Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Что более этично – бедность или богатство? Этический взгляд на главу «Экев»



В книге Мишлей царь Соломон просит у Вс-вышнего: «нищеты и богатства не давай мне». Первая просьба, не быть нищим. Вторая просьба, не быть богачом.

Тем самым царь Шломо подчеркивает тот факт, который актуален также для нашей недельной главы, что оба эти крайних состояния чрезвычайно опасны для этической равновесия человека, и поэтому он просит: «питай меня хлебом насущным».

Нищета опускает человека. Страх — парализует. «И скажешь ты в сердце своем, многочисленны народы эти более чем я, как же смогу я победить их». Тора говорит об синдромах страха, тревоги, и в других контекстах также нищеты, до такой степени, что мудрецы говорят, что «нищий подобен мертвому».

Это не означает, не дай Б-г, что мы должны так относиться к нищим. Это означает, что в своем самосознании нищий зачастую настолько ослаблен и парализован, что он чувствует себя почти что мертвым. Обида и унижения, связанные с нищетой, зачастую приводит очень глубоким этическим отклонениям, как самого нищего, так и в отношении общества к нему.

Однако, в нашей главе подчеркивается также опасность богатства. «И ты поешь, и насытишься, и благословишь» — прекрасная идея. Тора поддерживает это, и не предписывает отдалиться от богатства. Но Тора предупреждает: смотри, «ты поешь и насытишься, и серебро и золото умножится у тебя, и все, что у тебя умножится» — и тогда «возвысится сердце твое, и ты забудешь Вс-вышнего Б-га твоего».

Богатство имеет два последствия. Одно в области отношений между человеком и Б-гом, в области сознания, «кто дает нам силу преуспевать», кто дает нам возможность делать все, что мы делаем.

Второе последствие, которое больше подчеркивали пророки: «И не болеют страданиями Йосефа» (Амос, 6, 6).

Другими словами, богатство приводит человека к бесчувственности, когда он видит только самого себя. Хасидская аллегория говорит, что такое богатство? Богатство — это когда ты берешь прозрачное стекло, через которое ты видишь мир и все окружающее. И покрываешь его серебром с одной стороны. И тогда стекло превращается в зеркало, и ты видишь только самого себя.

И поэтому, с этической точки зрения, самое лучшее, чтобы, с одной стороны, у человека не было позора бедности, и с другой стороны, он должен очень и очень остерегаться богатства, которое способно развращает, замыкает человека, не позволяет ему думать о других, смотреть на других, и видеть их.

Поэтому этическое требование Торы к человеку, найти такой образ жизни, чтобы не упасть ни в опасности нищеты, и ни в высокомерие, которое зачастую приносит богатство.