Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Служение Вс-вышнему в радости

Гл. Таво

Я подтверждаю получение Вашего письма от четвертого дня недели, и удивительно, что Вы пишете о Вашем подавленном настроении, хотя Высшее Провидение поставило Вас на добрую долю, чтобы поддерживать дух подавленных, что по мере Вс-вышнего, которая мера за меру, но только несколько раз так, безусловно, поддерживают Вас Свыше в нескольких вещах и способах, что даже изначально не придет к такому положению, хас вешолом[1], и подобно тому, как сказано «лой осим олехо ки ани Гавайе ройфехо[2]«, что это есть способ излечения Творца мира и управляющего им, — что изначально нет не-желательного положения.

— но в излечении после того, как есть такое положение, — по крайней мере, остается какой-то след, как сказали Разал Йома 86, 1.

И да будет воля Вс-вышнего, что отсюда и далее еще более будет подчеркнуто у Вас то, что сказано «служите Вс-вышнему в радости», что так старался в распространении такого служения наш учитель Баал Шем Тов, и его ученики, и ученики его учеников, руководители хасидизма, и в особенности в соответствии с постановлением Рамбама, по поводу необходимости служения таким образом именно, см. его слова в законах Лулава[3], удивительные слова, указывающие путь для заблудившихся в этом. И в особенности в нашу эпоху, которая требует дополнительных сил у каждого и каждого, чтобы воевать против не-желательных сил, и ведь известно выражение Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, что солдат, который выходит на войну, поет веселый марш победы, и само это делает возможным и также приближает победу, и легко понять это.

И эти дни благоприятны для того, чтобы добавить во всем этом, и как постановили Разал, когда начинается адар, добавляют в радости, и в этом году ведь добавились тридцать дней для исполнения этого, и понятно, что имеется в виду привлечь эту радость на весь год.

(из письма 11 адар-алеф, 5717)

***

Наконец, было получено Ваше письмо, сообщающее добрую весть об обрезании Вашего сына, пусть Вс-вышний дарует ему жизнь. И удивительно, что Вы так задержались с этим сообщением.

Па»Н, прилагаемый в Вашем письме, я буду читать на святом Ционе Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, и удивительно, ведь я несколько раз писал Вам, о самой большой необходимости быть в радости, и в каждом и каждом письме, которое приходит от Вас, оно начинается и заканчивается по старому. И идея – что все не так как надо, здоровье его и его супруги и их детей, парносо, ацвус, и т.д., и несмотря на то, что он видит воочию явные чудеса. (И по-видимому, Вы не хотите вспомнить что сказали врачи с самого начала, и как проходила беременность и роды, и т.д., совершенно противоположно их словам). И мы привычны к тому, что во время изгнания – сокрытие и утаение, тьма двойная и удвоенная, но ведь даже для этой тьмы должна быть граница. И в отношении Вас – все, что показывают Вам к добру, по-видимому, это не затрагивает Вас совершенно[4]. И хотя на первый взгляд, это его дело. Но больно видеть, как еврей мучает себя от вещей, не имеющих никакого основания, и вредит посредством этого своему здоровью. И несомненно, невозможно, чтобы это не повлияло на состояние здоровья его семьи, поскольку, как Вы пишете во всех Ваших письмах, Вы в великом горе и заботе, и то, что Вы просите, чтобы благословили Вас и т.д., и т.д., ведь невозможно забрать у еврея свободу выбора (поскольку ее источник в этом, что Б-жественная душа это часть Б-га Свыше действительно, что только там есть свободный выбор без всякого принуждения. И само собой, так это у еврея). И если он хочет упереться против разума, чтобы видеть в каждом и каждом положении не-желательные аспекты, и не обращать внимание на все то, что показывают ему Свыше в явном и раскрытом благе, — то «кто скажет ему, что ты будешь делать». И я надеюсь, что несмотря на все это, поскольку постановили Разал (Бава Батра 12, 2), что каждый, кому делают благо, — это на долгие дни, также с ним будет такое поведение. И во всем этом Вам следует изучить алиба дэнафшей в Зогар ч. 2 стр. 184, 2[5] начальные слова «та хазей».

И уже известно уточнение, что в открытой Торе обычен язык та шма, слышание только, но с другой стороны – понимание, а в скрытой Торе обычен язык та хзей, видение, что слышание не похоже на него, несмотря на то, что не всегда понимают и постигают.

С благословением, что, в конце концов, Вы начнете исполнять указание Баал Шем Това и несиим после него, — чтобы служить Вс-вышнему именно из радости, и крепкого здоровья Вам и всей Вашей семье, пусть Вс-вышний дарует им жизнь.

(из письма 23 мар-хешвон, 5716)

***

В ответ на Ваше письмо от месяца кислев, месяца избавления, в котором Вы описываете Ваше положение сейчас, и также, что вы не видели блага в течение всей своей жизни, и просите упомянуть Вас и Вашу супругу и Ваших детей для благословения.

— По-видимому, Вы не замечаете противоречия в самом Вашем письме.

Ибо человек, которому Творец мира послал ему его суженую, и благословил их детьми, пусть Вс-вышний пошлет им жизнь, и который говорит, что не видел блага в своей жизни, — это есть кфуй тойво[6] в самой ужасной степени.

— И несомненно, это не коснется хас вешолом, в благословениях Вс-вышнего, которые Он дал им до сих пор, но продолжение этого благословения и добавления в нем, — это не должно быть причиной, чтобы продолжить быть неблагодарным.

И ведь сотни и тысячи людей молятся каждый и каждый день, чтобы Вс-вышний благословил их детьми, и они готовы были бы отдать все, что у них есть, ради единственного сына или единственной дочери, и все еще не удостоиилсь этого, — да благословит их Вс-вышний исполнением просьб их сердца к добру в скором будущем –

И он, который получил такое благословение, и по-видимому, без того, чтобы слишком много молиться об этом, не осознает богатство и счастье, которое в этом есть, и повторяет в своем письме, как говорилось выше!, и еще заканчивает, что он не верит, хас вешолом, что помогут ему Свыше, ибо суждено ему, хас вешолом, что все его дни пройдут в бедности и подавленности!

Понято, что я не имею в виду сказать, что парносо должна быть ограничена, или здоровье должно быть слабым и т.д. –

Но я пришел пробудить, что может быть это есть причина для слабости здоровья, и отсутствия простора в парносо, поскольку он совершенно не замечает благословения Вс-вышнего в вопросе еще более основном, чем полнота здоровья и широта парносо, и это есть благословение сыновьями и дочерьми, идущими по пути Вс-вышнего, и когда не замечают открытого и явного блага, даруемого Свыше, и в особенности, когда это не-замечание таким ужасным образом, вплоть до того, что приходит к резким выражениям, которые в его письме, чему удивляться, если Свыше не привлекают благословения в остальных вещах?

Я надеюсь, что эти немногие строки будут достаточны, чтобы осветить его глаза, чтобы видеть положение как оно есть,

И когда начнет служить Вс-вышнему из истинной и глубокой радости – несомненно, добавится в благословении Вс-вышнего также в отношении здоровья и заработка, и как понятно из того, что говорится в нескольких местах, и из них – в Зогар ч. 2, стр. 184, 2.

Безусловно, у Вас есть установленное время для изучения открытой Торы и изучения хасидизма, и по крайней мере, сделайте так отсюда и далее, и было бы правильно проверить Ваши тфилин, и также мезузы в Вашей квартире, и каждый день перед молитвой отделяйте несколько монет для цдоко.

