Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

128. Следует стремиться быть соединенным со всем народом Израиля



§128/стр. 47

Следует стремиться быть соединенным со всем народом и обществом Израиля в целом.

И чем больше человек очистит свои мысли и действия, тем больше он сможет соединиться как с более высокими, так и с более низкими ступенями этого общества.

Но в соответствии с его малостью и с усилением категории Суда[1], объединение это будет менее общим[2].

А все, что недостаточно связано с наиболее низким уровнем, соответственно, будет недостаточно связано и с самой высшей из ступенек[3],

потому что истинная цельность достигается лишь при соединении со всем обществом в целом, во всех формах и категориях, в которых оно существует[4].

(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)


[1]   «Усиление категории Суда» (гвура, лин) — это «усиление осуждения», т.е. оценка поступков окружающих людей с точки зрения меры соблюдения ими Галахи, Закона; и если человек подходит к окружающим с такой меркой, то в этом проявляется его «малость». «Гвура» — это «левая сторона», см. об этом также §67.

[2]   Поскольку далеко не все общество Израиля соблюдает Галаху, то такой человек не сможет быть связан с этим «несоблюдаюшим» обществом. Путь, предлагаемый здесь равом Куком, состоит в том, чтобы самому, конечно, строго соблюдать Закон, но не оценивать окружающих в соответствии с мерой соблюдения ими Галахи, ибо тогда его соединение с другими частями общества не сможет произойти. Это соеди­нение может осуществляться лишь на основе любви (хесед).

[3]   То, что человеку, «оценивающему всех по Галахе», представляется низшим уров­нем, на самом деле содержит в себе очень важный свет, пусть и недостаточно «утон­ченный», но очень мошный. И при отсутствии связи с этим уровнем такой человек лишается «полноты света», а без этой полноты он сам не может достигнуть никаких высших уровней.

[4]   В рамках связи этого отрывка с §126 можно сказать, что тот, кто «оценивает окружающих по степени их соблюдения», низводит Божественность до чистого «зако­на» и тем самым рисует Бога «мелким» (т.е. представляет Его себе только как наказы­вающего и награждающего), этим он принижает высшую Божественную духовность, и поэтому сам не может подняться до высших ступеней и соединиться с ними.

См. также ниже, §129, §163 и §184.