Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Врата четвертые. ВРАТА НАГЛОСТИ

ВРАТА НАГЛОСТИ

Наглость /азут/ — это дурное качество в большинстве своих проявлений, оно противоположно качеству стыдливости. Стыдливый не мстит и жалеет, прощает и милует, а наглец и упрямец не прощает и не стесняется никого, но упорствует в своей наглости и строптивости, любое злое дело совершит и не постыдится. Об этом сказано: «Их сердца тверже скалы — отказываются раскаяться» (Ирмия 5; 3). И сказано: «Лица сыновей тверды, и сердца их крепки» (Иехезкель 2; 4).

Все добрые достоинства стыдливости противоположны применительно к наглости. Когда человек укрепляется в этом свойстве, — низок он в глазах людей, даже если он мудрец. И множество бед тянутся за наглостью, — наглец ведет себя нагло с людьми, и ему не избежать раздоров, ненависти и зависти. Наглец отказывается от своего отца[1] (Калла 1). Он не почитает почтенного и не жалеет старого, и все преступления, упоминаемые в Законе, легко преодолимы в его глазах, и он способен совершить их из-за своей великой наглости; и о нем сказано: «Наглый — в Гееном» (Авот 5; 20).

Наглый зовется злодеем, как сказано: «Злодей показывает свою наглость в гневе» (Мишлей 21; 29), а злодеи достойны осуждения, и отвратительны они пред Всевышним. И имя злодеев достойно осуждения, как написано:

«Да сгинет имя злодеев» (Мишлей 10; 7). О стыде сказано: «И научит смиренных Своему пути» (Теилим 25; 9), а о наглом сказано: «А путь злодеев искривит» (там же 146; 9).

В ком есть свойство наглости, творит многие преступления, одно за другим, и считает себя праведником. Потому-то мы и произносим в исповеди /видуй/: «Мы не настолько наглы и жестоковыйны, чтобы сказать пред Тобой, Всевышний, что мы праведны и не согрешили, — мы согрешили». Но когда преступник говорит: «Я не согрешил!» — вот дурное и болезнетворное качество. За это Всевышний осудит его и не пожалеет, как написано: «Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: «Я не согрешил!» (Ирмия 2; 35), и сказано: «Кто скрывает свои преступления — не преуспеет, а того, кто признается и оставит дурной путь, — пожалеют и помилуют» (Мишлей 28; 13). Путь наглости весьма далек от пути раскаяния и от пути добра, ибо о блуднице сказано: «Нагло говорит ему» (там же 7; 13).

Это очень дурное свойство: оно приводит человека к тому, что он срамит товарищей и бедных подобно тому, как сказано: «Нищий говорит с мольбою, а богатый отвечает нагло» (там же 18; 23). А уж тем более тот, кто презирает и срамит своих учителей, по своей великой наглости упрямо грубит упрекающим его, — это свойство сживает наглеца со света. И это свойство следует изгнать из своей души!

Но свойство «азут» весьма похвально, когда оно применяется к служению Всевышнему. Быть наглым и дерзким перед злодеями и не покорствовать им, не слушать их совета и не соглашаться с их ложью и мерзостями, и не льстить им! Нужно дерзать в исполнении заповедей и в тех случаях, когда люди насмехаются над этим. И нужно дерзать и спрашивать своих учителей, если чего не знаешь, и не стесняться в этом. И нужно быть дерзким, открывая людям их грехи и упрекая их.

Но там, где свойство «азут» достойно порицания, его нужно усмирять и пересиливать по силам своим. Ибо очень трудно избежать этого свойства, если не приложить всю свою силу и всю свою мощь. Нужно победить его и уничтожить в себе, когда оно преступно, но держаться его, когда жестоковыйность и дерзость достойны награды.


[1] Имеется ввиду, что наглость свойственна мамзерам (бастардам), и наглость человека показывает, что он бастард.