(из письма 4 швата 5716)

***

Относительно того, что Вы пишете в Вашем письме о своем настроении и т.д., — известно, что есть некоторые вещей, существование которых не зависит от самого человека, некоторые вещи, существование которых в какой то степени зависит от самого человека, и некоторые вещи, все существование которых это мысль о них. И хотя на первый взгляд, в то время, когда думают о них, нет разницы, в чем содержание существования данной вещи, но в действительности это не так, ибо всегда есть в человеке способность контролировать свои эмоции, их истинность и их силу, и результаты такой проверки воздействуют на человека даже в то время, когда способность такой проверки она сокрыта, или, как принято говорить сейчас, на уровне подсознания, поскольку это есть сокрытие, которое существует, и понятно, что мысли, о которых он пишет, относятся к третьему типу, и устранение существования такого типа более легко, и более того, часто это приходит само собой, посредством того, что просто перестает об этом думать, отвлечение посредством внешней причины или даже просто отвлечение посредством решения самого человека.

Несомненно, вышесказанное известно также и Вам, но иногда, когда это приходит в речи и в письме и говорится также другим, это становится яснее. И я надеюсь, что также в этом будет так, и прилагается к моему письму копия михтав клоли от Рош аШоно этого года, что в его содержании найдет также мою точку зрения в нескольких вопросах, которые Вы затрагиваете в своем письме намеком или даже больше чем намек, и это приводит также к мыслям, о которых Вы пишете.

И используя слова Хазал, маасэ рав, что это самое сильное доказательство, сотни и тысячи тех, кто находился в настроении, о котором он пишет, и это настроение полностью уничтожилось, не оставив никакого следа совершенно. (Из из этого ясно что также это будет в отношении тех, что все еще у них остатки такого настроения). Но как принято в мире, об этом не сообщают во всеуслышание, поскольку это природа вещей, в то время как сообщают самым широким образом о ничтожном меньшинстве и еще меньше этого, которые отличаются от всех.

И вот, все вышесказанное, это, если бы нужно было бы обсуждение и объяснение в вышесказанном, но если задуматься, и даже немного, что каждый и каждый из нас должен исполнить свою миссию в этом мире, т.е., увеличить свет посредством укрепления и распространения свата жизни в соответствии с указанием нашей Торы – Торы жизни, распространение в его доле в мире и тем более в его ближайшем окружении, то не остается свободного вермени, чтобы думать о себе, такого типа, о которых Вы пишете в Вашем письме, и хотя на первых шагах не легко заменить мысль о себе на мысль о задаче работать в мире Вс-вышнего, но чем дальше, тем становится такая замена легче, и в особенности, когда делают это из радости, и основание для этой радости это то, что пришет Рамбам в конце законов Лулава.

(Из письма 13 тишрей 5717)

***

Ваше письмо с приложением к нему было получено вовремя. И я прочитал его также в прошлый четверг на ционе Квойд кдушас Мойри вехами Адмур. И несомненно, он благословил их, кажого и каждую в том, что им необходимо, в соответствии с их потребностями, и пусть Вс-вышний исполнит Его благословения в материальности и духовности полностью.

И то, что Вы желаете себе, чтобы быть кейлим тойвим для исполнения желаний,

— не нужно быть в моро шхойро[7] и сфейкос[8] сверх меры, ибо также этим пользуется дурное начало, и уже говорилось на гисваадус здесь, что не следует забывать, что вся идея творения (имеется в виду также брио дихлолус, и также общность идеи гишталшелус), было со стороны тева а-тойв легейтив[9]. И понятно, что аспект причины воздействует и заметен в творении. И это — в отношении творения как оно само по себе. И также то, что добавляют в творении посредством работы (человека) так же оно так, ибо все гашпоойс они посредством руководителя поколения, что это есть глава поколения Квойд кдушас мойри вехами Адмур. И он рассказывал в беседе Симхас Тойро 5693, и вот его слова: «Все, что отец мне сказал в 5680[10] г., я принял на себя бли недер, только с условием, чтобы это было бехесед уверахамим. моя доброта стоит мне дорого.., чтобы не обидеть и чтобы не отдалить…». До сих пор его слова.

И после того, что есть все это у нас, нужно подойти к работе с радостью и с полной уверенностью, что Вс-вышний пожалеет и поможет, и освязают нас много свыше, и только, чтобы мы держались за хевел гискашрус с праведником, который нахдится еще больше также в этом мире действия.

