Йегуда Ифрах. Бесконечная энергия постоянного транса

Йегуда Ифрах, урок в Нахалат Шивъа 1 адара бет 5774

..Есть здесь один очень важный момент. Мне пришло это в голову в субботу. У нас на субботу в гостях было много хабадников, моих גיסים (גיסים — как это по-русски?) — и, как обычно, началось обсуждение, что «лучше», и что «правильнее» - Хабад и «вязаные кипы» и т.д. Вдруг меня осенило. В чем, на самом деле, состоит различие между хасидизмом и каббалой? Я сейчас говорю в основном о хасидизме Хабада. Баал Шем Тов — это что-то другое. В чем состоит различие между Хабад и каббалой Ари?

Когда я изучал Шаар аЙихуд Адмур аЭмцаи — самую важную книгу Хабада, книга, где обсуждается вся эпистемология, все строение души по каббале, очень сложная и подробная книга, которую написал Адмур аЭмцаи, второй Любавичский Ребе (и это тема моего доктората) — в этой книге ты находишь нечто очень интересное. Основная масса книги — 80-85 процентов — занимается [1]אריך אנפין, [2]גולגולתא, מוחא סתימאה — это все части над-сознания, высшие ступени души. Это ступени души, связанные с קודש עצמי, место, откуда берется сила на מסירות נפש[3], выше сознания и постижения, сила идти на мивцоим[4]. Разум там не имеет самостоятельного значения, и лишь отражает поток над-сознания.

Чего я не нашел в книге? Я не нашел זעיר אנפין[5]. זעיר אנפין уделяется полторы главы у конце книги и все. Нет זעיר אנפין. Нет [6]נוקבא, нет [7]נפש. Нет רוח. Есть נשמה и выше. 85-90 процентов книги — это начало творения, [8]ראשית האצלה. Есть много такого, о чем Ари даже не осмеливался говорить, и если говорил — то полунамеками, и в позднейших редакциях[9]. Десять сфирот, сокрытые в маациль — первичный корень Творения внутри Творца — корень конечного мира внутри бесконечности.

Адмур аЭмцаи — это вершина хабадского творчества. Адмур аЗакен выстроил основы. Адмур аЭмцаи — это вершина, в последующих поколениях уже нет открытий. Есть развитие, но нет настоящих открытий.

С другой стороны, когда ты открываешь Ари, и в еще большей степени — Рашаш — все самое важное происходит там в Зеир Анпин. ЗоН[10]. Время от времени, чуть-чуть в Оцрот, чуть-чуть в Друшей Адам Кадмон — говорят о более высоких сферах. Даже когда говорят об Арих — говорят в основном о дикна. Первичными ступенями творения почти что не занимаются. Т.е., все в точности до наоборот.

Что это означает? В служении Вс-вышнему[11] это очень ясно. Взять, для примера, классическое хабадское произведение — книгу «Душа» рава Гинзбурга. Замечательная и очень популярная книга. Что ты видишь на первой же странице, только открыв ее? Кетер. Радло. Адам Кадмон. Моха стимаа. Гулгольта. После этого даат в кетер. Это — основное содержание книги «Нефеш» («душа») рава Гинзбурга.

Путь служения Хабада — последовательное самоотрицание

Что происходит? По версии Хабада, душа — это прежде всего то, чего в ней нет. Душа — это прежде всего, «над-сознание». Прежде всего, свет высших ступеней. Прежде всего «часть Б-га Свыше действительно». Эта идея — «часть Б-га Свыше действительно» - это основа основ в Хабаде.

Однако, когда ты говоришь человеку — «ты — это часть Б-га свыше» - что это означает в подтексте? — Это означает, что ты сам — не релевантен! Твои чувства. Твои эмоции. Твои переживания. Все, что с тобой происходит, жизненные драмы, которые ты переживаешь — это все не релевантно! Релевантно лишь одно — корень души! Часть Б-га свыше буквально — это единственное, что релевантно! Там находится фокус.

