Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Благословения, которые произносят…

 

ВЕСНА ПРИШЛА

Благословения, о которых говорится здесь, связаны с различными явлениями природы, поражающими нас своей красотой или необычностью. Хотя мы отлично знаем, какие природные силы вызывают к жизни эти явления, произнося благословение, мы подчеркиваем, что во всем этом проявляется величие Творца, создавшего и приведшего в действие все эти силы. И вслед за царем Давидом, написавшим книгу Тегилим, мы восхищаемся: «Как многообразны деяния Твои, Г-сподь, как мудро Ты все устроил!»

При виде цветущих фруктовых деревьев мы произносим следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший совершенный мир и сотворивший в нем прекрасные создания и прекрасные деревья для наслаждения сынов человеческих!»

Это благословение мы произносим один раз в году, а когда пора цветения деревьев проходит, уже поздно его говорить. Над новыми плодами деревьев мы произносим благословение: «Давший нам жизнь».

МЕТЕОРЫ, ТАЙФУНЫ И УРАГАНЫ

Если мы видим падающую звезду, молнию, освещающую темное небо, если мы оказываемся свидетелями землетрясения или бури, необычной по силе в наших местах, мы говорим: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий мироздание!»

Услышав раскаты грома после блеска молнии, мы произносим: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сила и могущество Которого наполняют мир!»

Если мы увидели молнию и почти одновременно с ней услышали гром, мы говорим лишь одно благословение: «Благословен… творящий мироздание».

В дождливое время года мы произносим эти благословения не раз: если тучи рассеялись, засияло солнце, а потом снова началась гроза, засверкала молния и загремел гром – мы снова произносим те же благословения.

РАДУГА

Увидев между облаками радугу, мы не только любуемся красотой этого явления природы. Мы вспоминаем глубокое его значение – значение знака, подтверждающего обещание Вс-вышнего Ноаху и его сыновьям никогда более не посылать на землю Потоп. Поэтому мы благословляем: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, помнящий клятву и верный Своей клятве, и всегда исполняющий сказанное!»

Если во время путешествия по дальним странам мы встречаем поражающие воображение чудеса природы – вулканы, девственные леса, водопады, заснеженные равнины, высокие горы и глубокие моря, восхищающие нас своей первобытной красотой, мы благословляем Вс-вышнего: «Благословен… творящий мироздание!»

ЕСЛИ ВЫ ВСТРЕТИЛИ ЦАРЯ…

Если вы встретили мудреца, еврея, известного своим знанием Торы, следует произнести: «Благословен… уделивший от мудрости Своей тем, кто боится Его». А если это знаменитый ученый – нееврей, то мы говорим: «… уделивший от мудрости Своей плоти и крови».

Тот, кто удостоится встретить царя из дома Давида, должен благословить: «Благословен… уделивший от славы Своей тем, кто боится Его». Сегодня у нас нет возможности произносить это благословение – потому что нет у нас царя из дома Давида, но если нам случится встретить нееврейского царя, имеющего власть казнить или миловать и не зависящего от причуд демократии (вроде королей Саудовской Аравии или Марокко), мы обязаны произнести благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, уделивший от славы Своей плоти и крови».

«ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЙ ПРЕДЕЛЫ ВДОВЫ»

Закончим эту главу благословением, связанным с заселением Страны Израиля. Тот, кто видит поселения в Эрец-Исраэль, основанные совсем недавно, или тот, кто входит в старую, но вновь отстроенную синагогу, которая прежде была опустошенной, произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, восстанавливающий пределы вдовы». Почему мы упоминаем «вдову»? Дело в том, что это – эпитет, которым мы называем Страну Израиля, что была подобна «соломенной вдове»: покинутая своим народом, уведенным в изгнание. Но теперь, когда еврейский народ возвращается в свою страну, восстанавливает и заселяет ее, -мы благодарим Вс-вышнего за то, что начинается новая пора расцвета древней земли.