(из беседы 3 менахем-ов 5710)

***

Я с сожалением узнал, что Ваше здороьве оставляет желать лучшего, и несмоненно, большая часть этого это нервы и мысли, и отсуствие служения Вс-вышнему именно в радости. И в соответствии с постановлением Рамбама, и приводится в Тур и Шулхан Орух Ойрах Хаим симан 231 и в нескольких местах, что служение вс-вышнему оно «во всех путях твоих», — еда, питье, хождение и т.д. И я удивляюсь Вам, ведь в основном это происходит от того, что вера находится в аспекте катнус[11], или, словами Разал, ктаней омно, ибо, если вера как должно быть, необходимо сказать, что «лефум гамло шихно[12]«, т.е., что Вс-вышний не возлагает на человека работу, которая не по силам ему, и поскольку быть телу здоровому и цельному — это из путей Вс-вышнего, понятно, что работа сама по себе не уменьшает в здоровье тела. И то, что есть сокрытия и утаения, и иногда кажется, и может быть, в действительности так, что их есть сверх меры, — уже известно то, что объясняется в Тании, что матамим — это множественное число, ибо есть в этом два типа, и два вида удовольствия, — или в работе, в которой нет войны, или именно в войне. И ведь даже на войну нужно идти с веселым маршем, как известно из беседы Квойд кдушас мойри вехами Адмур. И духовная война она как говорилось выше, что это не должно затрагивать здоровье практически, хотя это должно волновать,

И пусть Вс-вышний укрепит Вас и даст Вам силы, чтобы с крепким здоровьем Вы смогли исполнить свой шлихус, чтобы распространять там учение хасидизма, и сделать Ему исборах жилище в нижних, также в той стране, посредством распространения майонойс хуцо.

(из письма 20 менахем-ов, 5720)

***

***

К сожалению, это выглядит, что у тебя это хазоко[13], чтобы упоминать в каждом письме, что положение само по себе не так как надо, и с этим – по-видимому, — уже исполняют свою обязанность. И в чем основание для такого поведения, я не знаю, и в особенности, когда речь идет о вещах, которые полностью и совершенно зависят от твоего свободного выбора, и я не вижу, чтобы у тебя были особенные заботы о заработке, которые могли бы промешать тебе в этом.

и когда бохур в твоем возрасте пишет, что за все время с того момента, как ты приехал, ты не учил ни ниглэ ни хсидус, и что за четыре субботы ты повторял хасидус только дважды, я не уверен, что даже йецер hоро должно иметь мсирус нефеш, чтобы достичь этого, и тем более и тем более, когда нужно также иногда посоветоваться с йецер тойв,

И да будет воля Вс-вышнего, что еще раньше, чем ты получишь мое письмо, ты должен учить каждый день по крайней мере 3-4 часа, и йецер hоро будет достаточно для него удовольствия от остального времени, которое уходит на вещи и дела, которые сами по себе не имеют к тебе никакого отношения. поскольку еще нет «рейхаим ал цаворой», но ты мегаре — онрайцен — заботы на себя самого,

И как известно объяснение ал хет шехотону лефонехо бейецер горо, что даже йецер hоро само не хочет, но втягивают его внутрь,

И да будет воля Вс-вышнего, что ты изменишь свое поведение из радости и доброго сердца, и в особенности, что управление Свыше оно в хесед и в рахамим, в явном и раскрытом благе, что Вс-вышний показал многие вещи выше, чем путь природы, будет Он — благословен, также показать, что … должен тоже так делать, и вспомнить про свой и твой тахлис[14], среди всего народа Израиля, что душа опускается в этот мир, чтобы сделать Ему, благословен Он, жилище в нижних, и остальные вещи это только подготовка и второстепенное для этого, и само собой понятно, что нужно беречь главное, и тогда будет также второстепенное.

