Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

331-365

331-я заповедь — запрещение вступать в близость с женой отца. И об этом Его речение: «Наготы жены отца твоего не открывай» (там же 18:8).

Умышленно преступивший этот запрет подлежит «отсечению души», а, если были свидетели преступления, побивается камнями. А нарушивший запрет неумышленно — приносит установленную грехоочистительную жертву.

Отсюда ясно, что тот, кто вступил в близость с матерью, подлежит наказанию за нарушение двух запретов Торы: запрета вступать в близость с матерью и запрета вступать в близость с женой отца — и при жизни отца, и после его смерти, как разъяснено в трактате Санхедрин (53а-54а).

332-я заповедь — запрещение вступать в близость с сестрой. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наготы сестры своей, дочери отца твоего или дочери матери твоей… не открывай наготы» (Ваикра 18:9).

Умышленно нарушивший этот запрет подлежит «отсечению души», неумышленно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.

333-я заповедь — запрещение вступать в близость с дочерью отца от другой жены. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наготы дочери жены своего отца, рожденной от отца твоего, не открывай: она сестра твоя, не открывай наготы ее» (там же 18:11).

Это речение указывает, что запрет вступать в близость с дочерью отца от другой жены — отдельная заповедь. И тот, кто вступает в близость с дочерью отца, родившейся от его брака с другой женщиной, подлежит двум наказаниям: за нарушение запрета вступать в близость с сестрой (НД 332) и за нарушение запрета вступать в близость с дочерью отца от другой жены. И это подобно тому, как вступивший в близость с матерью карается и за нарушение запрета вступать в близость с матерью, и за нарушение запрета вступать в близость с женой отца, как мы разъясняли.

Во 2-ой главе трактата Иевамот (22б) этот закон объясняется так: «Учили мудрецы: вступивший в близость со своей сестрой — дочерью отца от другой жены — карается дважды: за нарушение запрета вступать в близость с сестрой и за нарушение запрета вступать в близость с дочерью отца, родившейся от брака с другой женщиной. Сказал раби Йоси: «Карается только за нарушение запрета вступать в близость с сестрой». На чем же основано мнение мудрецов, спорящих с раби Йоси? Они говорят: вот, посмотрите — написано в Торе: «Наготы сестры своей, дочери отца твоего… не открывай наготы» (Ваикра 18:9). Зачем же еще сказано: «Наготы дочери жены своего отца, рожденной от отца твоего, не открывай»? Чтобы научить, что вступивший в близость со своей сестрой — дочерью отца от другой жены — карается и за нарушение запрета вступать в близость с сестрой, и за нарушение запрета вступать в близость с дочерью отца, рожденной от другой женщины».

Нарушитель этого запрета подлежит «отсечению души» — если действовал умышленно. Невольно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.

334-я заповедь — запрещение вступать в близость с дочерью сына. И об этом Его речение: «Наготы дочери сына своего… не открывай» (там же 18:10).

335-я заповедь — запрещение вступать в близость с внучкой от дочери. И об этом Его речение: «Наготы… дочери твоей дочери не открывай» (там же).

336-я заповедь — запрещение вступать в близость с дочерью. Этот запрет не выражен в Торе определенно и не сказано: «Наготы дочери своей не открывай». Писание умалчивает об этом, поскольку запрет и так очевиден: если уж запрещено вступать в близость с дочерью сына или дочери (НД 334-335), то уж тем более — с самой дочерью.

В трактате Йевамот (3а) сказано: «Запрет вступать в близость с дочерью выводится с помощью методов толкования Торы. Сказал Рава от имени рава Ицхака бар Авдими: «Этот запрет выводится с помощью метода гзера шава — «они»-«они» и «разврат»-«разврат» (метод гзера шава заключается в следующем: если в двух местах Торы встречаются одинаковые слова или выражения, то сказанное в одном месте имеет отношение и ко второму). В отношении дочери сына и дочери дочери в Торе сказано: «…Не открывай наготы их, ибо твоя нагота они » (Ваикра 18:10). А запрещая вступать в близость с дочерью жены, рожденной от другого мужчины, а также с внучкой от этой дочери (НД 337-339), Тора говорит: «…они ее единокровные — это разврат» (там же 18:17). И как наряду с внучкой жены запрещена и ее дочь, так и наряду с твоей внучкой запрещена твоя дочь. А относительно наказания сказано: «И если кто возьмет себе в жены женщину и ее мать, это разврат: на огне пусть сожгут его и их, чтобы не было среди вас разврата» (там же 20:14). И точно так же карается сожжением тот, кто вступил в близость с дочерью своей жены, поскольку о такой близости тоже сказано: «разврат» (18:17) — ведь с помощью метода гзера шава закон, заповеданный Торой относительно одного случая, переносится на другой. И такому же наказанию подвергается и вступивший в близость со своей дочерью или внучкой — это тоже выводится с помощью гзера шава «они»-«они»: ведь относительно дочери сына и дочери дочери написано «они» (18:10) так же, как и относительно близости с дочерью жены, рожденной от другого мужчины (18:17).

