал именно Менаше и Эфраима для замены Леви и Йосефа потому, что Менаше и Эфраим – «продолжение» Йосефа и Леви, т.е. силы последних быть выше египетского рабства были воплощены в служении Менаше и Эфраима. Поскольку причины того, что Йосеф и Леви не подчинялись египетскому порабощению, различны, то им требуются и два разных посланника – Менаше и Эфраим.

9. Сказано в Торе: «это порождение Яакова – Йосеф» (Берешит 37:2). Это значит, что Йосеф был продолжением дела Яакова. Даже когда Йосеф оказался в Египте, он не спустился с духовного уровня своего отца. И так как он оставался выше влияния Египта, то сокрытие Б-жественного света которое было в Египте, не подействовало на него. Йосеф управляет Египтом и не допускает египетского изгнания и связанного с ним сокрытия (как упоминалось выше).

В отличие от Йосефа колено Леви никогда не участвовало в правлении Египтом и было вместе со всеми евреями в египетском рабстве. Но, несмотря на это, они не были подавлены Египтом. Более того, они давали силы остальным евреям вынести тяготы рабства (как уже упоминалось). Их духовное воздействие было настолько сильным, что еврейский народ достиг преимуществ света идущего из тьмы и удостоился исхода из Египта. И произошло это именно под руководством Моше и Аарона, которые были из колена Леви.

Эти два аспекта – быть выше рабства (черта Йосефа) и способность преобразовать изгнание в освобождение (черта Леви) – выражаются в Менаше и Эфраиме.

Намек на это содержится и в их именах. Тора объясняет имя Менаше так: «и назвал Йосеф первенца Менаше, ибо Б-г дал (ему) возможность забыть все мучения и дом отца» (Берешит 41:51). То есть это имя напоминает о нахождении в месте, которое заставляет забыть дом отца. Необходимо как бы «выпрыгнуть» оттуда, и это выражается в стремлении не забыть, а наоборот, быть привязанным к дому отца.

Тем самым, сам образ подобного служения приводит к тому, что, благодаря старанию быть связанным с отцовским домом, окружающая среда перестает оказывать всякое влияние.

Находясь в изгнании, еврей должен постоянно помнить, что он находится в состоянии, в котором отцовский дом может быть забыт, и то, что еврей напоминает себе об этом, не позволяет в самом деле забыть о нем. Каждый знает что изгнание – это не его место. Его место в доме своего отца – Царя.

И это соответствует образу служения Йосефа, который будучи в Египте находился под влиянием отцовского дома настолько, что был выше сокрытий Египта.

Имя Эфраим происходит от слова «эфрани» – «ибо Б-г возвеличил (Йосефа) в стране бедствий (его)» (Берешит 41:52). То есть преимущество, которого достигают, пройдя через тьму изгнания и поднимаясь до ступени «возвеличил.» И это образ службы колена Леви – давать силы изменить и преобразить тьму изгнания в свет. Как сказано в Торе: «по мере того как изнуряли его (еврейский народ), он размножался и разрастался» (Шмот 1:12). 10. Евреев называют в псалмах Давида (Теилим 80:2) стадом Йосефа. Относительно Леви пишет Рамбам, что каждый еврей в состоянии освятиться, и станет Всевышний его уделом, подобно колену Леви (Мишне Тора, в конце книги Зраим).

Поэтому каждый еврей имеет силы Леви и Йосефа быть выше рабства. И тогда не только изгнание не властно над евреями, но и еврей приобретает власть над изгнанием.

И в этом есть два возможных образа:

Первый: «Йосеф, который царь», то есть еврей, ставящий себя выше изгнания.

Второй – то, что испытание изгнанием не оказывает влияние на еврея.

А в будущем это выразится на более высоком уровне. «Леви будет в будущем носить Ковчег», в котором находятся Скрижали Завета – то есть благодаря свету Торы тьма изгнания превратится в свет, исходящий из тьмы. А это мы увидим открыто с приходом Машиаха и будет исполнено обещание: «И ночь будет сиять, как день» (Теилим 139:12). Вскоре в наши дни!