Предисловие редактора

Людям свойственно неимоверно быстро забывать о мечте, которая сбылась. Многие из нас – представителей старшего поколения евреев, родившихся и живших в Советском Союзе, десятки лет мечтали о чуде – о воссоздании там еврейского воспитания, разрушенного большевистской революцией, растоптанного Евсекцией. Мечтали, и в то же время исключали какую бы то ни было вероятность того, что мечта эта когда-нибудь сбудется. Ведь для этого необходимо было, чтобы стальной коммунистический режим прекратил свое существование. А такое могло произойти только каким-то сверхъестественным образом. В сверхъестественное же нас отучил верить все тот же режим...

И все же чудо это произошло. Но, увы, фанфары не звучали... Жители обретших независимость республик бывшего Советского Союза, в том числе и евреи, стонали от ран развалившейся экономики, завидовали новоявленным бизнесменам-миллионерам, дивились обилию товаров в магазинах, товаров столь дорогих, что многие могли ими только любоваться. Американские и израильские борцы за права советских евреев утратили всякий интерес к этой теме, переставшей быть сенсационной. О реализовавшейся возможности воссоздать систему еврейского воспитания думали очень немногие. Прежде всего это были любавичские хасиды, которые, следуя наставлениям Ребе, не переставали секретно распространять учение Торы даже в годы сталинского режима, каравшего такую деятельность смертью. Естественно, что именно они начали создавать еврейские школы уже в 1988-1989 годах.

Как известно, ныне на территории бывшего Советского Союза функционируют несколько десятков еврейских школ (увы, все еще катастрофически мало!), большая часть которых финансируется и управляется любавичской организацией «Ор Авнер».

Есть, однако, также значительное число школ, созданных другими организациями, в том числе и секулярные школы. Координация методики преподавания еврейских предметов, программ и т. д. производится как Министерством просвещения Израиля, так и Ассоциацией директоров еврейских школ СНГ и Балтийских стран, созданной Мемориальным фондом еврейской культуры (Нью-Йорк) и действующей под эгидой этого фонда.

Учителям еврейских предметов в этих школах приходится преодолевать много трудностей. Одной из главных трудностей было отсутствие систематического учебника еврейской традиции на русском языке. Книга, лежащая перед вами, является первой попыткой восполнить этот пробел. Инициатива создания учебника исходила от Ассоциации директоров. Мемориальный фонд еврейской культуры и, прежде всего, его директор – доктор Джерри Гохбаум, с большим энтузиазмом поддержал эту инициативу. Создание учебника было поручено иерусалимскому издательству «Шамир». Первоначальный текст был написан Зеэвом Гейзелем (Иерусалим). Текст этот был критически прочитан и в ряде мест изменен Любой Горелик (Кфар-Хабад). Черновой вариант учебника был опробован в более чем десяти школах России, Украины, Прибалтики. И снова учебник несколько раз переделывался и редактировался. Однако авторы и редактор понимают, что работа эта далеко не завершена. Мы ждем дальнейших замечаний и предложений от учителей, родителей, а также от учеников.

Учебник предназначен для учеников 8-х-10-х классов как религиозных, так и нерелигиозных школ. Он дает только общий и весьма краткий обзор еврейской традиции. По замыслу должны быть созданы еще 2-й и 3-й тома учебника, посвященные более детальному описанию еврейской традиции в отношении праздников и заповедей, связанных с циклом жизни человека. Предполагается также выпустить упрощенный вариант всех трех томов учебника, предназначенный для учеников 5-х-7-х классов.

Профессор Герман Брановер, Иерусалим, месяц мархешван 5758 г.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру