Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Память о деле творения»

 

Обоснование для самого института субботы дается уже в Десяти заповедях: «Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в день седьмой – потому благословил Г-сподь день седьмой и освятил его». И обоснование это, опираясь на рассказ самой Торы о сотворении мира, подчеркивает роль субботы в свидетельстве о сотворении мира Вс-вышним. Следовательно, суббота – это «память о деле Творения» и краеугольный камень монотеизма.

Прекращая работу перед субботой, мы тем самым демонстрируем перед всем светом, что следуем путям Творца: Он после завершения всей работы по сотворению мира в течение шести будничных дней «прекратил в день седьмой всю работу Свою, которую создал», – и так же поступаем мы.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Вторая основа субботы – это тот факт, что суббота – «память об исходе из Египта». В тексте Десяти заповедей, изложенном Моше в книге Дварим, это формулируется так: «И помни, что рабом был ты в стране Египетской, и вывел тебя оттуда Г-сподь, Б-г твой, крепкой рукою и мощью великой – поэтому повелел тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний». Следовательно, суббота имеет не только универсальное значение, но является нашей важнейшей национальной ценностью.

Переход от будней к святости, от работы к покою -это переход от рабства к свободе подобно исходу наших предков из Египта. Суббота призвана дать нам ощущение того, что история повторяется: мы снова присутствуем при чуде освобождения из Египта – исхода из мрака к свету, из рабства к свободе. Каждую субботу мы снова и снова повторяем чудо исхода из Египта со всеми оттенками его смысла и со всеми его результатами: мы видим руку Вс-вышнего, творящую все чудеса и знамения, присутствуем при даровании Торы у горы Синай, вновь завоевываем Страну Израиля, вновь поселяемся на ее просторах…

ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО

Дополнительный акцент делает суббота на равенстве всех людей пред Вс-вышним и на Его заботе о всех созданиях, сотворенных на благо человеку: «Шесть дней занимайся трудом своим, а в день седьмой пребывай в покое, чтобы отдохнул бык твой и осел твой, чтобы вздохнул свободней сын рабыни твоей и пришелец» (Шмот, 23). Та же идея выражена и в Десяти заповедях: «А в день седьмой – суббота… не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, что в воротах твоих, – чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя подобно тебе».

Нет нужды останавливаться более подробно на этом великом воспитательном значении субботы. Даже те, кто в течение всех шести дней недели находятся на самом дне человеческого общества, в субботу приобретают равные со всеми права. Загляните в синагоги в субботу, и вы увидите, как богатые и бедные молятся вместе и вместе изучают Тору. Поистине, «один Отец у них всех»! В субботу нет работника и работодателя – все равны пред Вс-вышним.

СУББОТА – ДЕНЬ ДУХА

От еврейского народа, народа Книги, требуется особая высота мысли и духа. И с этой задачей народ Израиля с честью справлялся и справляется, несмотря на все превратности своей истории.

Где найдет в наши дни народ, занятый строительством своей страны, время, необходимое для овладения своими духовными ценностями? Суббота выполняет и эту функцию: один день в неделю полностью посвящается изучению Торы, совершенствованию мысли, духовному подъему. Каждую неделю мы отрываемся на один день от материального мира и его ценностей, от погони за материальным успехом…

Суббота – день духа и она освящает духовностью все остальные дни недели.

ВСЕ ВМЕСТЕ

И еще одну идею несет в себе суббота – обновление семейных связей, придание большего единства союзу мужчины и женщины, укрепление дружеских связей между соседями.

Какова сегодня реальность нашей жизни? Днем – работа, тревоги и заботы, вечером – телевизор, домашние работы, развлечения… Усталые труженики рано отправляются спать. Встречи членов семьи – если они вообще встречаются – редки и мимолетны.

Множество кризисов в отношениях между супругами и между детьми и родителями можно было бы избежать, если бы у людей нашлось время поговорить друг с другом, объясниться, прийти к взаимопониманию.

И вот тут-то суббота преподносит нам особый подарок: день, когда не нужно идти на работу, когда не нужно готовить уроков, когда не смотрят телевизор. В этот день нет домашней работы, в этот день не спрашивают: куда пойдем вечером? Семья собирается за субботним столом: свечи, белая скатерть, празднично накрытый стол, «Кидуш», субботние песни, слова Торы – вот что такое субботний вечер. В такой обстановке вы не можете молчать, вы не можете не открыть свое сердце навстречу сердцам домочадцев. Вы наконец-то можете побеседовать с ними обо всем, что накопилось за всю неделю. Вот здесь, у субботнего стола – истинное место развития культуры беседы. Здесь учатся слушать и слышать, говорить и рассказывать, углублять старое и открывать новое. Вот что ломает шаблоны и разрушает рутину, вот что придает жизни новизну и свежесть!

«ХРАНИ» И «ПОМНИ»

«Храни» и «помни» в одном слове дал нам услышать единый Б-г», – поем мы, встречая субботу и вспоминая, как при даровании Торы мы чудесным образом услышали одновременно слова «храни день субботний» и слова «помни день субботний». Так объясняют наши мудрецы, почему в одном месте изложения Десяти заповедей сказано «помни день субботний», а в другом —«храни день субботний».

Оба выражения имеют глубочайший смысл. Из повеления «помни день субботний» мы учим, что необходимо придавать субботе ее неповторимый облик: зажигать свечи, произносить особые субботние молитвы, совершать «Кидуш» и «Гавдалу», читать Тору в синагоге, устраивать субботние трапезы и петь субботние песни. Из повеления же «храни день субботний» мы учим, что есть вещи, которых мы должны избегать в субботу, чтобы сохранять особый характер этого дня: что есть множество видов работы, которые запрещено делать в субботу, что мы обязаны изучать законы субботы, чтобы знать и то, что запрещено делать в субботу Торой, и то, что запрещено делать в субботу нашими мудрецами, чего следует избегать как противоречащего духу субботы – духу святого дня.

«Храни» и «помни» – это две стороны одной медали, позитивная и негативная. Представим себе, что человек уснул в пятницу под вечер и проспал 25 часов подряд – исполнил ли он заповедь о субботе? На первый взгляд кажется, что он исполнил повеление «храни» – он ведь ничем не нарушил субботу. Но в действительности он не выполнил заповеди о субботе. Мало не делать ничего – необходимо также сделать что-то, чтобы суббота была субботой. Такой человек не исполнил повеления «помни» – он ничего не сделал, чтобы освятить этот день и самого себя.

Этим примером мы хотим устранить очень распространенную ошибку – распространенную в среде тех, у кого нет правильного представления о том, что такое еврейская суббота. Они видят в законах субботы лишь собрание запретов – своего рода «табу»: не ездить, не курить, не включать электричества – ни тебе моря, ни волейбола, ни телевизора… Как будто вся суббота сводится только к запретам! Ясно, что ощущение это основано на половине правды. Незамеченной остается вторая половина: что заповедь о субботе имеет и позитивную сторону, которая отнюдь не менее важна, чем негативная. К субботе нельзя относиться только как ко дню физического покоя – это день, когда человеку дается возможность духовного роста. Все, что, как нам кажется, доставляет нам удовольствие – поездки, купание в море, футбольные матчи, – в действительности совершенно лишено духовного содержания. Ему есть место в будни. В субботу мы обязаны исполнять слова Торы: «Помни о дне субботнем, чтобы освящать его».