Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

3. Основные периоды еврейской истории

Замечание для учителей:

Эти главы ни в коем случае не заменяют курса «Еврейская история». Их задача -дать представление о делении еврейской истории на основные периоды и напомнить ученикам общую канву событий, чтобы облегчить восприятие материала в остальных частях учебника.

Эпоха праотцев

С праотцев начинается история еврейского народа, как она описана в первой книге Торы «Брейшит» («В начале»), начиная с главы «Лех леха». Там рассказывается о том, что Вс-вышний повелел Аврагаму идти в страну, «…которую Я покажу тебе…». Повеление это было дано именно Аврагаму, так как был он человеком, верившим в единого Б-га вопреки господствовавшему тогда в мире идолопоклонству, и Аврагам проповедовал эту веру всюду, куда он приходил. Кроме того, Вс-вышний заключил с ним союз, согласно которому, от Аврагама произойдет великое и особенное потомство, которое выполнит задачу Аврагама – свидетельствовать всему человечеству о том, что Вс-вышний не только создал, но и управляет этим миром. В дальнейшем Вс-вышний возобновил этот союз с Ицхаком и с Яаковом.

Земля, о которой Вс-вышний говорил Аврагаму, – Эрец-Исраэль, Земля Израиля. Почти вся эпоха праотцев проходит в этой стране (например, Ицхак провел в ней всю свою жизнь), но в конце концов, из-за страшного голода Яаков со всем семейством уходит в Египет, где к этому времени Йосеф, один из сыновей Яакова, достиг высочайшего положения, став правителем страны.

Уход еврейского народа из Эрец-Исраэль (XVI в. до н. э.) называется в традиции ивритским словом «галут» – «изгнание». Уход Яакова с сыновьями в Египет стал началом самого первого галута — египетского.

Из египетского рабства в Эрец-Исраэль

Во второй книге Торы – «Шмот» («Имена») рассказывается: через некоторое время после смерти Йосефа отношение к евреям в Египте изменилось – они стали рабами. Но, несмотря на тяжелое и унизительное положение, евреи верили, что придет день, и они выйдут из египетского рабства и обретут свободу в Эрец-Исраэль. В еврейском народе появился руководитель по имени Моше бен-Амрам. К этому человеку еврейская традиция относится с огромнейшим уважением и называет его Моше-рабейну, то есть «наш учитель Моше». Б-г повелел Моше вывести евреев из Египта, и Моше пошел к фараону. «Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне», -передал Моше приказ Вс-вышнего, но фараон отказал. Тогда (XIV в. до н. э.) на Египет были обрушены страшные несчастья, известные в традиции под названием десяти казней египетских, и фараон вынужден был отпустить еврейский народ. Однако вскоре египтяне передумали и египетская армия пыталась преследовать евреев, но Б-г сотворил чудо, и евреи перешли через расступившееся перед ними Красное море, а египтяне вместе со всеми своими колесницами утонули, пытаясь пройти по дну моря следом.

Пройдя через тяжелое сражение с Амалеком – самым враждебным по отношению к евреям народом, – израильтяне вышли к горе Синай в пустыне. В 1312 г. до н. э. на этой горе состоялось самое главное событие в истории евреев: Вс-вышний через Моше-рабейну передал еврейскому народу дар – Тору (см. главу «Дарование Торы. Заповеди»). С этого дня мы ведем отсчет еврейской истории. Здесь был духовно возобновлен союз между Вс-вышним и Его народом (подробнее об этом мы узнаем в главе «Дарование Торы. Заповеди»).

Через несколько дней евреи подошли к границам Эрец-Исраэль. Как подробно рассказывается в Торе, ими овладел страх перед жителями этой страны и, вопреки наставлению, полученному Моше-рабейну от Б-га, они отказались войти в нее. В наказание за это евреи были обречены блуждать по пустыне еще 40 лет, пока не вымерло все поколение рабов, что вышли из Египта, пока евреи не освободились от рабской психологии (отсюда происходит выражение «поколение пустыни»; подробнее об этом мы будем учить в разделе «9-ое Ава» во второй части учебника).

В Торе рассказывается, что в результате другого события самому Моше-рабейну тоже не было разрешено войти в Землю – евреи вошли в нее под руководством преемника Моше по имени Йегошуа бин-Нун.