И сказано в трактате Критот (5а): «Пусть метод гзера шава не покажется тебе незначительным. Ведь одному из важнейших законов Торы — запрету вступать в близость с дочерью — Писание обучает нас с помощью метода гзера шава — «они»-«они» и «разврат»-«разврат».

И вдумайтесь в слова мудрецов: «Писание обучает нас» — и не сказано: «мы выучиваем», поскольку все подобные законы переданы нам через посланника Б-га — нашего учителя Моше, и этот метод выведения закона получен нами из устной традиции, как мы разъясняли в предисловии к нашему большому комментарию на Мишну. И Писание не упоминает об этом запрете именно потому, что его возможно выучить с помощью метода гзера шава. И в этом смысл приведенного изречения: «Писание обучает нас с помощью метода гзера шава». И определенно сказано, что это «один из важнейших законов Торы».

Из сказанного выше следует, что преступивший запрет в отношении дочери, а также внучки от дочери или внучки от сына, карается сожжением. Если же преступление осталось неизвестным суду или не было подходящих свидетелей, преступник карается «отсечением души». А совершивший подобное преступление неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

337-я заповедь — запрещение брать в жены женщину и ее дочь. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наготы женщины и ее дочери не открывай» (Ваикра 18:17).

Преступивший этот запрет, вступив в близость с матерью или дочерью своей жены, карается сожжением. Если же не было свидетелей преступления, нарушитель наказывается «отсечением души». Нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

338-я заповедь — запрещение брать в жены женщину и ее внучку от сына. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наготы женщины и дочери ее не открывай, дочери сына ее… не бери, чтобы открыть наготу ее» (там же).

Умышленно преступивший этот запрет также карается сожжением, а нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

339-я заповедь — запрещение брать в жены женщину и ее внучку от дочери. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наготы женщины и дочери ее не открывай, дочери сына ее или дочери дочери ее не бери, чтобы открыть наготу ее» (там же).

Умышленно преступивший этот запрет также карается сожжением. А нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

Триста сороковая заповедь — запрещение вступать в близость с сестрой отца. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наготы сестры отца своего не открывай» (Ваикра 18:12).

Умышленно преступивший этот запрет карается «отсечением души». А нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

341-я заповедь — запрещение вступать в близость с сестрой матери. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наготы сестры матери своей не открывай» (там же 18:13).

Умышленно преступивший этот запрет карается «отсечением души». Нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

342-я заповедь — запрещение вступать в близость с женой брата отца. И об этом Его речение: «Наготы брата отца своего не открывай — не приближайся к жене его, она — твоя тетя» (там же 18:14).

Умышленно нарушивший этот запрет также карается «отсечением души», а нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

343-я заповедь — запрещение вступать в близость с женой сына. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наготы невестки своей не открывай» (там же 18:15).

Преступивший этот запрет карается побиением камнями. Если же не было свидетелей преступления или о преступлении не было сообщено суду, нарушитель карается «отсечением души». А нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

344-я заповедь — запрещение вступать в близость с женой брата. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наготы жены брата своего не открывай» (там же 18:16).

Умышленно нарушивший этот запрет карается «отсечением души». А нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

345-я заповедь — запрещение при жизни жены вступать в близость с ее сестрой. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И женщины к ее сестре не бери в соперницы, чтобы открыть наготу ее при ней, при жизни ее» (там же 18:18).

Умышленно нарушивший этот запрет карается «отсечением души». А преступивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

346-я заповедь — запрещение вступать в близость с женщиной, пребывающей в состоянии ниды (отстранения), т.е. во все семь дней ее месячной ритуальной нечистоты. И об этом Его речение: «И к жене во время отстранения ее — в нечистоте ее — не приближайся, чтобы открыть ее наготу» (там же 18:19). И до тех пор пока женщина не совершит омовения в микве, она остается в состоянии ниды — даже по прошествии семи дней.

Намеренно преступивший этот запрет карается «отсечением души». А совершивший нарушение неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

347-я заповедь — запрещение вступать в близость с замужней женщиной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И с женой своего ближнего не производи излияния семени своего» (там же 18:20).

И есть различия в наказаниях, которым подвергается преступивший эту заповедь. Если женщина уже посвящена в жены другому, но еще не взошла с ним под хупу, нарушитель карается побиением камнями, как разъяснено в Писании (Дварим 22:21). Если замужняя женщина была дочерью коэна, то она карается сожжением (Ваикра 21:9), а вступивший с ней в запретную близость — удушением. Если же женщина происходит не из семьи коэна и она уже была близка со своим мужем, тогда оба (и она, и вступивший с ней в запретную близость) караются удушением. Но если не было свидетелей преступления, нарушитель карается «отсечением души». А если преступление было совершено неумышленно, приносит установленную грехоочистительную жертву.

Этот запрет повторен в одном из Десяти Его Речений: «Не прелюбодействуй» (Шмот 20:14; Дварим 5:17) — этим речением так же запрещается вступать в близость с чужой женой.

Говорится в Мехильте (Итро): «Поскольку Ашем сказал: «Кто прелюбодействует с замужней женщиной… смерти будут преданы прелюбодей и прелюбодейка» (Ваикра 20:10) — наказание за этот грех нам известно. А где же сам запрет? Тора говорит: «Не прелюбодействуй».

И то же объясняется в Сифре: «Кто прелюбодействует с замужней женщиной… смерти будут преданы прелюбодей и прелюбодейка» — наказание указано, а где же запрет? Тора говорит: «Не прелюбодействуй» — запрет относиться как к мужчине, так и к женщине». И не назвали здесь мудрецы Его речение «И с женой своего ближнего не производи излияния семени своего», поскольку запрет этого стиха относится только к прелюбодею и не распространяется на прелюбодейку.

В отношении других запрещенных связей запрет также распространяется и на женщину. Сказали мудрецы (Сифра): «Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь, чтобы открыть его наготу» (Ваикра 18:6) — запрет относится к обоим: и к мужчине, и к женщине.

А в трактате Санхедрин (51б) сказано: «Смерти будут преданы прелюбодей и прелюбодейка» — этой каре подлежат все прелюбодеи и прелюбодейки, кроме дочери коэна, которая карается сожжением, и кроме обрученной девушки, еще не взошедшей под хупу, которая карается побиением камнями».

348-я заповедь — запрещение вступать в близость с животными, как с самцами, так и с самками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И ни с какой скотиной не производи излияния семени» (Ваикра 18:23).

Умышленно нарушивший этот запрет карается побиением камнями, а если не было свидетелей преступления, «отсечением души». Нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

349-я заповедь — запрещение женщине вступать в близость с животным. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И женщина да не станет перед скотом для совокупления с ним» (там же).

И это самостоятельная заповедь, не совпадающая с предыдущей, — ведь запрет, обращенный к мужчинам («…не производи излияния семени»), не относится к женщинам, и для них необходим отдельный запрет.

В самом начале трактата Критот указано, что за «36 преступлений, согласно закону Торы, преступники караются «отсечением души». И в числе перечисленных там преступлений названы «близость мужчины с животными» и «близость женщины с животными». И поскольку в этот перечень включены только нарушения запрещающих заповедей Торы, как мы разъясняли в нашем комментарии на Мишну, становится очевидным, что запрет женщине вступать в близость с животными — отдельная заповедь «Не делай».

Женщина, преступившая этот запрет, карается побиением камнями. А если не было свидетелей преступления, нарушительница запрета карается «отсечением души». В случае неумышленного нарушения запрета приносится установленная грехоочистительная жертва.

Триста пятидесятая заповедь — запрещение мужчине вступать в близость с другим мужчиной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной — это мерзость» (Ваикра 18:22).

Этот запрет повторен в Торе — сказано: «Да не будет блудника из сынов Израиля» (Дварим 23:18). И, согласно верному объяснению, этот запрет повторен лишь для усиления, и второе речение не является самостоятельной заповедью, обращенной к мужчине, выполняющему пассивную роль в такой близости. Но запрет «С мужчиною не ложись» относится к выполняющему и активную роль, и пассивную.

Но в трактате Санхедрин (54б) указывается, что раби Ишмаэль считал стих «Да не будет блудника из сынов Израиля» — отдельным запретом, обращенным к выполняющему пассивную роль. Поэтому, согласно мнению раби Ишмаэля, тот, кто одновременно выполняет активную роль по отношению к одному мужчине и пассивную по отношению к другому, подлежит двум наказаниям за нарушение двух запретов.

Однако раби Акива возражал: «Отдельный запрет не нужен. Ведь в Торе сказано: «С мужчиною не ложись» — не ложись, выполняя любую роль». И по его мнению, тот, кто одновременно выполняет и активную, и пассивную роль, подлежит лишь одному наказанию, поскольку к выполняющим обе роли в такой близости обращен единый запрет. А стих «Да не будет блудника…», по мнению раби Акивы, нужен лишь для усиления запрета. Ведь, подобно этому, в Торе сказано «Не прелюбодействуй» (Шмот 20:14) — это запрет вступать в близость с замужней женщиной, как мы разъясняли (НД 347), а затем добавлено: «И с женой своего ближнего не производи излияния семени своего» (Ваикра 18:20). И есть много других подобных речений, служащих для усиления, как мы отмечали в «9-ом принципе» предисловия.

Преступивший этот запрет карается побиением камнями. Если же невозможно предать нарушителя суду, он подлежит «отсечению души». А если нарушение было совершенно неумышленно, приносится установленная грехоочистительная жертва.

351-я заповедь — запрещение вступать в близость с отцом. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Наготы отца своего… не открывай» (там же 18:7).

Преступивший этот запрет также карается побиением камнями.

Вступивший в близость с отцом преступает два запрета Торы: запрет вступать в близость с мужчиной и запрет вступать в близость с отцом.

В трактате Санхедрин (54а) разъясняется, что «запрет «Наготы отца своего… не открывай» касается только близости с отцом». И спрашивают там: «Ведь запрет вступать в близость с отцом можно выучить из стиха «И с мужчиной не ложись…» (Ваикра 18:22)?». И там отвечают: «Отдельный запрет нужен, чтобы нарушитель подлежал наказанию за два преступления, — согласно мнению раби Йеуды, который сказал: «Нееврей вступивший в близость со своим отцом карается за два преступления». И вслед за этим Талмуд разъясняет: «Слова раби Йеуды имеют смысл по отношению к еврею, который совершил это преступление неумышленно и должен принести жертвы дважды. А сказано «нееврей» для чистоты языка (т.е. раби Йеуда не хотел упоминать еврея в связи с таким преступлением)».

Следовательно, тот, кто вступил в близость с отцом неумышленно, приносит две грехоочистительные жертвы, как тот, кто неумышленно вступил в две различные запретные связи. Но неумышленно вступивший в близость с любым другим мужчиной, кроме отца, приносит грехоочистительную жертву только один раз.

352-я заповедь — запрещение вступать в близость с братом отца. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Наготы брата отца своего не открывай» (Ваикра 18:14).

И тот, кто неумышленно вступил в близость с братом отца, приносит две грехоочистительные жертвы, как мы разъяснили по отношению к вступившему в запретную связь с отцом (НД 351).

В трактате Санхедрин (54а) сказано, что, согласно всем мнениям, «вступивший в близость с братом отца карается за два преступления», ведь написано: «Наготы брата отца своего не открывай».

И знай, что выражение «имеются свидетели преступления» (ср. НД 347,349-350) подразумевает следующее: рядом с местом преступления находились, как минимум, два кашерных свидетеля, предостерегших преступника, что он совершает запрещенное Торой действие, за которое следует такое-то наказание; а затем свидетели дали показание перед кашерным судом, состоящим из 23 судей. И также подразумевается, что события происходили в период, когда выносились смертные приговоры (в эпоху Храма).

В Торе указано, что вступивший в любую из упомянутых выше запретных связей карается каретом (отсечением души). Перечислив запрещенные виды близости, Тора говорит: «…Ибо все, кто сделает что-то из этих мерзостей, — души делающих это будут отсечены от своего народа» (Ваикра 18:29). И то, что вступивший в некоторые из запрещенных связей, подлежит смертной казни по решению суда, также указано в Торе (там же 20:10-16). Но то, какой именно смертной казни подлежит совершивший каждое из этих преступлений, — по-биению камнями, удушению или сожжению, — в ряде случаев указано в Торе, а в ряде случаев передано через устную традицию.

Законы, связанные со всеми запрещенными связями, разъясняются в трактатах Санхедрин и Критом, а также в разрозненных местах трактатов Йевамот, Ктубот и Кидушин.

В начале трактата Критот (2-я мишна) указано, что, если человек сомневается, допущен ли им грех, за умышленное совершение которого нарушитель подлежит «отсечению души», а за неумышленное — приносится установленная грехоочистительная жертва, — в таком случае, сомневающийся должен принести ашам талуй (условную повинную жертву).

В установленную грехоочистительную жертву приносится животное из мелкого скота: овца или коза. И когда ты внимательно проанализируешь, какие наказания полагаются за нарушение заповедей «Не делай», убедишься в следующем: если запреты, умышленное нарушение которых карается каретом, нарушаются неумышленно, то приносится жертва, — и это, как правило, хатат кавуа (установленная грехоочистительная жертва). Однако есть два особых случая, когда умышленное нарушение заповеди карается «отсечением души», а за неумышленное — приносится другой вид грехоочистительной жертвы: хатат one вейоред (грехоочистительная жертва, зависящая от материального благосостояния согрешившего). И два этих исключения: запрет заходить в Мишкан или в Храм в состоянии ритуальной нечистоты (НД 77) и запрет вкушать освященную пищу, находясь в состоянии ритуальной нечистоты (НД 129).

