Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Основные понятия каббалы Аризаля. "Лицом к лицу", "затылком к затылку". Симбиоз



Йегуда Ифрах, урок 25 швата 5774 (продолжение, начало здесь)

Разбиение сосудов. Четыре аспекта «отношений» мира Ацилут

Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

В Шаар аАкдамот Ари объясняет механизм швират кейлим (разбиения сосудов). Что такое швират кейлим? Как это произошло? На каких уровнях, что в точности произошло там? Перед тем, как объяснять швира, он рисует общую схему взаимоотношений «паним» (лицо) и «ахор» (затылок, задняя сторона).

וטרם שנבאר הפגם שאירע בה, צריך שנודיע הקדמה א’. דע, כי ד’ בחינות יש בעולם האצילות באופן מצב העמדת הזכר והנקבה אשר שם, בין בהיותם בבחינות נקודות קודם התיקון, בין בהיותם בבחינות פרצוף גמור אחר התיקון[1].

И перед тем, как объяснить повреждение, произошедшее в ней, следует предварить одно предисловие. Знай, что четыре аспекта есть в мире Ацилут, во взаимоотношениях мужчины и женщины там, как когда они находятся в аспекте «точек», перед исправлением, так и когда они в аспекте завершенного «парцуфа» после исправления.

Мы сейчас говорим о мире некудим — мире «точек». Мир некудим — это мир, в котором произошло разбиение сосудов, катастрофа или «производственная авария», которую необходимо исправить. Мир некудим построен по принципу ишташлешлут — последовательной эманации сфирот-«точек» друг за другом, одна под другой. Сложные системы, интеракция, процессы исправления — это уже итлабшут («облачению»). А некудим — это ишталшелут[2].

Что это означает? Ишталшелут означает, что каждая сфира (сила) совершенно независима от другой. Нет интеракции между силами. Каждая сила (сфира) находится «одна под другой». Хохма и бина находятся одна напротив другой, после этого даат, хесед, гвура, тиферет, нецах, hод, йесод — находятся одна под другой.

Каждая сфира независима от другой. Нет никакой интеракции с другими силами — каждая сфира — «один в поле воин». Это одна из причин швира — «аварии» и последующего падения. Когда каждый работает сам по себе, когда нет команды, когда не выстроена система взаимоотношений между различными силам — взрыв и швира — только вопрос времени. «Команда» сфирот мира некудим не способна исполнить возложенную на нее задачу, и «взрывается» неизбежным конфликтом.

Мы сейчас нарисовали классическую упрощенную схему мира некудим.

В Шаар аАкдамот выясняется, что картина несколько сложнее. Что есть итлабшут (облачение) также в мире некудим. Что есть «пара-парцуфим» также в некудим. Также в мире некудим была некоторая система отношений между сфирот. Почему это важно? Это важно, ибо несмотря на то, что это перед моделью Ацилут, в которой мы, как правило, рисуем все сложные структуры, также в мире «некудим» уже есть корни этих структур. Все это существовало в том или ином виде уже перед швира.

Сейчас он начинает объяснять, что у сфирот в мире некудим имелось четыре системы взаимоотношений. 

וזה סדרם ממש, היותר גרועה הוא, היות שניהם אחור באחור:

למעלה מזה, הוא אחור בפנים. פי’, שהזכר יהפוך אחוריו, כנגד פני הנקבה, כי עתה הנקבה תוכל לקבל האור מן אחורי הזכר, דרך פנים שלה, אבל מן פני הזכר, אין כח בה עדיין לקבל האור:

למעלה מזה, הוא פנים באחור, פי’, שהזכר יהפוך פניו כנגד אחורי הנקבה, ויאיר בה, וזו מעלה יתירה, כי האור של הפנים עצמם של הזכר, מאיר בנקבה, אלא שעדיין אין בה כ»כ כח, לקבלו דרך פנים, ולכן הופכת אחוריה, ומקבלת דרך שם האור בפנים עצמם, ועל ידי כן מתעבה שם האור קצת, וכאשר יעבור האור דרך האחור, ויגע עד צד פנים שלה, כבר יכולה לקבלו, כיון שנתעבה קצת. וזהו סוד, וחכם באחור ישבחנה. כי החכמה שהוא הזכר, כאשר פניו מביטים באחורי הנקבה, ומאירים בה, ישבחנה, ויאיר בה הארה נוספת, יותר מאלו יהיו להפך, שהוא אחור בפנים כנז»ל, שהיא המדרגה הב’:

למעלה מכלם, היא המדרגה הד’, והיא, היות הזכר והנקבה פנים בפנים, זה כנגד זה, כי אז מקבלת היא אור פני הזכר, שהוא אור נפלא. ולא עוד, אלא שאין צורך שיתעבה באחור שלה בתחלה, רק יכולה היא לקבלו כמו שהוא זך, דרך פנים שלה:

Он говорит здесь о самых основных понятиях каббалы Аризаля — отношениям между «паним» и «ахор». [Свет приходит свыше, и оба они не способны воспринять его. Мы увидим это дальше]. Обратите внимание, что структура, которая описывается здесь, очень сильно отличается от той, которую мы изучали в Элуле, когда говорили о строении малхут — там не было такой четырехступенчатой структуры.

Там было все просто: мужчина и женщина, символизирующие Вс-вышнего и Шехину, имели всего два состояния. Изначальное состояние — ахор беахор, «затылок к затылку». Потом Рош аШана, несира — («распил», разрезание Перво-Адама на мужчину и женщину), и дальше разворачиватся длительный процесс, в результате которого в Шмини Ацерет они поворачиваются друг к другу лицом к лицу. Нет промежуточных состояний. Два промежуточных состояния — «лицом к затылку» и «затылок к лицу» — не фигурируют во всем процессе строительства нуква (малхут), во всем процессе Дней Трепета. Это, в общем, классическая модель.

Лицо, затылок, распил. Исправление «симбиоза»

Что исправляет несира («распил»)? Несира исправляет симбиоз. Что значит симбиоз?

Когда есть система взаимоотношений, которая раз за разом падает, порождая непрекращающиеся конфликты, разочарования и обиды — требуется понять, что именно не работает в данной системе. Человек, который чувствует, что ему хочется все бросить, снять кипу и уйти. Человек, который живет с мыслью, что он бы развелся, если бы только мог. Человек, у которого никак не получается найти свою «вторую половину» и создать семью. Что-то не срабатывает. Вопрос — что? Ты говоришь: «мне плохо!». Но перед тем, чтобы сказать «мне плохо» — постарайся понять, что именно тебе мешает? Что именно тебе плохо? Если ты понимаешь, от чего тебе плохо — можно понять, что нужно исправить.

Классический провал в системе взаимоотношений — это взаимоотношения, построенные на «симбиозе». Что значит «симбиоз»? Симбиоз — это состояние, когда одна из сторон (или даже обе стороны) лишена автономии. Он не выбирает эту связь, он вынужден находиться в этой системе отношений против собственного желания. В каббале Аризаля это называется ахор беахор — затылок к затылку. Затылок к затылку означает, что я вынужден находиться в этих отношениях против своей воли. Какого рода это принуждение? Меня кто-то заковал в наручники? Меня приговорили к «исправительным работам»? — Принуждение может быть очень тонким. Принуждение не обязано быть чем-то внешним. Это не так, как недавно в индийской деревне — девушка, которая не хотела выходить замуж за кого-то — если ты не выходишь замуж за него — тебя накажут. Или ты выходишь за него замуж, или ты умрешь мучительной смертью.

Как правило, принуждения отнюдь не такого рода. Никто никому ничего не обязан. Возьмем область религии. В мире Хазаль есть «четыре смерти по суду». Тот, кто нарушает субботу, и есть свидетели и предупреждение — и его предупреждают, что он будет казнен, если продолжит нарушать субботу — его забивают камнями! Есть более легкие наказания — побиение плетьми.