От завоевания Эрец-Исраэль до разрушения Первого Храма

Войдя в Эрец-Исраэль и завоевав большую ее часть под руководством Йегошуа, евреи начали строить свою страну, развивать сельское хозяйство и ремесла. При этом надо было отражать набеги филистимлян – враждебного соседнего народа. Тем не менее, долгое время евреи не создавали своего государства, так как это означало бы служить земному царю, что противоречило клятве евреев служить только Царю Небесному – Б-гу. Евреями управляли люди, которых называли шофтим – судьи, хотя их функции выходили далеко за рамки суда. Шофет был, в сущности, полноправным правителем, пока придерживался законов Торы, и поэтому пользовался огромным авторитетом среди евреев. Наиболее известными шофтйм были Эгуд, Гидеон, Шимшон и пророчица Двора. Наконец, пророком Шмуэлем был помазан на царство первый еврейский царь – Шауль из колена Биньямин. Но он не проявил себя как человек, полностью достойный этого звания, и погиб. После него царем стал Давид из колена Йегуда – самый знаменитый из всех еврейских царей, бывший одновременно и великим пророком. От него произошла царская династия, некоторые ее потомки известны и сегодня. После Давида на престол взошел его сын Шломо, известный своей необычайной мудростью; он был удостоен Вс-вышним права построить Иерусалимский Храм, ставший символом служения еврейского народа Вс-вышнему и самым святым для еврея местом: с точки зрения еврейской традиции Храм – это место на земле, где постоянно пребывает Шхина — Б-жественное присутствие. Он был построен в 832 г. до н. э.

При Давиде и Шломо еврейское государство расширилось до наибольших за всю свою историю пределов.

Евреи первыми разделили власть в государстве на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительная власть находилась руках царя. Законы принимались Собранием Старейшин еврейского народа, состоявшем из наиболее уважаемых мудрецов Судебные разбирательства проводил еврейский суд – бейт-дин, состоявший из хорошо разбиравшихся в законах людей.

После смерти Шломо в стране произошел раскол, и возникли два еврейских государства: северное – Израиль и южное – Иудея Несмотря на кровное родство их граждан, государства эти так и не смогли вновь объединиться, их правители зачастую отходили от Торы, и в итоге сначала пало Северное Царство, а затем в результате нападения царя Ассирии Невухаднецара (Навуходоносора) – и Южное. Простояв 410 лет, Первый Храм был разрушен, а евреи угнаны в рабство. Начался новый галут – вавилонский. Но пророки, в свое время предупредившие о начале галута, обещали: и этот галут закончится!

От вавилонского плена до прихода римлян

Через 70 лет после изгнания евреев из Эрец-Исраэль завоеватель Вавилона персидский царь Кореш (Кир) разрешил евреям вернуться на свою землю. Вернулось лишь около 40 тысяч, которые избежали ассимиляции. Эти вернувшиеся из галута евреи стали восстанавливать Храм. Храм был восстановлен, и весь период, пока он существовал (350 до н. э. – 70 н. э.), называется «эпохой Второго Храма».

Через год после завершения восстановления Храма в Иерусалим с группой в 1500 человек прибыл из Персии еврей по имени Эзра, известный своей ученостью и пользовавшийся большим авторитетом. По приезде он обнаружил, что духовная жизнь евреев в Эрец-Исраэль находится в упадке, люди пренебрегают изучением Торы и соблюдением ее законов, да и о восстановлении нормальной хозяйственной жизни нет речи. Положение осложнялось тем, что самаритяне (на иврите – шомроним) – потомки язычников, переселенных в Эрец-Исраэль ассирийским царем вместо угнанных в рабство жителей Северного Царства и смешавшихся с немногочисленными оставшимися евреями, – переняли от них частично веру в единого Б-га и поэтому считали себя подлинными хозяевами страны и мешали евреям заново в ней устроиться. Вместе с богатым евреем по имени Нехемъя, занимавшим до этого высокий пост в Вавилоне, Эзра возродил нормальную еврейскую жизнь в Эрец-Исраэль: Иерусалим был отстроен, возобновилось изучение Торы, еврейские суды решали спорные вопросы в согласии с Законом Торы. Было создано собрание из 120 величайших еврейских мудрецов, называвшееся Кнесет гагдола («Великое собрание»), впоследствии получившее название Сангедрин. Минимальное число его членов, необходимое для достижения кворума, равнялось 71.