И также следует прояснить, что за неумышленное нарушение тех заповедей «Не делай», умышленное нарушение которых карается каретом, приносится, как правило, хатат (грехоочистительная жертва) — кроме одного случая. И это исключение: запрет хулить и проклинать Имя Ашема (НД 60) — умышленное нарушение карается каретом, но нарушивший запрет неумышленно не обязан принести жертву.

И необходимо прояснить также, что при совершении тех преступлений, которые караются любым из видов смертной казни по решению суда, — в случае, если казнь не была приведена в исполнение или же о преступлении не сообщили суду, нарушитель карается каретом. Исключение составляют десять преступлений, за совершение которых преступник хотя и карается смертной казнью, но не подлежит карету. И эти исключения: месит (НД 16), мадиах (НД 15), лжепророк (НД 27), пророчащий именем идола (НД 26), законоучитель, преступающий решение Санхедрина (НД 312), бен сорер уморе (НД 195), похититель людей (НД 243), убийца (НД 289), ударивший отца или мать (НД 319) и проклявший отца или мать (НД 318). Каждый, кто совершил одно из этих преступлений, — если были свидетели, карается по решению суда смертной казнью; но если преступление не открылось или же у суда нет достаточных доказательств, чтобы приговорить обвиняемого к смертной казни, нарушитель не подлежит карету, хотя и предает себя в руки смерти («от руки Небес»).

Пойми эти принципы и запомни.

353-я заповедь — запрещение проявлять знаки интимной близости по отношению к лицам, с которыми, согласно закону Торы, нам запрещена интимная близость. И даже если это не приводит к близости с ними, нам запрещено обнимать, целовать их и совершать тому подобные действия, связанные с интимными отношениями. И об этом речение Ашема, предостерегающее от подобных действий: «Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу» (Ваикра 18:6). Т.е. «не приближайтесь» к ним, совершая действия, которые могут привести к интимной связи.

В Сифре (Ахарей мот) объясняется: «…Не приближайтесь, чтобы открыть наготу» — отсюда следует, что запрещено «приближаться» именно для совершения близости. Но откуда мы знаем, что запрещено «приближаться» даже с ласками? Тора говорит (там же 18:19): «И к жене во время отстранения ее — в нечистоте ее — не приближайся» (т.е. к жене, находящейся в состоянии ниды, запрещено даже притрагиваться). А откуда мы знаем, что и во всех других запрещенных случаях нельзя не только вступать в близость, но и «приближаться»? Тора говорит (и относительно ниды, и относительно других запрещенных связей): «…Не приближайтесь, чтобы открыть наготу» (т.к. «приближение» ведет к «открытию наготы»). И там сказано: «…Ибо все, кто сделает что-либо из этих мерзостей, — души делающих это будут отсечены от своего народа» (там же 18:29). Что имеет Тора в виду? Может быть, поскольку сказано: «Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь…», то «приблизившийся» с запретными ласками тоже подлежит «отсечению души»? Тора говорит: «души делающих» (т.е. непосредственно вступающих в близость), а не «души приближающихся».

И предостережение совершать подобные гнусности повторено в Торе: «Соблюдайте же Мой закон, чтобы не поступать по этим гнусным обычаям…» (там же 18:30).

И еще Ашем сказал: «По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и не следуйте их уставам» (там же 18:3). В этом Его речении не содержится самостоятельной заповеди. Но Ашем запрещает следовать тем развратным обычаям и совершать те мерзости, которые затем перечисляются в Торе. Т.е. конкретным заповедям, запрещающим определенные виды близости, предшествует общий запрет: следовать обычаям Египта и обычаям Ханаана. И в этом запрете подразумевается все, что там совершалось: и нравственное разложение этих народов, и их обычаи, связанные с земледелием и скотоводством, и принятую у них систему отношений между людьми. Поэтому вслед за общим запретом Ашем разъясняет: эти обычаи, следовать которым Я тебе запретил, такие-то и такие-то — наготы такого-то не открывай и наготы такой-то не открывай. А завершая данную тему, Ашем говорит: «А вы соблюдайте Мои уставы и Мои законы и не делайте этих мерзостей… ибо все эти мерзости делали люди этой земли, жившие здесь перед вами» (там же 18:26-27).