Когда фокус, когда центр твоей жизни находится в «часть Б-га свыше действительно» - в чем состоит твоя основная жизненная задача? — Отбросить подальше все «низкие» проявления души, все, как она раскрывается в мире. И сосредоточиться — с бесконечной самоотверженностью — на том, чтобы «слиться с Вс-вышним», слиться с тем местом, которое выше постижения и представления.

Выше сознания, самопожертвование — в еврейской традиции это всегда было как «спринт», как ускорение в конце марафона. Самопожертвование не может быть «нормальным» образом жизни. Самопожертвование — это «спринт» на коротких отрезках. Когда есть угроза еврейской вере. Когда есть угроза жизни. Когда ты поднимаешься и бежишь под пулями во время боя? — Когда рядом с тобой погибают твои друзья. Но — это не ежедневно! Как правило, ты стараешься избегать таких ситуаций.

В чем удивительный эффект Хабада? Взять «спринт», ускорения на коротких отрезках, и превратить это в путь жизни — все время находиться в постоянном «спринте»! Все время — выше сознания. Все время быть готовым пожертвовать собой.

С одной стороны, в этом есть сумасшедшая энергетика. Ты все время находишься в бесконечном самопожертвовании. Как сказал мне мой гис? Зеир Анпин нас не интересует. Нас интересует «сдвинуть эцем», Сдвинуть сущность. Сдвинуть сущность — означает не быть самим собой. Я — это никому не интересно! Ни один из нас — это никому не интересно!

- Это такой битуль?

- Абсолютный битуль! Я уже сказал, это транс! Перманентный транс! Это то, что делает рав Берланд, только в действии. Транс постоянного действия. И в этом действии — огромная, немыслимая мощь. Как в бою. В бою ты всегда находишь силы быть больше, чем ты. Это непостижимо! Это фантастические силы действия в мире. Представьте себе, поехать в шлихут в Катманду, в какую то дыру, без ничего! Без цивилизации. Это даже не третий мир. Это четвертый, пятый, шестой мир. И находиться там 10-15 лет. Это только силами над-сознания. Это огромные силы, способные изменить мир.

Но — это не Ари.

Ибо Ари видит основное драму вообще не в этом. Из Ари можно выучить, что в конечном счете, если ты убегаешь от самого себя, ты способен создать некое утопическое пространство. Идеальное, мессианское пространство. Бесконечное пространство. Но по своей сути это пространство не имеет к тебе отношения. Ты — не герой этого романа.



[1] Арих Анпин. В хасидизме — нижняя часть сфиры «Кетер» («Корона»). В силах души — соответствует рацон («воля»)

[2] Череп (место «над-сознания» в человеческом теле по каббале)

[3] Месирут нефеш. Самопожертвование. Способность отдать жизнь за веру

[4] В хабадском сленге — «мивцоим» - это «операции» по привлечению к иудаизму отдалившихся от веры евреев

[5] Шесть сфирот (хесед, гвура, тиферет, нецах, hод, йесод), составляющих основу Ацилут. В теле человека правая рука, левая рука, тело, правая нога, левая нога и знак святого завета)

[6] Женское начало в Ацилут. Сфира малхут

[7] Это структура миров в системе уровней души: нефеш, руах, нешама, хая, йехида. Нефеш — это нижний, материальный, мир «действия». Руах — мир «йецира», мир эмоций. Нешама — мир Брия — мир «сознания». Выше — уже идут миры над-сознания, о которых в основном говорит Адмур аЭмцаи (и которых почти не касается Аризаль)

[8] Т.е., ступени выше чем Ацилут

[9] В своих уроках Йегуда опирается на труды профессора Йоси Авиви, упорядочившего писания Ари по времени их написания. Профессор Авиви предложил систему «шмуот», или «редакций» писаний Ари. См. один из предыдущих уроков Ифраха

[10] Зеир Анпин и Нуква (шесть сфирот и малхут)

[11] Т.е., в работе человека над собой. В трактовке Хабад «служение Вс-вышнему» означает прежде всего исправление качеств характера

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру