Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шаар а-акдамот. Разбиение сосудов мира суда и мира милосердия (1)



[Это уже мой второй урок у Йегуды. Я бы назвал жанр, в котором Йегуда излагает свои идеи, «каббалистической психологией». Йегуда «переводит» сложные понятия Аризалевской каббалы на язык современной психологии и психотерапии. Лично мне это кажется интересным. Я опоздал к началу урока, поэтому самое начало я пропустил. Можно понять из контекста, что речь идет о двух описаниях «швират кейлим» — одно в «Оцрот», и другое в «Шаар аАкдамот». В продолжение урока рассматриваются основы тикун. Забегая вперед — основа тикун это любовь. «Обнуление» регистров и раскрытие любви. А что такое любовь? — Это наиболее общая формула жизненной энергии, говорит Йегуда в конце урока. Урок на иврите здесь:]

Йегуда Ифрах, 2 адар 5774

«Дом неба и земли», Иерусалим

Два взрыва — взрыв от избытка хесед и взрыв от избытка гвура

В «Оцрот хаим[1]» описывается «разбиение сосудов[2]». Причиной этой «производственной аварии» стал, кажется, слишком строгий суд. В переводе с каббалистического на вульгарно-политический, можно сказать, что «авария», описываемая в Оцрот Хаим — это «кризис мира Меа Шеарим». Существовал некий мир, очень и очень жесткий, предельно формализованный, мир, в котором людям не хватало воздуха, не хватало места, не хватало личной свободы. В результате — люди превращаются в «анусим[3]», прекращают соблюдать заповеди, уходят из еврейства и т.д. Почему это происходит? Общественное устройство настолько сильно давит на личность, что человек не способен это вынести. Это место тяжелого суда, и этот тяжелый суд приводит к жесткости, к отсутствию интеракции, ощущению нехватки места, пространства, человек чувствует, что система просто «душит» его.

Есть известное понятие «много света и мало сосудов», характеризующее рухнувший мир хаоса. Ментально это означает неспособность широкого восприятия. Когда раскрывается новый свет — не важно, будь это в области искусства, науки, техники, новый свет в области духа, или, возможно, какое-то аутентичное выражение личности — как только появляется что-то новое — автоматически — этому нет места! Все, что не входит в «стадо», все, что не сливается с общим потоком, все, что не соответствует «единственно верной» доктрине — этому нет места! Ты обязан быть «точной копией». Все, что было перед тобой, и все, что будет после тебя — ты всего лишь точка на бесконечной лини Б-жественной истории, звено в «золотой цепи» поколений еврейского народа, и «шаг направо, шаг налево» — порождает конфликт.

Однако в «Шаар а-Акдамот» (который мы здесь учим) происходит как раз обратное. В Шаар аАкдамот описывается мир, в котором есть куда большая интеракция, куда больше жизни, больше простора, больше света. Мир, в котором нет столь жесткого «разделения полов», есть куда больше общения между мужчинами и женщинами. Есть больше правых и левых, и есть контакты между правыми и левыми. Есть в нем организации, ставящие своей целью «примирение сторон». Есть в нем «совместное воспитание». Это — реалии «Шаар аАкдамот[4]». Это мир, в котором — относительно, потенциально — есть куда больше свободы, куда больше возможностей, куда больше разнообразия.

Однако также и в этом мире происходит «взрыв сосудов». Взрыв от избытка свободы. Система падает, ибо неспособна вместить в себя слишком много свободы.

Слишком жесткий суд приводит к взрыву. «Меа Шеарим» — проверенный рецепт для взрывоопасной ситуации, которая рано или поздно «взорвется» изнутри. Однако у «мизрохников» тоже происходят «производственные аварии». Если не создается равновесия, то оба эти мира рушатся.

Понятие «малых сосудов» мира хаоса в Оцрот — не физическое, а ментальное. «Малые сосуды» означает сознание, когнитивный мир, панически боящийся открытого пространства. Мир, неспособный воспринимать высоту или глубину. Мир, который по своей природе обязан быть очень малым и ограниченным. Все должно быть предельно точно формализовано, конкретизировано, идеологизировано. Следует лишь все время повторять пройденное, ибо «новое запрещено из Торы». Мир, похожий на «хейдер» для детей. Что дети делают в основном в хейдере? — Учат наизусть! Твое дело — зубрить. Мир гвурот и «малых сосудов». Как результат — кризис, приводящий к взрыву этого мира, и созданию на его обломках нового, еще не исправленного мира, мира бесконечного хеседа.