В Сифре объясняется: «Может быть, запрещено строить дома так, как они строили, и насаждать виноградники так, как они насаждали? Тора говорит: «…И не следуйте их уставам» — т.е. не следуйте законам и обычаям, принятым ими и их отцами». И там же сказано: «А как они поступали? Мужчина брал «в жены» другого мужчину, а женщина выходила «замуж» за женщину, и женщины брали в мужья одновременно двух мужчин».

Итак, мы выяснили, что запрет следовать обычаям Египта и обычаям Ханаана, не является заповедью, предостерегающей от всех запретных близостей вместе взятых. Но Тора предостерегает от каждой из запрещенных связей отдельно.

Все законы, связанные с выполнением данной заповеди (НД 353), мы уже разъясняли в нашем комментарии на Мишну (Санхедрин 7:4), и там же мы указали, что нарушитель этого запрета карается бичеванием.

И еще ты должен знать, что ребенок, родившийся от запрещенной близости, которая карается «отсечением души», называется мамзером. Исключением является случай, когда женщина в час зачатия находилась в состоянии ниды (НД 346). Ребенок, родившийся от такой женщины, — не мамзер, но он называется бен анида (сын ниды).

Но тот, кого Ашем называет мамзером (Дварим 23:3), приобретает свой статус независимо от того, являлась ли запрещенная близость, в которой он был зачат, умышленной или нет.

Связанные с этим законы разъясняются в четвертой главе трактата Йевамот (49аб).

354-я заповедь — запрещение мамзеру вступать в близость с еврейкой. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Да не войдет мамзер в общину Ашема, и десятое поколение от него не войдет в общину Ашема» (Дварим 23:3).

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (786) и в конце трактата Кидушин (69а,72б-76а).

355-я заповедь — запрещение вступать в близость с женщиной, не заключив с ней брачного договора (ктубы) и не вступив с ней в брак (кидушин). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Да не будет блудницы из дочерей Израилевых» (Дварим 23:18). И этот же запрет повторен в иных выражениях в Его речении, да будет Он превознесен: «Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату» (Ваикра 19:29).

В Сифре (Кедошим) объясняется: «Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату» — это запрет отдавать свою незамужнюю дочь для интимной связи без заключения брака, а также запрет незамужней женщине вступать в близость без заключения брака».

И послушай, почему этот запрет повторен в иных выражениях и как оба этих речения дополняют друг друга.

Дело вот в чем. Известно, что, согласно законам Торы, соблазнивший девушку или изнасиловавший ее не подвергается никакому иному наказанию, кроме выплаты денежной компенсации — и он обязан взять в жены обесчещенную им девушку, как разъяснено в Писании (Шмот 22:15-16; Дварим 22:28-29). И поскольку этот проступок наказывается только денежным штрафом, как любые иные имущественным преступления, мы бы могли подумать, что точно так же, как человек имеет право передать другу любое свое имущество или простить ему долг, он имеет право передать любому мужчине свою юную дочь для близости и простить ему причитающийся штраф в пятьдесят сребреников, — ведь эти деньги выплачиваются согласно закону отцу соблазненной или изнасилованной девушки. И возможно, отец имеет право передать дочь для близости на условии, что ему заплатят за это столько-то динаров? Поэтому-то Тора предостерегает отца и говорит ему: «Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату» — поскольку, согласно закону Торы, денежная компенсация выплачивается только в том случае, если девушка уже была соблазнена или изнасилована. Но нельзя совершать подобную сделку по взаимному желанию и согласию обеих сторон (т.е. соблазнителя и отца). И Ашем указал, к чему может привести подобный тип отношений — Он сказал: «Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату, чтобы земля не извратилась и не наполнилась земля развратом». Ведь изнасилование или соблазнение встречаются редко, но, если бы было разрешено вступать в подобную связь с взаимного согласия сторон, разврат распространился бы по земле. И это прекрасно объясняет смысл приведенного речения, а также связанные с этим законы Торы.

Преступивший этот запрет, — т.е. вступивший в связь с незамужней женщиной, — карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Ктубот и Кидушин.

356-я заповедь — запрещение возвращать прежнюю жену, если, получив развод, она уже побывала замужем за другим. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Если некто возьмет жену и… она не найдет благоволения в его глазах… и он напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отпустит ее из своего дома; и она… выйдет замуж за другого, и возненавидит ее и этот, последний муж, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отпустит ее из своего дома, или же умрет этот последний муж… не может ее первый муж, который отпустил ее, опять ее взять, чтобы она была ему женою… ибо это — мерзость перед Ашемом» (Дварим 24:1-4).

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Йевамот (36,116-12а,44аб,69а,78а,88б,95а).

357-я заповедь — запрещение вступать в близость с йевамой (бездетной вдовой — см. Д 216-217). Данный запрет распространяется на всех, кроме брата умершего. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Если братья жить будут вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то пусть не выходит жена умершего за чужого человека, вне семьи» (Дварим 25:5).