В 332 г. до н. э. Эрец-Исраэль была завоевана и оказалась в составе империи Александра Македонского. Сам Александр относился к евреям с большим уважением, но после его смерти империя раскололась, и евреи оказались во власти греко-египетской династии Птолемеев. Все больше и больше евреев ассимилировались, то есть превращались в «греков еврейской национальности», пока правитель Антибх Эпифан из рода Селевкидов не запретил под страхом смертной казни исполнение важнейших еврейских законов. Евреи поднялись на борьбу – и с греческой властью, и с ее еврейскими прислужниками – «эллинизаторами», которых ослепила основанная на культе тела греческая (эллинская культура). В 167 г. до н. э. коген Мататьягу Хашмонай и его сыновья Йоханан, Шимон, Йегуда, Эльазар и Йонатан подняли восстание. Оно превратилась в войну, руководил которой третий сын Мататьягу – Йегуда, по прозвищу Макабй; поэтому войну эту называют маккавейской, а ее руководителей – Маккавеями. В ходе войны (в 164 г. до н. э.) Храм был освобожден и освящен заново, был заключен союз с Римом, и впоследствии страна получила автономию. Во главе евреев стояли цари из рода Хашмонаим.

В это время проявился разный подход к изучению Торы среди евреев. Часть из них, называвшая себя цдуким; по-русски принято писать «саддукеи»), заявляла, что Устная Тора ни к чему не обязывает, и поэтому многие из законов можно отменить, чтобы «идти в ногу со временем». Другая часть – ессеи – проповедовала аскетизм, то есть отказ от нормальной жизни, вегетарианство, самобичевание и даже безбрачие. Несмотря на искренность побуждений и тех, и других, от них не осталось никакого следа в еврейском народе, что еще раз продемонстрировало, насколько опасно пытаться «исправлять» Тору – «в духе времени» или «по моральным соображениям». Осталась живой лишь еврейская традиция, основанная на Торе (Письменной и Устной).

Разрушение второго Храма и начало римского изгнания

В 63 году до н. э. римский полководец Помпеи вошел в Иерусалим. Сначала отношение римских властей к евреям Эрец-Исраэль было вполне терпимым и даже благожелательным, но с течением времени это положение изменилось и в конце концов отношения приняли открыто враждебный характер. В 66 году н. э. в Иерусалиме вспыхнуло восстание, которое затем переросло в тяжелую кровопролитную войну на всей территории Эрец-Исраэль. В ходе войны евреям удалось освободить Иерусалим, но в конце концов огромная римская армия победила. Значительная часть еврейского населения погибла от рук римлян, голода и болезней, многие были угнаны в рабство. Последний очаг сопротивления – крепость Мецада у Мертвого моря – держалась до 73 г. н. э., и только когда уже не оставалось никакой надежды, все 960 защитников крепости покончили с собой.

Но самым ужасным итогом восстания с еврейской точки зрения было то, что в ходе войны в 70 году полководец Тит, будущий император, сжег Иерусалимский Храм – и тем самым начался новый период галута. Произошло это, как и разрушение Первого Храма, в день 9-го Ава… Чтобы спасти еврейскую традицию, раби Йоханан бен-Закай восстановил Сангедрйн в маленьком городке Явнэ.

В 132-135 годах вспыхнуло новое восстание. Во главе его стал Шимон Бар-Кохба, который был столь популярен среди евреев, что рабй Акива), один из величайших еврейских мудрецов всех времен, не только поддержал Бар-Кохбу, но и полагал, что он, возможно, является Машиахом. Многие евреи верили, что пророчествам о восстановлении Храма суждено исполниться в этом поколении. И действительно, Бар-Кохба освободил страну и возобновил службу на месте разрушенного Храма. Но Римская империя бросила против восставшей провинции огромные силы, и восстание было подавлено, а духовные вожди еврейского народа – и среди них раби Акива – были казнены в Риме на глазах у толпы. Чтобы не допустить возрождения еврейского народа в Эрец-Исраэль, Иерусалим был перепахан, леса сожжены, рощи вырублены, а поля засыпаны солью. Евреям было запрещено появляться на территории разрушенного Иерусалима, и даже название страны было изменено: чтобы стереть саму память о еврейской земле, ее стали называть «Палестина», по имени исчезнувшего народа филистимлян. Это название сохранилось в европейской литературе до наших дней.

В дальнейшем некоторые из римских императоров ослабляли антиеврейские законы и даже покровительствовали евреям – например, император Юлиан (около 200-го года н. э.). Тем временем в Римской империи набирала силу новая религия – христианство. Эта религия возникла в I веке н. э. Вначале это была маленькая еврейская секта, но постепенно христиане порвали всякую связь с еврейством и стали проводить активную антиеврейскую пропаганду. Когда при императоре Константине христианство стало государственной религией Римской империи – иудаизм был объявлен вне закона.

