Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Таво-Хай элул

Ликутей сихойс т. 19 стр. 244

Хай элул[1], день рождения «двух великих светил» — Баал Шем Това (основателя общего учения хасидизма) и Алтер Ребе (основателя учения хасидизма Хабад) всегда приходится близко к главе Таво (или в саму гл. Таво).

И поскольку все праздники («моэд» от языка «мейуод», время со специальным содержанием) года указываются в главах Торы, которые читаются во время, когда происходят эти праздники, — необходимо сказать, что в главе Таво указывается содержание Хай Элул (и в особенности что он называется «праздником» – «йом тов» и «моэд», как известно).

Бейс

Название нашей главы [что в нем указывается, как известно, содержание всей главы] – (Ки) Таво[2]. «Таво Эл гаарец[3]» означает «после того, как унаследовали ее и поселились в ней»; и не только в нашей главе, где посук объясняет «виришто вейошавто бо[4]«, но, как говорят Хазал, что всюду, где сказано «Ки совой», это означает «после того, как унаследовали и поселились».

И поскольку это есть смысл «Ки таво» всюду, то понятно, что хотя это учат из того, что «объясняет тебе Писание в одном из них – после унаследования и поселения», но это содержится в самом смысле слова «таво».

Более того: «йерушо вейешиво» не означает «йерушо и йешиво» одного человека (что после того, как он получает свою долю в Эрец Исроэл, он должен приносить бикурим[5]), но – после 14 лет, когда захватили и разделили всю Эрец Исроэл [как это уже однажды объяснялось, уточнение языка Раши в начале нашей главы – «сообщает, что не ложилась на них заповедь первых плодов, пока не захватили землю и не разделили ее» (и не говорит, подобно тому, как говорит посук – «после йерушо и йешиво») – что этим Раши подчеркивает, что «виришто вейошавто бо» здесь означает захват и разделение земливсей страны (что это заняло 14 лет).

И само собой, также этот смысл в «виришто вейошавто бо» – содержится в смысле слова «таво».

Гимел

Объяснение в этом: истинный смысл в «био[6]» — войти полностью, подобно тому, что сказали Хазал, «био бемикцас ло шмо био[7]«; и если не хватает даже немного в био, — это не называется истинным совершенством в «био», подобно тому, как войти в воду и «ветоhейр[8]» — твило[9], — должно быть, чтобы даже волосы вошли в воду.

Поэтому означает Таво именно «после йерушо и йешиво», поскольку только тогда полностью вошли в Эрец Исроэл, способом гисйашвус[10]. Более того: со стороны единства еврейского народа, все время, пока не было поселения всех евреев (которые должны быть там) в Эрец Исроэл, не хватает также в «Таво» каждого еврея, хотя у него в частности уже «после унаследования и поселения» в его доле, — и поэтому истинная «био», в Эрец Исроэл именно после захвата и разделения всей Эрец Исроэл.

И это есть связь между главой Ки Таво и хай элул[11]: достижение учения хасидизма [которое было раскрыто через Баал Шем Това и Алтер Ребе] – это, что служение в Торе и заповедях должно быть способом «Таво», — войти полностью в это служение, вплоть до того, что не остается ни одной точки в человеке, которая не пронизана Торой и заповедями, как далее будет объясняется.

И подобно тому, как в идее Таво есть два аспекта: алеф) общая идея «Таво», бейс) детали в Таво — «виришто вейошавто бо»,

Подобно этому есть также в хай элул есть подобные два аспекта: алеф) день рождения Баал Шем Това, основателя общего учения хасидизма, бейс) день рождения Алтер Ребе, основателя учения хасидизма Хабад;

Различие между ними, как говорил Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, что Баал Шем Тов показал, как нужно служить Вс-вышнему, что это подобно общей идее «Таво», — и Алтер Ребе показал, как можно быть ойвед Гавайе, т.е., как привести это в практической реализации, включая (и в основном) в деталях, подобно тому, как «виришто вейошавто бо», как далее будет объясняться (п. 10).

