Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 1. Важность занятия воспитанием

Важность занятия воспитанием

Ценность воспитания

Нужно развивать стремление к работе в области воспитания. Когда объясняют и понимают насколько это важно, великое достоинство и ценность воспитания еврейского ребенка – будет стремление войти в область воспитания.

Занятие воспитанием должно быть не ради парносо, но из-за чувства важности этого дела и его достоинства (парносо — это само собой, а суть – это хинух).

Когда учитель чувствует важность воспитания и насколько велика ответственность, возложенная на него, он не только будет делать свою работу честно (что это относится ко всем практически), но отдаст себя на эту работу с особой ответственностью, с чувством, энергией и вкусом.

Воспитание не должно оставлять равнодушным

Когда занимаются мивца хинух, не имеется в виду, что достаточно раздать разъяснительный материал и на этом работа заканчивается. Должна волновать и затрагивать ужасная заброшенность в области воспитания, даже если невозможно помочь, и тем более и тем более – если можно помочь.

Вот несколько примеров положения, которое болит и волнует человека.

Человек, у которого оторвалась пуговица от его одежды, или его одежда разорвалась – это его очень сильно волнует (особенно если это субботняя одежда), и он ищет пути, как исправить ущерб. Если есть течь из потолка в доме – это очень волнует, и хозяин беспокоится, чтобы найти рабочего, который это исправит. Когда нет молока для ребенка – это очень волнует родителей. Когда у человека нет этрога – это больно ему и волнует его очень сильно. Тот, у кого упала из его рук монета, и он не может ее найти – это его очень волнует. Когда человек видит заблудившегося осла, даже если это осел его товарища, это должно очень волновать, и следует вернуть его. Когда человек видит пожар в доме среди ночи, это должно очень волновать, и он должен разбудить жильцов от сна, и также вызвать пожарных, и понятно, что он не должен продолжать идти дальше, как будто бы ничего не произошло. Когда видят террориста или подозрительную вещь, следует сделать все, чтобы спасти.

Нужно воспитывать бохрим, чтобы им было больно за положение в области воспитания, чтобы это было их дело, и чтобы они хотели помочь и исправить это.

Первая цель – воспитание

Не следует думать, что тот, у кого нет другого заработка, становится учителем, но наоборот – каждый, кто способен быть учителем – должен чувствовать, что на нем есть святая обязанность быть учителем и воспитателем (и особенно сегодня, когда воспитание – это спасение жизни); но тот, кто не способен на это – пусть ищет себе другой заработок.

Спасение душ

Воспитатель должен чувствовать, что его работа – это спасение души. Душа и будущее воспитанника находится в руках воспитателя, и подобающее воспитание –это спасение жизни.

Основа жизни еврея – это Тора, и в ней есть закон по поводу каждого и каждого аспекта в жизни человека на земле. Задача воспитателя – воспитать ребенка, как жить, и вся жизнь воспитанника зависит от воспитания, которое он получил. Воспитание – это основа воспитанника и его будущее, и это отдано в руки учителя и воспитателя.

Воспитывать сына Вс-вышнего

Сыновья Израиля называются сыновьями Вс-вышнего. Учитель и воспитатель – воспитывает сына Вс-вышнего, царского сына, и это должность важнее всех других. Так мы видим у наших рабеим-несиим, начиная от Баал Шем Това, что они занимались хинухом еврейских детей.

Меламед важнее, чем шалиах

Следует объяснять молодым людям из Анаш, что меламед — это гораздо важнее, чем шалиах.

Ибо, значительная часть времени шалиаха посвящена сбору денег, а меламед занимается распространением Торы среди своих учеников. И когда меламед в свое свободное время занимается мивцоим – тогда есть у него настоящее совершенство, гораздо больше, чем у шалиаха.

И также – занятие с учениками подобно занятию мивцоим, и более того, меламед занимается тем, что создает новых шлухим, которые будут заниматься мивцоим…

Гордость Любавич

Ребе Райац объясняет в своих беседах, насколько велико достоинство меламдим, и многие из самых больших хсидим были меламдим. Меламед должен чувствовать «гордость Любавич» в своей воспитательной деятельности.

То, что смотрят на меламеда без уважения, — так всегда было, во всех поколениях, и хасидим не считались с этим, и не боялись этого.

Аhавас Исроэл – основа воспитания

В последнее время говорится много про мивца аhавас Исроэл. Обучение еврейских детей – это самое сильное выражение аhавас Исроэл. Из соображений аhавас Исроэл следует желать быть Меламедом, приближать своих учеников к еврейству. Аhавас Исроэл – это основа воспитания.

Учиться и учить

Мы говорим в благословении «аhавас ойлом»: «и дай в нашем сердце понимание, чтобы постигать и умудриться, услышать, учиться и учить».

Мы используем «аhавас ойлом» Вс-вышнего, и просим от Него так много, и все – для того, чтобы было «леламейд»; но когда доходит до дела, мы не занимается совершенно «леламейд», мы далеки от этого и это не важно для нас…