В детстве — мне было лет, наверное, десять, и мы жили в Кирьят Малахи. Мой папа молился в марокканской синагоге. Перед Йом Кипур есть древний обычай, давать «малкот» в микве. Все мужчины идут, приходят в микву, окунаются, и тогда снимают рубаху, и шамес берет ремень и начинает «Вегу! Рахум! Йехапер! Авон!» — и бьет как положено… Я пошел вместе с моим папой, мой папа тоже получил «малкот» согласно обычаю. Пару недель спустя, мы игрались во дворе с другими детьми, я учился в классе третьем, наверное. Вдруг я вижу, валяется ремень. Простой ремень.. Я спросил у своего друга: хочешь, чтобы тебе простились все твои грехи? Ты точно получишь Ган Эйден! — Что для этого нужно?  — Ты снимаешь рубаху, и я делаю тебе «малкот» и произношу «Вегу-рахум…». В общем, я сделал ему «малкот» в точности как шамес моему папе… Короче, этот бедный ребенок бежит, плачет — телефонов тогда не было, все матери переговаривались друг с другом с балконов… Выходит Эти, ее все звали «Эти напротив» — и начинает орать на меня… — Что ты хочешь — я искупил все его грехи! Пусть скажет спасибо! «Я убью твоего сына!!!!» — Как она орала… [Искупила все твои грехи J ]

Но что происходит, когда нет «малкот»? По разным причинам — у нас нет Сангедрин, нет «смухин[3]», и т.д. Поскольку душа устроена очень хитро, принуждение становится все более и более тонким. Что может превратить отношения в симбиотические? Страх быть брошенным. Разочарования. Потребности. Биологические потребности. Есть тысяча и одна причина, почему человек по-настоящему не выбирает, почему он отчаялся от возможности выбирать и жить так, как он хочет. Он зависим. Он принужден. Он держит и не отпускает. Или наоборот — он отпускает слишком сильно, он убегает. От страха перед контактом он убегает. Он не способен управлять собой, не способен выразить себя, каждый раз в «момент истины» он исчезает. Вдруг — его нет! Во всех этих местах — душа сразу понимает, что свободы здесь нет. Здесь нет выбора. Это называется «симбиоз».

Девушка выходит на «дэйт» (знакомство) с парнем «с серьезными намерениями». На первой же встрече парень заявляет: «я раскрылся перед тобой, как никогда не раскрывался ни перед кем никогда в жизни». Я спросил у нее: «сколько времени вы на «дэйт»? Полчаса… Через полчаса он говорит «я раскрылся перед тобой как ни перед кем никогда в жизни»? Она пыталась расстаться с ним. Он сделал ей вырванные годы. Что, в сущности, он сказал ей? Он, фактически, говорит: «смотри, ты нужна мне сейчас. Ты необходима мне, чтобы я мог раскрыть свою душу, и горе тебе, если ты посмеешь сдвинуться в этого места! Горе тебе, если ты поступишь со мной как… Ибо ты отвечаешь за мою душу, которая раскрылась перед тобой…». Подтекст его слов — «ты несешь за меня ответственность. Ты отвечаешь за мое счастье, за мою любовь, а если, не дай Б-г, ты сдвинешься с этого места, то ты будешь отвечать за то, что я раскрылся перед тобой, и ты плюнула мне в душу». Когда это происходит на первой же встрече, на первом же «дэйте» — что «излучает» один, и воспринимает другой? Страх. Симбиоз. Удержать силой. Здесь нет встречи любви и свободы.

[Зачастую это симбиоз с обоих сторон. Садист и мазохист и т.д.]

Да. У каждого своя история. И когда есть симбиоз, душа чувствует молча, но очень сильно, что здесь нет выбора, здесь есть что-то очень принужденное, очень насильственное, что-то, отталкивающее свободу, мою волю выбора.

[Между родителями и детьми — тоже есть симбиоз?]

Безусловно. Почему почти всегда есть конфликт с родителями в подростковом возрасте? Почему, когда ребенок подрастает, ему 16, и он начинает конфликтовать с отцом и матерью? Ибо подсознательно он понимает, что если он сейчас не «отпилит» себя — он останется в состоянии «зародыша», останется под материнской юбкой. Также после свадьбы — иногда муж остается ребенком, иногда жена остается маленькой девочкой.