Далет

Это будет понятно после того, как сначала будет объяснено то, что известно, что раскрытие учения хасидизма — это подготовка к приходу Мошиаха, и как известен ответ Мошиаха Баал Шем Тову, что «когда распространятся источники твои наружу», тогда «приходит господин», — говорится в каббалистических книгах, что до прихода Мошиаха будут все «гилуим[12]» в мире только из «хицойниюс атик[13]«, а Мошиах достигнет раскрытия «пнимиюс атик[14]«.

Поскольку подготовка к чему-либо подобна той вещи, к которой это есть подготовка, — необходимо сказать, что основное достижение хасидизма это аспект «пнимиюс», в служении человека в Торе и заповедях, и поэтому учение хасидизма притягивает «пнимиюс» Б-жественности, «пнимиюс атик».

Гей

Различие между «пнимюс» и «хицойниюс» по-простому (у человека): «пнимиюс» означает, как человек для себя самого, а «хицойниюс» — как он находится в отношении к внешнему, «зулас», который вне его.

Следствие этого различия между ними в служении Вс-вышнему:

Когда человек делает какую-либо вещь только своим хицойниюс, он не «одет» в это всей своей сущностью, «эцем» и «пнимиюс», но только своим хицойниюс (и в самом этом — только «уровень» в нем, который имеет отношение к аспекту, который «вне» его), и поэтому остается «он» и вещь, которую он делает — двумя различными вещами.

Но когда человек делает со своим пнимиюс, он «одет» в это, поскольку со стороны его пнимиюс нет никакой возможности для существования чего-либо, что «вне» его, следовательно, само собой, что когда он делает что-либо (даже какую либо частность) со своим пнимиюс и «эцем», эта вещь соединяется с ним, как одна сущность.

Вов

Это есть также достижение раскрытия хасидизма:

Хасидус (и в общем пнимиюс Торы, которая называется «душой Торы») раскрывает точку жизненности еврея во всех аспектах Торы и заповедей; «хайус» – жизненная энергия — это соединяется с вещью, которой он дает жизнь: «хайус» не добавляет новые детали в вещь, который он дает жизнь [в живом организме не больше органов, чем в мертвом], — хайус практически это не есть какая-то отдельная вещь от того, чему она дает жизнь, но это есть душа тела оживляемого, каждая точка тела — это живая точка.

И причина этого, поскольку «хайус» — это душа и пнимиюс человека, и поэтому место, куда приходит «хайус», это занимает (пронизывает, проникает — немт дурх) это место полностью.

И это есть достижение хасидизма в Торе и заповедях: изучение Торы и исполнение заповедей может быть таким образом, что еврей и Тора и заповеди — это как две вещи; даже при изучении Торы, что через это становится (как объясняется в Тании) «йихуд нифло шеейн йихуд комойгу… лигойойс леаходим…[15]«, с Вс-вышним, — это только в отношении его коах а-сейхел[16].

Но хасидизм требует и указывает путь, каким образом каждый может раскрыть свой «пнимиюс», и «хайус», — и со стороны своего пнимиюс еврей — это одно целое с Торой и заповедями.

Заин

Это есть также (возможное) объяснение почему хасидизм — это подготовка к приходу Мошиаха, когда раскроется «пнимтиюс атик»:

Все ступени гишталшелус, вплоть до «хицойниюс атик», дают {оставляют} возможность для существования, которое «вне» сущности Вс-вышнего. И поэтому, даже когда они раскрываются в мире — это все таким образом, что это не отрицает полностью существование мира;

«пнимиюс атик» означает эцем Элойкус[17], что со стороны его нет никакого места для чего либо, что «вне» его. И поэтому, когда пнимиюс атик раскрывается в мирах, это таким образом, что мир (в его существовании) с Б-жественностью становится кивйохол, одним целым, — «эйн ойд милвадой[18]«.

Хес

В хайус человека, который распространяется в теле, есть две ступени:

алеф) общая жизненность, который дает жизнь всему телу, со всеми его органами, одинаково; в этой жизненности нет никакого различия одного органа от другого;

бейс) частная жизненность, которая соизмерена в каждом органе в соответствии с его характером [что со стороны этого хайус пятка ноги называется «малох а-мовес[19]» в чселовеке, поскольку этот хайус не светит в раскрытии].