Нарушившие этот запрет караются бичеванием — и он, и она.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Йевамот (13б,23б,53а,55б,97-100б,102б,114б).

358-я заповедь — запрещение мужчине, совершившему изнасилование и, согласно закону Торы, взявшему в жены жертву своего насилия (Д 218), разводиться с такой женой. И об этом речение Ашема: «Если же встретит кто девственницу, которая не обручена, и схватит ее, и ляжет с нею, и застанут их, то пусть отцу девицы даст мужчина, лежавший с нею, пятьдесят сребреников, и ему будет она женою… не может он развестись с ней во все свои дни» (Дварим 22:28-29).

И это запрет, нарушение которого может быть исправлено выполнением заповеди «Делай»: «…и ему будет она женою».

В трактате Макот (15а) так и разъяснено: нарушение этого запрета может быть исправлено выполнением соответствующей предписывающей заповеди. И там сказано: «Если он разводится с такой женой, то должен вернуть ее себе в жены — и бичеванием не карается. Но, если он коэн (а коэну запрещено возвращать жену, с которой развелся) — он карается бичеванием и не возвращает ее».

И знай, что даже в случае, когда еврей (но не коэн) разводится с такой женой, но она умирает прежде, чем он успевает ее вернуть, или же выходит замуж за другого, — нарушивший запрет карается бичеванием, ведь он уже не может исправить свой проступок выполнением заповеди «Делай» — в соответствии с принципом, согласно которому наказание зависит от того, возможно ли выполнить исправляющую нарушение заповедь «Делай».

Законы, связанные с соблюдением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот.

359-я заповедь — запрещение давать развод жене, после первой близости с которой муж ложно заявил суду, что не нашел следов ее девственности (Д 219). И об этом речение Ашема: «И ему будет она женою, не может он развестись с ней во все свои дни» (Дварим 22:19).

И нарушение этого запрета так же может быть исправлено выполнением заповеди «Делай»: «и ему будет она женою». Закон, связанный с наказанием нарушителя бичеванием, подобен аналогичному закону о насильнике, который, в нарушение запрета Торы, развелся с изнасилованной им женщиной (НД 358) — и так указано в конце трактата Макот (15а). И там, а также в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.

Триста шестидесятая заповедь — запрещение мужчине, у которого половые органы повреждены так, что он не в состоянии произвести потомство, вступать в близость с еврейкой. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Да не войдет в общину Ашема тот, у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член» (Дварим 23:2).

И если такой мужчина берет в жены еврейку и вступает с ней в близость, он карается бичеванием.

Законы, связанные с соблюдением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (70а,75-76а,79б,81аб,83б).

361-я заповедь — запрещение кастрировать самцов любого вида животных, а также стерилизовать мужчин. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен; после того, как в стихе были упомянуты животные «с ятрами измятыми, раздавленными, вырванными или отрезанными», Ашем сказал: «И в вашей земле не делайте этого» (Ваикра 22:24). И объяснено (Сифра, Эмор): «И в вашей земле не делайте…» — среди вас не делайте».

Преступивший этот запрет — тот, кто кастрировал самца любого вида, — карается бичеванием.

В главе Шмона шерацим (Шабат 110б-111a) объясняется: «Откуда известно, что запрещено стерилизовать человека? Тора говорит: «И в вашей земле не делайте этого» — среди вас не делайте. И даже тот, кто кастрирует уже частично кастрированного, нарушает этот запрет, ведь сказал раби Хия бар Авун со слов раби Йоханана: «Согласно всем мнениям, тот, кто заквашивает уже заквашенное, нарушает запрет (НД 98), ведь сказано: «Никакое хлебное приношение, которое вы приносите Ашему, не должно быть сделано из квасного» (Ваикра 2:11) и «Не должно оно быть испечено из квасного» (там же 6:10). И тот, кто кастрирует уже частично кастрированного, тоже нарушает запрет, ведь в стихе сказано: «с ятрами измятыми, раздавленными, вырванными или отрезанными». А если уж запрещено отрезать, то тем более нельзя вырывать совсем? Однако сказано так, чтобы научить: тот, кто вырывает до конца после того, как уже было отрезано, тоже подлежит наказанию за нарушение этого запрета».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактатов Шабат (1106-111а,134а,135а) и Йевамот (75а-76а).

362-я заповедь — запрещение возводить на царство в Израиле человека, не рожденного в нашем народе, даже если он праведный гер. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Из среды братьев своих поставь над собою царя, не можешь поставить над собой чужеземца, который не брат тебе» (Дварим 17:15).

И сказано в Сифри (Шофтим): «Не можешь поставить над собой чужеземца…» — это заповедь «Не делай».

