Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

97. Когда человек совершает грех, он находится в мире разделения



§ 97/стр. 38

В тот час, когда человек совершает грех, он находится в мире разделения;

и тогда каждая отдельная деталь Мироздания существует сама по себе; и тогда зло, взятое само по себе, отдельно, действительно является настоящим злом, и есть у него способность быть злом и вредить[1].

Если же человек делает тшуву из любви, то тут же над ним сияет свет, исходящий из мира единства[2], и все в этом мире соединяется в некую единую общность;

а в этой общности нет никакого зла[3].

потому что тогда то, что (локально) было злом, присоединяется теперь к добру, чтобы (образовав с ним единое целое) придать ему нужный вкус, смысл и значение, чтобы поднять еще больше важность и достоинство добра[4].

И таким путем даже сознательные грехи (в случае, если человек осуществляет «раскаяние из любви») становятся действительными заслугами[5]

(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)




[1]  Человек совершает грех в ситуации, когда он рассматривает себя отдельно, когда каждая деталь Мироздания отдельна, и он отделен от Источника, от Бога, и это — «мир разделения». И тогда зло, рассматриваемое как отдельное, действительно является одной из деталей этого локального пространства, и оно имеет силу и воз­можность вредить.

[2]  Тшува (раскаяние, возвращение к Богу) берет свое начало из ошушения всеоб­щей связи, всеобщего единства с Богом, что противоположно «миру разделения», — и, наоборот, есть «мир единства». «Раскаяние из любви» — это раскаяние не из страха перед наказанием, а раскаяние из любви к Богу и желания обрести связь с Ним.

[3]  «Никакого зла нет» — нет места для понятия «зло»; все является интегральной частью добра.

[4]  Если рассматривать мироздание не локально как «мир разделения», а глобально как «мир единства», то ясно видно, что зло было необходимо, чтобы реализовалось добро, и чтобы это добро обрело более высокий уровень. При таком глобальном рассмотрении зла самого по себе вообще нет — именно потому, что оно является не­обходимой частью обшей системы. Когда добро преодолевает зло, являющееся для него препятствием, то оно приобретает большее достоинство, понимает больше, до­стигает более высокого уровня. Тем самым зло в глобальном плане перестает быть злом. Любое зло является злом (и оно действительно является злом!), только когда его рассматривают локально; в глобальном же рассмотрении — это необходимая часть добра.

[5] «Раскаяние из любви обладает такой силой, что оно даже сознательные грехи обращает в заслуги» (Талмуд, Йома 86 б), поскольку в конечном счете эти грехи по­служили причиной для раскаяния, возвращения, и, в итоге, продвижения на более высокий уровень духовности.