Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

65. Подобно тому, как в жизни высших праведников нет места «просто действиям»



§65/стр. 27

Подобно тому, как в жизни высших праведников нет места «просто действиям»[1] или бездумному времяпрепровождению,

и уровень их святости выше всякой прагматической склонности,

и уж, конечно, ясно, что они едят лишь для того, чтобы заниматься праведными делами, учить Тору, молиться и т.д. — что, вообще-то, является свойством даже и среднего человека[2];

но более того: даже и сама еда, и сам разговор их, и все их движения и чувства — все это полно святости и света.

И тем более вся мудрость мира, внутренняя и внешняя, чистая и нечистая — все это раскрывается через индивидуальную сущность праведников[3].

И все, что входит в круг их знания и постижения, возвышается вместе с ними[4].

Однако, хотя ни один человек не может подняться до этого уровня в практических действиях, поскольку Тора поставила вечные преграды всему[5],

но в области мысли — там нет оград высотою более десяти ладоней[6].

И там нет ни Сатана («препятствующего»), ни преткновения, и даже ангел смерти[7] дает ему нечто (положительное).

(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)



[1] «Просто действия» -ливрей ршут-, т.е. такие действия, которые не связаны со святостью и не имеют статус «реализации заповедей», а просто разрешенное время­препровождение, — таким действиям, конечно, нет места в жизни «высшего правед­ника», вся жизнь которого связана с реализацией Божественной задачи.

[2]  Даже тот, кто находится на уровне «среднего человека» — он ест совсем не ради того, чтобы просто получать удовольствие, но еда и удовольствие от нее необходимы ему, чтобы иметь силы заниматься праведными делами и заповедями; в то время как праведники должны быть гораздо выше этого.

[3]  Они (праведники) направляют все эти веши в соответствии со своей собствен­ной направленностью. Это касается не только «чистой», но и «нечистой мудрости», из которой праведники могут извлечь правильные веши и направить их к святости.

[4]  Праведники, поднимаясь, возвышают все веши, попавшие в их сферу — даже веши нечистые.

[5]  Поскольку Тора запрещает действия, связанные с нарушением и нечистотой, то на «практическом уровне» праведник не может быть с ними связан и не может «поднять их с собой». Однако, мысль его может вмешать все, и тогда все поднимается вместе с ним.

[6]  Термин «высотою больше 10 ладоней» относится к области «типов субботних владений» (ограничивающих право переноски вещей в Субботу). Выше «уровня де­сяти ладоней над землей» находится «свободное пространство» — и, по ассоциации с этим, мысль, находящаяся выше десяти ладоней, может проникнуть в такие области, куда практическое действие не может войти.

[7]  Т.е. душа высшего праведника, свободная в своем исследовании всех мудростей и всех вещей, даже нечистых и даже зла смерти, — извлекает из всего нечто поло­жительное. Высший праведник может извлечь позитивное зерно из всего, однако на уровне практическом он не может извлекать свет из нечистых вешей или вешей, кото­рые недосягаемы из-за «загородок, поставленных Торой» (т.е. запретов). Но в области мысли он может делать это. Вся мудрость в мире, чистая и нечистая, по отношению к нему перенаправляется в соответствии с его собственным «вектором»: в области мысли нет оград, и «хорошие мысли о плохом» разрешены.