И следует сказать, что различие между «хайус» хасидизма который был притянут и раскрыт Баал Шем Товом, и «хайус», который был притянут и раскрыт Алтер Ребе, — это подобие различия между двумя способами хайус:

Баал Шем Тов раскрыл общую жизненность в Торе и заповедях, что в общем это выражалось в идее эмуно[20]. И хотя сила эмуно пронизывает все силы души и воздействует на них способом хайус, который пронизывает их полностью, и как сказано «вецадик бээмуносой йихйе[21]«, — но это не означает, что хайус веры пронизывает каждую силу (способность души) также со стороны ее собственной идеи (аспекта), но со стороны общей идеи каждой силы, которая связана с точкой веры души.

И подобно тому, как общий хайус, который проникает во все органы, и соединяется с ними, — но это не связано с частной идеей каждого органа, но только с общей идеей всех органов (что они являются частью тела человека).

Но Алтер Ребе привлек жизненность в каждую способность души, (и в каждую работу в Торе и заповедях) также со стороны частного содержания этой силы; подобно тому, как хайус проти соизмерен в соответствии с частной идеей каждого органа; что поэтому это связано с Хабад, ибо разум и действие разума это через то, что схватить детали (кцовойс[22]) постигаемого, и таким образом, что он одевается в силы души и действует в них внутренним образом, также со стороны частного содержания данной силы.

Тес

Хотя хайус проти[23] это на первый взгляд более низкая ступень в хайус, чем хайус клоли[24], поскольку: алеф) это ограниченный хайус (поскольку он соизмерен с данным органом), бейс) битуль[25] данного органа перед хайус это не такой глубокий битуль (поскольку этот хайус дает место для частного аспекта этого органа) — Однако, есть достоинство в хайус проти перед хайус клоли (вплоть до того, что посредством этого достигается новая вещь):

Само то, что общий хайус не связан с частной идеей каждого органа, указывает на то, что в нем не выражается совершенство хайус действительно, что поэтому он не проникает в частный аспект данного органа.

Именно в хайус проти, который проникает органы со стороны их частной идеи, — и таким способом хайус, который пронизывает их полностью, — выражается совершенство хайус действительно.

И подобно этому в отношении учения хасидизма Хабад: именно через то, что Алтер Ребе привлек хайус хасидизма в отдельные силы души, в соответствии с их содержанием, он привлек полностью учение Баал Шем Това (что поэтому становятся также отдельные силы проникнуты хайус хасидизма).

Йуд

И это есть также связь между хай элул и гл. Таво:

Общий хайус общего учения хасидизма указывается в идее «таво», которая означает (как говорилось выше п. 3) войти полностью (в служение Торы и заповедей), что это со стороны точки жизненности, которую учение хасидизма вносит в служение Торы и мицвойс.

После этого нужно привлечь этот общий хайус в сами отдельные силы души, — что это означает «виришто вейошавто бо», — приносят общий хайус хасидизма в гисйашвус, в отдельные силы души, что это достигается через учение хасидизма Хабад.

(из бесед субботы гл. Таво, хай элул 5730, 5733).

[1] 18 элула

[2] «Когда войдешь»

[3] «Войдешь в землю»

[4] «И унаследуешь ее и поселишься в ней»

[5] первые плоды

[6] «вхождение»

[7] «частичное вхождение не называется вхождением»

[8] «и очистится»

[9] погружение в воды миквы

[10] «йешиво» – «поселение»; гисйашвус – стабильность, прочность

[11] 18 элула

[12] раскрытия Б-жественности

[13] внешний уровень в атик

[14] внутренний уровень атик

[15] «удивительное единство, что нет подобного ему… что становятся единым целым»

[16] силы разума

[17] сущность Б-жественности

[18] нет никого, кроме Него

[19] ангел смерти

[20] вера

[21] «праведник своей верой жить будет»

[22] «края»

[23] частная жизненность

[24] общая жизненность

[25] подчинение