В «Шаар аАкдамот» описывается совершенно иной мир[5], и также он взрывается и разрушается[6].  Это кризис мира, в котором уже есть подобие парцуфим[7], в нем есть уже разнообразие, есть уже все возможности. Однако все эти неограниченные возможности на каком-то этапе вдруг порождают некий внутренний нигилизм. Все — можно. Все — разрешено. Делай все, что тебе прийдет в голову, и никто не посмеет тебя осудить. Эта вседозволенность, это разрушение рамок и границ — парализует. Паралич от избытка хесед. Именно потому, что все можно. Именно потому, что все доступно. Именно потому, что никому нет дела до того, что ты будешь делать или не будешь делать. Именно потому, что никто не осудит.

Именно потому, что мы «делаем себя сами», и все доступно — в какой-то момент это парализует волю. Есть выражение в Зогаре, и также Алтер Ребе приводит его, «вода, превратившаяся в лед». Хесед — милосердие, подобное воде — в какой-то момент «замораживает» человека, и он не знает, что ему делать с тем изобилием, которое обрушилось на его голову. Он не способен действовать. Не способен принять решение и его исполнить.

Взрыв — как рождение нового. Цель взрыва — достижение внутреннего равновесия

В чем смысл этого «взрыва сосудов», о котором говорит Ари, и две различные версии (или ступени) которого описываются в Оцрот и в Шаар аАкдамот? Хазаль говорят, что «машбер» — означает также «родильное кресло». Машбер, кризис, взрыв — это также рождение нового. Основной урок любого кризиса, любой аварии — научиться находить внутреннее равновесие. В конечном счете, ресурсы для тикун (исправления), для счастливой жизни, для жизни, полной света, изобилия, любви — все эти ресурсы находятся внутри каждого из нас внутри его собственной души.

Главная проблема — механизмы внутреннего равновесия и мера вещей. Или я живу с избытком света, избытком экстаза, и тогда я «хватаю». Или же я живу слишком лениво — и тогда я не горю, я чувствую себя погасшим. Или я раскрываюсь сверх меры, или же я слишком закрыт и закомплексован. Или ты поднимаешься слишком высоко, и тогда ты заболеваешь мегаломанией, теряешь границы и начинаешь приносить вред. Или же наоборот, твое место слишком тесно, слишком зажато. Весь процесс внутреннего обучения — это процесс установления равновесия.

На прошлом уроке мы говорили о «посторонних мыслях». Следует понять, что любая мысль, приходящая нам в голову есть выражение энергии. Это может быть энергия хесед, или энергия суда, но это энергия части нашей души. Любая энергия, являющаяся частью нашей души — есть часть человеческой жизни. И если это часть его жизни — значит, без нее его жизнь будет неполна. И весь процесс, который проходит человек — это процесс нахождения меры и равновесия светов и энергий. Человек учит это из процессов ломки и исправления, которые он переживает. Учит границы применимости силы с одной стороны. Учится не достигать такой ситуации, когда избыток уважения к правилам и границам создает эффект удушения. Когда границы и ограничения приводят к тому, что я уже просто не живу — так их много, этих границ, и так глубоко они сидят во мне.    



[1] Каббалистическая книга, написанная рабби Хаим Виталем, которую он приказал уничтожить. Входит в корпус, называемый «второе издание». Была найдена рабби Авраам Азулаи, который отдал ее рабби Яакову Цемаху. Когда рабби Меир Папруш готовил писания р. Хаим Виталя к изданию, он включил эту книгу в «Дерех Эц аХаим». (Викитекст)

[2] Одно из основных понятий учения АриЗаля. Есть интересное обсуждение, было ли это запланировано или это «производственная авария», как об этом пишет Шагар. Прим. переводчика.

[3] Я недавно выучил новое слово на иврите: «анусим». Оно переводится не как «марраны», а как люди (в основном среди харейдим), переставшие верить, но продолжающие внешне соблюдать, будучи не готовы открыто выступить против порядков той общественной группы, внутри которой они находятся. Прим. переводчика

[4] См. предыдущий урок (пока что только на иврите) про «шитат шмуот». В «Шаар аАкдамот» описываются более сложные структуры и суб-структуры, чем в основном корпусе писаний Аризаля. См. также далее в этом уроке.

[5] Так или иначе, это до Ацилут.

[6] Я не очень понял на уроке, или это две версии швират кейлим — одна из Оцрот, другая из Шаар аАкдамот. Или это два этапа — разбиение мира гвурот, и потом разбиение мира хасадим.

[7] Речь идет о мире «некудим». По версии Шаар аАкдамот там уже есть некое «подобие парцуфим» а не только «точки» как это обычно говорится. См. пред урок (сноска выше)