Долгое изгнание

Этот галут оказался самым долгим – он продолжается до наших дней (поскольку сегодня большинство евреев живет вне Земли Израиля, и Храм не восстановлен). Трудно даже представить себе, что какой-нибудь народ мог бы просуществовать столь длительное время без своей страны – но евреи не исчезли. Еврейская жизнь продолжалась, хотя и в новых, трудных условиях; место государства заняли общины. Жизнью еврейских общин руководили люди, известные своими знаниями Торы и организационными способностями. Однако жизнь общин зависела в большой мере от отношения окружающих народов и от прихоти властителей.

Сначала центр еврейской жизни находился в Месопотамии. Именно там была закончена редакция Талмуда (см. «Главные книги еврейской традиции»). Но затем еврейская жизнь пришла там в упадок. Новый рассвет еврейской учености начался в странах, находившихся тогда под властью ислама (иногда проявлявшего веротерпимость, иногда нет): в Испании и Северной Африке. Сменившие мусульман христианские правители Испании начали проводить активную антиеврейскую политику и принуждать евреев к переходу в христианство. В 1492 году остававшиеся в Испании евреи были изгнаны, вслед за ними пришла очередь евреев соседних стран. «Золотой век», как называли испанскую эпоху еврейской истории, закончился.

Евреи продолжали скитаться по странам, то здесь, то там находя временный приют. После испанского изгнания самыми богатыми евреями стали евреи германских земель, самым же многочисленным к началу XIX века стало еврейство Российской империи (после включения в нее таких «еврейских» районов, как Польша, Литва, Украина). Правители России с самого начала относились с неприязнью к евреям, ограничивали их в правах (была введена специальная черта оседлости – зона, вне которой евреям практически не разрешалось проживать). Россия также обогатила почти все языки мира словом «погром».

Новое время

 Еврейское присутствие в Эрец-Исраэль фактически никогда не прерывалось, хотя и было в некоторые периоды немногочисленным. Начиная с XVIII века некоторые евреи из Восточной Европы и арабских стран стали возвращаться сюда. Начался процесс, называемый в еврейской традиции «Шиват Цион», то есть «возвращение в Цион» – по имени горы Цион (Сион) в Иерусалиме, название которой часто используется и как название города, и как название всей Земли Израиля. В конце XIX века этот процесс обрел организационные рамки, когда многие евреи пришли к выводу, что настало время вернуться всему еврейскому народу в Эрец-Исраэль и возродить там национальную жизнь – а может быть, и государство. Разные группы (в основном из России) -БИЛУ (аббревиатура слов Бейт Яаков леху венельха – «Дом Яакова, вставайте и пойдем»), «Хибат Цион» («Любовь к Сиону») и др. -пытались реализовать эти идеи. Некоторые религиозные лидеры говорили о том, что пришло время исполниться пророчествам о восстановлении величия еврейского народа и его основы и символа -Храма.

В 1897 году в Базеле под руководством Теодора Герцля был проведен Первый Сионистский конгресс. Сионистское движение (его название происходит от названия горы Сион) начало искать пути реализации программы возвращения евреев на свою землю и восстановления там национальной жизни. В это время Эрец-Исраэль находилась под властью турок, а впоследствии – англичан. В 1917 году правительство Великобритании дало обещание построить в Эрец-Исраэль «национальный очаг» для еврейского народа. После большевистского переворота в России, ужасов двух мировых войн, во второй из которых погибло 6 миллионов евреев, сопротивления арабов и зигзагов английской политики 650 тысяч евреев Эрец-Исраэль провозгласили в 1948 году создание государства Израиль.

Вопросы для повторения

Назовите основные периоды истории еврейского народа.

Где описаны древние периоды истории евреев? Период праотцев? Исход из Египта?

Что такое галут? Сколько было галутов? Когда начался последний из них?

Кто руководил исходом евреев из египетского рабства? Кто стал его преемником? Что такое «десять казней египетских»?

Сколько раз был построен Иерусалимский Храм? Когда он был разрушен?

Кто правил в Израиле до царей? Назовите имена нескольких из них.

Кто был первым царем Израиля? Какой династии принадлежало большинство царей? Были ли исключения?

Кто такие «шомроним»? Как они относились к евреям?

Что вы знаете о восстании евреев против греков? Кто его возглавил?

Какие были восстания против римской власти?

Где жили евреи после того, как были изгнаны римлянами из Эрец-Исраэль ? Кто руководил жизнью еврейских общин в изгнании?

Где находились центры еврейской жизни в последнем галуте?

Что такое «Золотой век»? Что такое «черта оседлости»?

Что такое сионистское движение? Кто и когда его создал? Что является его главным успехом?

Лексикон

Бар-Кохба

бейт-дин

брит

галут

Кнесет гагдола

Моше-рабейну

прушим

раби Акива

цдуким

Шиват Цион

шомроним