Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Содержание

Людям свойственно неимоверно быстро забывать о мечте, которая сбылась. Многие из нас – представителей старшего поколения евреев, родившихся и живших в Советском Союзе, десятки лет мечтали о чуде – о воссоздании там еврейского воспитания, разрушенного большевистской революцией, растоптанного Евсекцией.
Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и многое другое объединяется понятием «еврейская традиция». Когда говорят о еврейской традиции, имеют в виду нечто существенно отличное от того, что называется национальной традицией у других народов – древних и молодых. Почему?
Сегодня во всем мире, согласно официальной статистике, насчитывается около 14 миллионов евреев. Существует мнение, что евреев значительно больше. Как мы уже говорили, по обычаям и происхождению различаются общины. На иврит есть два слова (отражающие два разных понятия), которые переводят на русский язык одним словом «община» – это кегила и эда.
С праотцев начинается история еврейского народа, как она описана в первой книге Торы «Брейшит» («В начале»), начиная с главы «Лех леха». Там рассказывается о том, что Вс-вышний повелел Аврагаму идти в страну, «…которую Я покажу тебе…».
Дарование Торы (на иврите матан Тора) – центральное событие не только еврейской, но и всемирной истории. В то время (1312 г. до н.э.), когда вышедшие из Египта евреи стояли у горы Синай (маамад гар Синай на иврите), Вс-вышний дал величайший подарок – Тору.
Различают Тору Письменную (Тора шебихтав) и Устную (Тора шебеалпэ). И та, и другая были даны Вс-вышним Моше-рабейну на горе Синай, и они составляют единое целое. Без пространных объяснений Устной Торы невозможно понять и исполнять Письменную Тору, Тора Письменная изначально, как это видно из ее названия, существовала в виде письменного текста определенной формы – то есть книг
Тора – основа еврейской традиции – это послание Вс-вышнего человеку и народу. Молитва (на иврите тфила) – это обращение человека к Вс-вышнему. Более того: традиция считает, что настоящая молитва – это разговор с Ним, приобщение к Нему
Разумеется, у каждого народа есть земля, которую он называет своей. И все-таки отношение еврейского народа к Земле Израиля – на иврите Эрец-Исраэль – совершенно особое. В чем это выражается?
Мы уже упоминали имя Рамбама, когда говорили о книгах, широко изучаемых в еврейском мире – среди них о книге «Морэ невухим». Но Рамбам – это далеко не только «Морэ невухим».