И так же при всех других назначениях, связанных с осуществлением власти Торы (судья, глава ешивы и т.п.) и светской власти, не избирают человека из герое, но только рожденных еврейской матерью, — ведь сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Поставь над собою царя… из среды братьев твоих»

(там же). И сказали мудрецы: «Все правители, которых ты над собой ставишь, должны быть только «из среды братьев твоих» (Йевамот 456).

А то, что царь должен быть именно из сынов Израиля, нам известно также из книг Пророков: царская династия идет от Давида. И ясно сказано мудрецами (Иома 726): «Царской короны удостоился Давид» — и его потомки до конца времен.

Для всех тех, кто верен Торе нашего учителя Моше, царем может быть только человек из рода Давида и из потомков Шломо. А тот, кто не происходит из этого славного рода, в отношении права на престолонаследие называется «чужеземцем» — точно так же, как по отношению к служению в Храме мы называем «посторонним» всякого, кто не происходит из рода первосвященника Аарона. И это ясно и не вызывает сомнений.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактатов Йевамот (456,1016-102а), Санхедрин (366), Coma (41аб) и Нида (496).

363-я заповедь — запрещение царю содержать избыточное количество лошадей. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Из среды братьев своих поставь над собою царя… Только пусть он не заводит себе множества коней» (Дварим 17-15-16).

Он должен ограничить себя так, чтобы не было коней, скачущих перед ним — ни одного лишнего коня, кроме того, на котором он сам скачет. И также ему дозволяется содержать в конюшнях коней, на которых будет сражаться его войско в случае войны. Но лично для себя — всего одного коня.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Санхедрин (21б).

364-я заповедь — запрещение царю иметь более разрешенного законом числа жен. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «И пусть не обзаводится множеством жен, дабы не развратилось его сердце» (Дварим 17:17).

Разрешенный царю предел: у него не должно быть более восемнадцати жен, соединенных с ним брачным договором (ктубой) и ритуалом бракосочетания (кидушин).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, так же разъясняются во второй главе трактата Санхедрин (21аб).

И если царь берет жену сверх разрешенного предела, он карается бичеванием.

365-я заповедь — запрещение царю преумножать свою личную казну. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «И пусть серебра и золота не умножает он себе чрезмерно» (Дварим там же).

Положенный предел: его личная казна не должна превышать суммы, необходимой на оплату его выезда и его слуг. Но ему разрешено умножать государственную казну, используемую на нужды всего народа Израиля.

И Ашем, да будет Он превознесен, разъяснил причины этих трех заповедей. А именно: «Только пусть он не заводит себе множества коней, чтобы не возвратил народ в Египет ради умножения коней (потому что именно в Египте приобретали лучших коней — Раши)» (там же 17:16); «И пусть не обзаводится множеством жен, дабы не развратилось его сердце» (там же 17:17);»И пусть серебра и золота не умножает он себе чрезмерно (по той же причине, что указана в предыдущем стихе: чтобы «не развратилось его сердце)».

И поскольку их причины были указаны, эти заповеди оказались, как известно, отброшены царем Шломо, да пребудет на нем мир. Несмотря на свои великие познания и мудрость, он позволил себе нарушить эти запреты (решив: «А я умножу жен, но мое сердце не развратится» и т.п.) и оступился.

По словам наших мудрецов (Санхедрин 21б), в том, что произошло со Шломо содержится предостережение сынам человеческим: если бы они ведали причины и смысл всех заповедей, то нашли бы путь их отбросить. Ведь даже такой великий и совершенный человек, как Шломо, оступился и посчитал, что его-то нарушение этих запретов никогда не приведет к греху. А уж тем более пренебрегали бы заповедями люди толпы с ординарным рассудком. Они бы сказали: «Это запрещено, а это предписано только по такой-то и такой-то причине, — значит, мы можем пренебречь самим запретом, но остережемся, чтобы не было тех последствий, из-за которых данное действие запрещено». Таким путем все законы Торы были бы отброшены. Поэтому Ашем, да будет Он превознесен, скрыл причины и смысл заповедей — но нет среди них ни одной, не имеющей причины и смысла. Однако в большинстве случаев обыденное сознание людей не способно воспринять и постичь эти причины. И вместе с тем, как свидетельствует пророк обо всех заповедях: «Приказы Ашема справедливы, они радуют сердце, заповеди Ашема ясны — просветляют очи» (Теилим 19:9).

И попросим помощи у Ашема, чтобы Он помог нам выполнить все, что Он нам заповедал, и отдалиться от всего, что Он нам запретил.

Вот и все, что мы хотели включить в состав этого сочинения. Благословен Милосердный, поддержавший нас!