Симбиоз — это связь «обратными сторонами». Также в отношениях со Вс-вышним. Человек, чья религиозность основана на принуждении. Речь даже не о награде и наказании в буквальном смысле. Иногда это тоньше. «Я вырос в этом обществе». «Я отношусь к обществу, где меньше употребляют наркотиков, меньше насилия, и девушкам не нужно делать аборт в двенадцатом классе. Это тоже ахор беахор, своего рода принуждение, ибо я ищу какое-то внешнее оправдание для встречи. Это религиозный социологизм (т.е.. религиозность из социальных соображений. В свое время проф. Лейбович писал об этом. Прим. переводчика). Это тоже тип симбиоза. Система отношений построена не на встрече и любви, она базируется на встрече страхов и фобий, потребностей и разочарований, и боли. Это то, что встречается там.

Такой симбиоз, как правило, находит себе оправдание разнообразными способами. Ибо мы очень изобретательны. Когда я испытываю страх — я не хочу признаваться в том, что я боюсь. Если я отчаиваюсь — я не скажу, что я отчаялся. Когда я нуждаюсь в чем-либо — мне не хочется признаваться в этом. Наша речь столь совершенна, что наша способность прятать от постороннего взгляда наши истинные побуждения — сродни искусству. Есть люди, у которых это целое искусство. Они способны создать целую систему — миллион упаковок, за которыми скрывается истинная причина. Душа скрывает себя весьма изобретательными способами. Не обязательно перед другим. Она прячется также от самой себя. Скрывает от себя то, что находится в состоянии «ахор».

В Дни Трепета, когда выстраиваются супружеские связи между ЗА и Малхут, какова роль «распила»? Задача распила — создать автономию. Давайте разделимся, отдалимся друг от друга. Сам решай свои проблемы. Ты должен сам пройти этот путь. Если ты не пройдешь этого пути самостоятельно — ты не сможешь прийти туда, где возможно создать настоящий человеческий контакт. Поэтому, прежде всего, следует расстаться. Устранить влияние симбиоза. Это процесс строительства «малхут».

Несира — распил  — относится к телесному измерению, к частям тела. Когда супруги соединены друг с другом общим ребром, и для того, чтобы позволить проявиться отношениям лицом к лицу, следует разрезать эту связь. Это процесс выстраивания нуква — малхут. Одним из центральных моментов этого процесса является דורמיטא — сон. Адам погружается в сон, он засыпает, когда Вс-вышний отрезает от него Хаву. Это то, что происходит в Рош аШана — сон, и этот сон приводит к прекращению потока жизненности. Он не передает ей своей энергии. Когда этот энергетический поток прекращается, или потому, что она не нуждается в нем, или наоборот, она нуждается в нем, а он скрывается — она, само собой, вынуждена расти. Распрямиться в собственный полный рост. Научиться держаться на собственных ногах. Она должна научиться этому. Сейчас — пока он спит — научись стоять на своих ногах. Она, в сущности, должна найти саму себя, соединиться с собственной внутренней сутью. Соединиться с собственной глубиной. Соединиться с собственными отцом и матерью. Соединиться с собственным разумом. И тогда она способна выстроить собственный полный рост.

И когда она имеет собственный полный рост — она способна заново выяснить, чего она, в сущности, хочет, чего она на самом деле хочет, что она в действительности выбирает, увидеть внутренним взглядом то, на самом деле, происходит под покровом обыденности. Тогда она становится способной дать любовь. Но не любовь больную, любовь, толкающую его к симбиозу, но любовь, приходящую из глубокого истинного желания даровать любовь. Не из зависимости. Не держать слишком крепко.



[1] Шаар аАкдамот, стр. 55

[2] Как правило, объясняется, что каббала Рамака — это каббала «ишталшелут». И основное открытие Ари — это именно «итлабшут» — «облачение» парцуфим (структур сфирот) друг в друга, позволяющий исправить «швира» мира «точек». В хасидуте обычно мир «точек» называется миром «малых сосудов и большого света» (об этом — в начале следующего урока Иегуды). А мир «исправления» — мир «больших сосудов и малого света». Прим. переводчика

[3] Рукоположение («смиха») восходящее к горе Синай — прекратилось во время римских гонений. Прим. переводчика