С благословением добрых вестей во всем этом

(из письма Квойд Кдушас Адмур Шлита)

Я подтверждаю получение Вашего письма от кануна субботы главы вайейцей, после длительного молчания. И то, что вы пишете, что Вы делаете хешбон от времени пребывания в городе сейчас, — в общем, месяц для хешбон — это месяц элул, а в течение года делают только такие хешбойнойс, что можно быть уверенным, что они не приведут ослабление в служении Вс-вышнему, и тем более и тем более, что не дадут место, даже в малейшей степени, для отчаяния, и как известно, цахус — «йиуш — шелой мидаас[15]«, и понятно также, что это полностью противоположно требованию Баал Шем Това, «служите Вс-вышнему в радости», что в языке «ивду» заключаются также идея бехол дрохехо доэhу, и как объясняется в Рамбаме законы дейойс, и в Шулхан Орух ойрах хаим симан 231.

Я был рад услышать о том, что Вы пишете о месяце тишрей, хотя Вы пишете очень кратко, и я надеюсь, что это только недостаток в письме, но не в практическом действии.

По поводу того, чтобы писать в журналах, — излишне говорить подробно о пользе этого, что поэтому я хочу надеяться, что отсюда и далее вы будете стараться в этом, и с подобающей энергией.

То, что Вы пишете о ваших далет амойс, — известно, что все выше сказанное не оправдывает отсутствие работы в собственных далет амойс, но с другой стороны, — также в этом ацвус ближе к ацлус, чем к зризус, и само собой, начните с аспекта практического действия, т.е, чтобы Ваша учеба была в каболас ол, — по крайней мере, на короткое время каждый день, и более продолжительное время в Ваши более свободные времена, и когда есть ядро роста потенциально, тогда легче привести это к практическому действию.

Прилагается напечатанное к празднику избавления — прошедшему йуд тес кислев, что несомненно, Вы удостоите содержанием этого многих, что в действительности его содержание имеет отношение ко всему году.

С благословением и пожеланием успехов

PS

По поводу повторения диврей Элойким хаим[16] на свадьбе — в добрый час — это правильно, дополнительно к маамару, который он упоминает в своем письме, повторить также маамар Лехо дойди 5689, и в соответствии с беседой праздника Швуэс 5713. И удивительно, что Вам не известно об этом. Тфилин рабейну Там — стоит начать одевать их. И пусть Вс-вышний пошлет Вам успех.

[1] Не дай Б-г

[2] «не положу на тебя, ибо Я, Вс-вышний, излечивающий тебя»

[3] Законы Лулава, гл. 8 галаха 15: «Веселье, что человек будет веселиться в исполнении заповеди, и в любви к Вс-вышнему, который заповедал их, это великое служение, и каждый, кто устраняется от этого веселья, достоин он быть наказан, как сказано (Дворим 28) «За то, что ты не служил Вс-вышнему в радости и в добром сердце», и каждый, кто возвышает свое мнение, и уделяет почести себе самому, и считает себя важным в этих местах, он грешник и дурак, и на это предостерег Шлоймо и сказал, «не красуйся перед царем», и каждый, кто принижает себя и делает легким свое тело в этих местах, он велик и почитаем, служащий Вс-вышнему из любви, и так сказал Давид царь Израиля (Шмуэль Бет, 6) «И опозорюсь еще больше этого и буду низок в моих глазах», и нет величия и славы, иначе как веселиься перед Вс-вышним, как сказано (Шмуэль Бет, 6) «И царь Давид скачет и пляшет перед Вс-вышним»

[4] «лой нога велой пога».

[5] «Смотри – нижний мир стоит напротив постоянно, и он называется «драгоценным камнем», и высший мир не дает ему но подобно тому, как он стоит, если он стоит в радости внизу, тогда также светит ему радость Свыше, и если он стоит в грусти, дают ему суд напротив него. Подобно этому (Тегилим 100, 2) «Служите Вс-вышнему в радости», радость человека притягивает к нему другую, высшую радость…»

[6] неблагодарность

[7] меланхолия

[8] сомнения

[9] «природа доброго – творить добро»

[10] 1920 г.

[11] малость

[12] «по верблюду ноша»

[13] твердо установленная вещь

[14] цель и смысл жизни

[15] «отчаяние – не от разума»

[16] учение хасидизма