Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Арфилей Тоар

Буквальный перевод названия книги «Арфилей Тоhар» — «Облака (Туманы) чистоты»; имеется в виду аллюзия на облака, которые покрывали вершину горы Синай, когда Моисей поднялся туда для получения Торы (Исход 20:20); это выражение используется также и в молитвеннике (Мусаф Рош hа-Шана) как напоминание о Даровании Торы: «и Ты явился нам из облаков сияния»
Подобно тому, как мы обязаны исправлять наши неправильные мысли и качества, т.е. такие, в которых зло и уродство заметно преобладают, чтобы очистить их и «вознести» их до их глубочайшего источника, коренящегося в святости, и тогда становится видно, что эти мысли и качества в основе своей являются мыслями возвышенными и качествами положительными
«Хуцпа (дерзость) периода начала мессианского процесса» появилась потому, что мир уже созрел для того, чтобы требовать понимания единства и связи всех частностей (деталей заповедей) с общим целым (принципами и ценностями); и если некие частные детали не связаны с общим целым, то это не может удовлетворить сознание.
Истинная суть «изучения Торы ради нее самой» реализуется лишь посредством развития (для мира) такого ее понимания и сопутствующего ему ощущения, которое прояснило бы, каким образом все детали Торы являются единым проявлением Святости,
Во многих ситуациях, являющихся причиной для огорчения, следует преодолевать это огорчение посредством радости, связанной с исполнением заповеди, ибо именно в этом состоит тот постоянный источник радости, который подобает Израилю
(Следует выделять и отличать два уровня Божественного управления, Провидения, действующего в Мироздании.) Первый — это Божественное управление миром, связанное с нравственным законом
Исправление (Тикун) государства как «целого», а также исправление телесного начала индивидуума как «частного» принадлежат к той категории вещей, в которых присутствует наиболее возвышенная святость.
Душа (нефеш) «еврейских отступников» (букв, «преступников») эпохи начала мессианского процесса, тех из них, кто с любовью связал себя с проблемами еврейского народа в целом, Страны Израиля и национального возрождения, — душа эта более исправлена, чем души «истинно верующих», у которых нет этого преимущества самостоятельного чувства во благо национальной общности, и понимания необходимости дела построения Страны и народа.
Чем больше человек любит людей и чем доброжелательнее он приглядывается к тем, кто всеми силами своими погружен в дела этого мира и в его строительство, тем более спокоен его дух.
О знании высших идей неправильно (неуместно) спрашивать «А откуда известно это?» Ибо когда для познания этих вещей мыслитель извлекает из глубин своей души высший дух и упорядоченное хранилище связанных между собой идей — это и есть высший уровень мышления и познания.
Свет Израиля показывает, каким образом именно те устремления, которые выше всего обычного мира, — именно они оживляют и делают более богатым этот мир.
Временами, [когда] существует необходимость преступить слова Торы, и при этом нет в поколении такой личности, которая могла бы указать путь, тогда происходит это путем народного прорыва.
Праведники на самом деле должны быть людьми, связанными с естественной природой, так, чтобы всякое природное свойство тела и души было частью их жизни и физического существования.
Достоинство же человека состоит в том, что он поднимает свое постижение на высший уровень своего инстинкта, и благодаря этому его способность постижения мира приобретает точность и скорость, присущие инстинкту
Подобно тому, как в жизни высших праведников нет места «просто действиям» или бездумному времяпрепровождению, и уровень их святости выше всякой прагматической склонности, и уж, конечно, ясно, что они едят лишь для того, чтобы заниматься праведными делами, учить Тору, молиться и т.д. — что, вообще-то, является свойством даже и среднего человека; но более того: даже и сама еда, и сам разговор их, и все их движения и чувства — все это полно святости и света.
В период начала мессианского процесса всякий, кто соединяет устремления своего сердца со Спасением Израиля, является обладателем души высшего праведника.
Мудрецы Торы совершенствуются посредством простолюдинов. Ибо, хотя, конечно, свет Торы дает жизнь всему, но ведь известно также, что «Тора является смертельным ядом для тех, кто держит ее левой рукой»
«Заусенцы», которые имеются в понимании Божественного, в трепете перед Богом, в вере и во всем, что относится к ним — эти «заусенцы» не наносят явного ощутимого вреда все то время, пока народ не должен практически исправлять свои пути и возрождать национальную общность
Я люблю все мироздание. Я не могу никоим образом не любить все создания и все народы[1], я жажду всей глубиной сердца торжества всего, красоты всего и исправления всего мира.
Глубокое знание Бога побуждает к тому, чтобы также и в этом мире удаляться от жизни дефектной, раздробленной и недостаточной и продвигаться к жизни полной, яркой и насыщенной
В рамках индивидуального подхода понимание Божественности вмещается в уровень Зеир Анпин, а именно: Единый Бог — Творец мира; и мир, и все вещи в нем — все они деяния Его рук
В тот час, когда человек совершает грех, он находится в мире разделения; и тогда каждая отдельная деталь Мироздания существует сама по себе; и тогда зло, взятое само по себе, отдельно, действительно является настоящим злом, и есть у него способность быть злом и вредить
«Дерзость начала мессианского процесса» — это ослабление Божественного света для исправления сосудов (келим), и она совсем не похожа на преступления в других веках, в других ситуациях, т.к. последние были просто отрицанием ради разрушения.
Восприятие любви должно развиться во всех своих нюансах, чтобы проявились все богатства жизни мыслительной, чувственной, и воображения, — все, что с этим (чувством любви) связано.
Наряду с наличием прилежных ученых («матмидим»), необходимо, чтобы существовала в еврейском народе такая сила, которая проявит свободный внутренний свет посредством путешествия, отдыха, расширения горизонтов сознания
По сравнению с высшей Божественной истиной нет в общем-то никакой разницы между «изображающей верой» и между совершенным неверием (атеизмом) — оба они не дают истины
Если степень образованности в духовных вопросах мала, тогда человек рисует себе Бога очень маленьким. А поскольку содержание Божественного претерпевает бесконечное уменьшение соответственно человеку, то трудно даже вообразить, насколько человек делается пресмыкающимся и ничтожным от такой богобоязненности, вместе с которой нет просвещенного понимания
Следует стремиться быть соединенным со всем народом и обществом Израиля в целом. И чем больше человек очистит свои мысли и действия, тем больше он сможет соединиться как с более высокими, так и с более низкими ступенями этого общества.
Великая душа жаждет распространиться на все, на все уровни жизни. «Распрямить свои ноги», протянув их до конца всех ступенек, которые есть в Мироздании, чтобы оживить все, приблизить все и возвысить все.
Мораль не устоит без своего источника, а ее источником должен быть свет Божественной бесконечности (Ор Эйн Соф), после того как он будет «исправлен» посредством возникновения миров.
В личной индивидуальности каждого есть нечто более высокое и возвышенное, чем то, что есть в обществе в целом по его общим ценностям, и высшая сторона этого личного освещает и оживляет общество в целом.